Д. Шостакович - Том 41 - Музыка к кинофильмам

 



Ноты к песням, мелодиям из кинофильмов советского композитора Дмитрия Шостаковича

 

Музыка к кинофильму «Одна»
соч. 26. Написана в 1930—1931 годах в Ленинграде

 

 

Авторы сценария и режиссеры-постановщики Г. Козинцев и Л. Трауберг. «Союзкино» (Ленинградская кинофабрика), выпуск на экраны 10 октября 1931 года.
Фильм рассказывает о молодой ленинградской учительнице. Преодолевая обывательские представления о «красивой жизни», она приезжает работать на Алтай, в ойротскую деревню. Здесь она вступает в борьбу с местными кулаками — баями.
Фильм снимался как немой, но к концу съемок был переведен на звук. Позже композитор отмечал: «Это была картина старого, немого стиля. Пути, способы и решения для подлинно художественного сочетания звука и изображения в те годы только отыскивались».
Музыка фильма сочетала иронию и гротеск начальных, «ленинградских» эпизодов (галоп «Какая хорошая будет жизнь!», хор «Останься!») с драматическими образами алтайских сцен.
В настоящий том включена вся сохранившаяся музыка к семи частям фильма. В Приложении помещены клавиры номеров, авторские партитуры которых не найдены (Начало, Сон, Марш), а также партитура фрагмента номера 4 («Буря в степи») из шестой части фильма.
Автографы партитуры номеров из шестой части — 2а («Снежная буря»), 3 и фрагмента номера 4 — хранятся в рукописном отделе Ленинградского Государственного Института театра, музыки и кино (ЛГИТМК, ф. 94, оп. 1, ед. хр. 3), остальные—в Государственном центральном музее музыкальной культуры имени М. И. Глинки (ГЦММК, ф. 32, ед. хр. 109).
Публикуется по автографам.

 

Сюита из музыки к кинофильму «Златые горы»
соч. 30а.

 

 

Музыка к кинофильму «Златые горы» («Счастливая улица»), соч. 30, написана в 1931 году в Ленинграде.
Авторы сценария Л. Арнштам, А. Михайловский, В. Недоброво, С. Юткевич. Режиссер-постановщик С. Юткевич. «Союзкино» (Ленинградская кинофабрика), выпуск 6 сентября 1931 года (в новой редакции—14 августа 1936 года).
В центре фильма, посвященного событиям предреволюционных лет,— судьба крестьянина, пришедшего на заработки в Петербург. Фильм отразил перемены, происходившие в сознании крестьянских масс под влиянием революционного рабочего движения.
О музыке к фильмам «Златые горы» и «Встречный» композитор писал: «Это были уже настоящие советские звуковые фильмы (я подчеркиваю «советские», имея в виду их тематику и идейную направленность), и поэтому я считаю работу над ними важной для себя. Мне повезло: тогда еще многие смотрели на музыку как на «иллюстрацию», аккомпанемент к изображению, но режиссеры этих двух картин Ф. Эрмлер и С. Юткевич оказались музыкальными, чутко понимающими объем той роли, какую должны предоставлять музыке в звуковом кино».
Шостакович в определенной мере симфонизировал музыкальный материал картины. Начальные кадры забастовки сопровождались фугой для солирующего органа с оркестром (в публикуемой сюите—№ 3. Фуга). В качестве лейтмотивов в музыке фильма использованы интонации городского романса «Когда б имел златые горы.» и вальса, написанного для фильма и ставшего популярным.
Сюита из музыки к фильму включает шесть частей: 1. Вступление; 2. Вальс; 3. Фуга; 4. Интермеццо; 5. Похоронный марш; 6. Финал.

Составляя сюиту, композитор пересмотрел музыкальную ткань партитуры: отказался от использования мелодических элементов упомянутого романса, придал Вальсу законченные формы, использовал в Финале заключительные такты своей Третьей симфонии.
Сюита впервые была исполнена оркестром Большого театра СССР в Москве в 1931 году, опубликована Государственным музыкальным издательством в 1935 году.
Автограф партитуры первых двух частей Сюиты хранится в Центральной музыкальной библиотеке Государственного академического театра оперы и балета им. С. М. Кирова; на обложке надпись: «Златые горы. Вальс (№ 2)». Авторизованная копия партитуры с многочисленными авторскими пометками — в ГЦММК (ф. 32, ед. хр. 42); на первой странице надпись, сделанная рукой композитора: «Прошу считать это рукописью, т. к. этот экземпляр прокорректирован. Д. Шостакович. 16/VIII. 1934».
Автографы партитуры музыки к фильму находятся в Центральном государственном архиве литературы и искусства СССР (ЦГАЛИ, ф. 2048, оп. 3, ед. хр. 33) и в ГЦММК (ф. 32, ед. хр. 103), автографы клавира—в ГЦММК (ф. 32, ед. хр. 104).
В основу настоящей публикации положено издание 1935 года, сверенное с автографами.

 

Три фрагмента из музыки к кинофильму «Встречный»
(«Турбина 50 000»), соч. 33. 1932 год, Ленинград.

 

 

Авторы сценария Л. Арнштам, Ф. Эрмлер, С. Юткевич, Д. Дэль. Режиссеры-постановщики ф. Эрмлер, С. Юткевич. «Росфильм» (Ленинградская кинофабрика), выпуск-7 ноября 1932 года.
Название фильма было связано с одним из актуальных лозунгов в борьбе за индустриализацию страны: «Даешь встречный промфинплан!». В 1940 году в беседе с корреспондентом «Вечерней Москвы» Шостакович говорил: «Всегда мне хотелось работать над созданием музыки, отражающей нашу эпоху, мысли, чувства советского человека»15.
В фильме впервые прозвучала «Песня о встречном» на слова Б. Корнилова, ставшая одной из лучших советских массовых песен. Композитор вспоминал: «Песенка из "Встречного" оказалась первой ласточкой среди советских кинопесен, слетевших с экрана в народ. Ее подхватили, запели и пели долго. Теперь она уже перелетела далеко: за океаном она стала гимном прогрессивных людей, а в Швейцарии, например,— свадебной песней. В конце концов эта мелодия потеряла автора, и это тот случай, которым автор может гордиться. Судьба песенки из "Встречного" в свое время многое подсказала мне: она навела на мысль, что созданная как единое целое с фильмом музыка не должна терять своей самостоятельной ценности, будучи отделенной от него»16.
Композитор не раз возвращался к песне, цитируя ее в кинофильме «Мичурин» и в музыкальной комедии «Москва, Черемушки».
Из авторских партитур музыки к фильму сохранились лишь номера 1, 2, 3, публикуемые в настоящем томе. Название «Три фрагмента» принадлежит редактору. Начальная тема первого фрагмента использована композитором позже в неоконченной опере «Большая молния» (см. номер «Шествие моделей», том 23 Собрания сочинений). Последний, третий фрагмент построен на мелодии «Песни о встречном». Публикуются по автографу партитуры, хранящемуся в ЛГИТМК (ф. 94, оп. 1, ед. хр. 2).
Местонахождение автографа партитуры «Песни о встречном» неизвестно, поэтому песня печатается в Приложении как фрагмент номера 10 [«Песня о встречном»] из музыки к кинофильму «Мичурин». В основу публикации положен автограф партитуры начала номера 10 («Монолог Мичурина»), хранящийся в ГЦММК (ф. 32, ед. хр. 263). В Приложении помещены также Скерцо (клавир) и три эскиза к «Песне о встречном». Публикуются по автографу клавира (ГЦММК, ф. 32, ед. хр. 260).
В Ленинградском государственном архиве литературы и искусства (ЛГАЛИ, ф. 257, оп. 16, ед. хр. 2048) имеются оркестровые и хоровые голоса отдельных номеров из музыки к фильму.

 

Пролог из кинофильма «Юность Максима» («Большевик»)
соч. 41. 1934 год, Ленинград.

 

 

Авторы сценария и режиссеры-постановщики Г. Козинцев и Л. Трауберг. «Ленфильм», выпуск 27 января 1935 года. На Международном кинофестивале в Москве в 1935 году картине была присуждена Первая премия (Серебряный кубок).
«Юность Максима» и созданные позже фильмы «Возвращение Максима» и «Выборгская сторона» составили историко-революционную кинотрилогию. В 1941 году она удостоена Государственной премии СССР I степени.
Создание музыки к трилогии о Максиме и к фильму «Великий гражданин» Шостакович назвал одним из «переломных периодов» своей работы в кино: «Только тогда я по-настоящему оценил полезность требований кино: быть максимально выразительным и минимально пространным».
В фильме «Юность Максима» звучали революционные песни («Варшавянка», «Вы жертвою пали»), а также мелодии, характерные для музыкального быта 10-х годов (песни «Крутится-вертится», «Вот мчится троечка лихая», «Люблю я летом с удочкой» и др.).
Шостаковичем был написан Пролог, ставший важной частью музыкального решения фильма. В ироническо-гротесковом плане Пролог изображал разгульное новогоднее веселье буржуазного Петербурга. Здесь композитор полиметрически соединил ряд тем, среди которых полька «Ойра» (у деревянных духовых), краковяк (у медных), цыганский романс «Очи черные» (у струнных и тромбона).
Автограф партитуры Пролога находится в ЛГАЛИ (ф. 257, оп. 16, ед. хр. 2057), автограф клавира—в ГЦММК (ф. 32, ед. хр. 1707). В основе настоящей публикации—автограф партитуры18.
В Нотной библиотеке Государственного симфонического оркестра кинематографии (НБ ГСОК, инв. № 2162) имеются рукописные клавиры номеров из музыки к фильму, не принадлежащих Шостаковичу.

 

Музыка к кинофильму «Волочаевские дни»
(«Дальний Восток», «Интервенция на Дальнем Востоке»), соч. 48. 1936—1937 годы. Ленинград.

 

 

Авторы сценария и режиссеры-постановщики Г. и С. Васильевы. «Ленфильм», выпуск 20 января 1938 года.
Фильм повествует о событиях гражданской войны на Дальнем Востоке, о борьбе с японской интервенцией в 1918 —1922 годах.
Шостакович с увлечением работал над музыкой к этой картине. Одной из главных его задач стало создание подлинно массовой «заглавной» песни. В 1937 году в статье «Мои ближайшие работы» композитор писал: «В фильме „Волочаевские дни" музыки будет не очень много. В этой работе главная трудность для меня заключалась в том, что надо было написать песню, которая является лейтмотивом всей музыки фильма. <.> Это в полном смысле слова героическая песня. Я много работал над ней, сделал десять вариантов, и только одиннадцатый меня удовлетворил. Я останавливаюсь подробно на этой песне потому, что она органически проходит во всей музыке фильма. Она ощущается и в увертюре к фильму, и в финале, и в хоровых кусках. Тема ее чувствуется всюду. В этом была сложность работы»1Э.
Далее композитор определял значение музыкального фона в картине: «Мне хочется, чтобы музыка к фильму играла самостоятельную роль, чтобы не носила сопроводительного характера, чтобы она не являлась добавочным эффектом к тому или иному кадру. Кроме того, мне хотелось, чтобы музыка в фильме была вполне реалистична и выполняла свою служебную функцию. Если, скажем, в кадре один из героев фильма играет на баяне, то здесь будет звучать соответствующая мелодия. Музыка будет звучать и там, где необходимо дать характеристику героя. Она характеризует, к примеру, образ матроса Бублика, подчеркивает его основные черты, она дает характеристику состояния персонажей в сцене встречи белогвардейцев с японцами и т. д.».
В период сочинения музыки к фильму «Волочаевские дни» композитор начал подготовительные работы к созданию задуманной Им, но так и неосуществленной оперы на тот же сюжет (либретто Н. Я. Берсенева). В связи с этим он писал: «Опера находится в стадии разработки, написано много фрагментов и эпизодов. Большую помощь приносит работа над музыкой к фильму „Волочаевские дни", которая является для меня своего рода увертюрой к созданию оперы».
Музыкальный материал к фильму сохранился не полностью. В ГЦММК (ф. 32, ед. хр. 102) находится автограф партитуры, содержащий следующие номера: Увертюра, № 2, № 14 «Японская атака», № 16, «Дальневосточная», Финал, № 45 (вариант № 14), № 46. В настоящий том включены партитуры номеров: Увертюра, Японская атака, Фрагмент (название дано редактором, в оригинале — № 16), Дальневосточная. Публикуется по автографу, сверенному с рукописной копией в НБ ГСОК (инв. № 2464). Оркестровые и хоровые голоса отдельных номеров находятся в ЛГАЛИ (ф. 257, оп. 16, ед. хр. 2073).
В Приложении помещены обработки двух русских песен в фортепианном изложении. Публикуются по авторской рукописи, находящейся в ЛГАЛИ (ф. 257, оп. 16, ед. хр. 2073); на первой странице надпись: «Гармонисту тов. Гвоздеву».

 

Увертюра из музыки к кинофильму «Выборгская сторона»
соч. 50. 1938 год, Ленинград.

 

 

Авторы сценария и режиссеры-постановщики Г. Козинцев и Л. Трауберг. «Ленфильм», выпуск 2 февраля 1939 года.
Центральная тема фильма—созидательная деятельность народа в первый год советской власти.
Музыкальный материал к фильму сохранился не полностью. Местонахождение автографа партитуры неизвестно. В ЛГАЛИ (ф. 257, оп. 16, ед. хр. 2076) имеются разрозненные оркестровые голоса следующих номеров: Увертюра; № 1. Разгром винных складов; № 2; Финал.
В основу настоящей публикации увертюры положена рукописная копия, хранящаяся в НБ ГСОК (инв. № 2762).
Автографы клавира и эскизы отдельных номеров находятся в ГЦММК (ф. 32, ед. хр. 1705).

 

Музыка к кинофильму «Человек с ружьем» («Ноябрь»)
соч. 53. 1938 год, Ленинград.

 

 

Автор сценария Н. Погодин. Режиссер-постановщик С. Юткевич. «Ленфильм», выпуск 1 ноября 1938 года.
Продолжая тему Великой Октябрьской Социалистической революции, фильм одним из первых воссоздал образ ее вождя — В. И. Ленина.
В одном из радиоинтервью 1955 года Шостакович вспоминал: «В процессе работы над музыкой к историко-революционным кинофильмам я много и внимательно изучал революционные песни»22. Музыкально-тематический материал картины представляет собой сплав интонаций революционных песен. Для увертюры композитор взял мелодию звучащей в фильме песни П. Н. Арманда «Тучи над городом встали».
В настоящий том включены все пять номеров, написанные композитором к фильму: № 1. Увертюра; № 2. Октябрь; № 3. Смольный; № За. Смольный; № 4. Финал. Местонахождение автографа партитуры неизвестно.
В основу настоящего издания положены рукописные копии партитуры, хранящиеся в ЛГАЛИ (ф 257, оп. 16, ед. хр. 2085) и НБ ГСОК (инв. № 2113). Автографы клавирных эскизов хранятся в ГЦММК (ф. 32, ед. хр. 1708).

 

Траурный марш из музыки к кинофильму «Великий гражданин»
(вторая серия), соч. 55.
1939 год, Ленинград.

 

 

Авторы сценария М. Блейман, М. Большинцов, Ф. Эрмлер. Режиссер-постановщик Ф. Эрмлер. «Ленфильм», выпуск 27 ноября 1939 года. Кинофильм «Великий гражданин» (две серии) удостоен в 1941 году Государственной премии II степени.
В фильме воплощен образ партийного руководителя-ленинца, отдающего жизнь в борьбе за социализм.
В 1939 году в газете «Ленинградская правда» Шостакович сообщал: «Заканчиваю музыку ко второй серии фильма „Великий Гражданин". Музыке в этом фильме отведено большое место. <.> Центральный эпизод фильма решен в форме траурной симфонической поэмы».
Крайние разделы Траурного марша построены на теме революционной песни «Вы жертвою пали». Шостакович использовал тему той же песни в третьей части Одиннадцатой симфонии «1905 год».
Музыкальный материал к фильму сохранился не полностью. В ЛГАЛИ (ф. 257, оп. 16, ед. хр. 2072) имеются разрозненные оркестровые голоса следующих трех частей: Увертюра, Траурный марш, Заключение.
Марш публикуется по автографу партитуры, хранящемуся в семейном архиве композитора. Рукописных копий не обнаружено.

 

Музыка к мультфильму «Сказка о глупом мышонке»
соч. 56. 1939 год, Ленинград. Редакция для концертного исполнения Б. Тилеса.

 

 

Автор сценария и режиссер М. Цехановский. «Ленфильм», выпуск 13 сентября 1940 года.
«Сказка о глупом мышонке» (по мотивам С. Маршака) — единственное произведение Шостаковича для кино, где музыка звучит непрерывно, представляя единую музыкально-драматическую композицию; отдельных законченных номеров в фильме нет. По существу это детская киноопера с участием солистов-вокалистов и оркестра.
Композитор писал: «Мультипликация есть тоже очень интересный прием, требующий равноценного стилевого выражения в музыке. <.> С большим удовольствием работаю я над этим сочинением. Это мой первый опыт детской киномузыки. <.> Музыка этого фильма состоит из колыбельной песенки, которую поют мышь, утка, свинка, жаба, лошадь, щука и кошка. Эта песенка варьируется в зависимости от характера персонажа, который ее распевает. Музыка веселая и лирическая»24. Далее композитор отмечает, что в отличие от сказки Маршака, положенной в основу фильма, «кошка не съест мышонка, мышонка спасет старый пес Полкан».
Местонахождение автографа партитуры неизвестно. Партитура восстановлена Б. Тилесом по сохранившимся в ЛГАЛИ (ф. 257, оп. 2, ед. хр. 2105) оркестровым голосам и по клавиру, находящемуся в семейном архиве композитора. Б. Тилес ввел в партитуру Ведущего (чтеца). Текст, читаемый Ведущим, составлен на основе ремарок, помещенных композитором в клавире. Партитура публикуется в редакции, предназначенной для концертного исполнения. «Сказка о глупом мышонке» в редакции Б. Тилеса была впервые исполнена в 1979 году в Ленинграде.
В Приложении к настоящему тому помещен клавир, представляющий собой первоначальный вариант музыки к фильму. В основу этой публикации положен автограф. Существенные расхождения в текстах партитуры и клавира оговорены в примечаниях, помещенных в конце тома.

 

Музыка к кинофильму «Приключения Корзинкиной»
(«Билет пятой зоны»), соч. 59. 1940 год, Ленинград.

 

 

Авторы сценария К. Минц, Г. Ягдфельд. Режиссер-постановщик К. Минц. «Ленфильм», ноябрь
1940 года.
Фильм был задуман как начало комедийной серии, которая не была осуществлена.
В настоящий том включены сохранившиеся пять номеров из музыки к фильму, автограф партитуры которых находится в семейном архиве композитора: Увертюра; Марш; Погоня; Музыка в ресторане; Финал.
Публикуется по автографу партитуры, сверенному с клавирными эскизами в ЦГАЛИ (ф. 2048, оп. 2, ед. хр. 46).

 


Музыка к кинофильму «Зоя»
(«Зоя Космодемьянская», «Кто она?»), соч. 64. 1943—1944 годы, Москва.

 

 

Авторы сценария Л. Арнштам, Б. Чирсков. Режиссер-постановщик Л. Арнштам. Автор текста песни К. Симонов. «Союздетфильм» (Москва), выпуск 22 сентября 1944 года. В 1946 году фильм удостоен Государственной премии I степени.
Фильм посвящен Герою Советского Союза Зое Космодемьянской и ее подвигу в годы Великой Отечественной войны.
В 1950 году Шостакович писал: «В фильмах „Подруги", „Друзья", „Зоя" я придерживался законов симфонического развития, чтобы передать большие идеи и чувства, вложенные в эти сюжеты»27. В финале композитор использовал тему хора М. Глинки «Славься» из оперы «Иван Сусанин».
В автографе партитуры (ГЦММК, ф. 32, ед. хр. 105, 295), а также в рукописной копии (НБ ГСОК, инв. № 112) музыкальные эпизоды имеют последовательную нумерацию: 1 —17, 20—25, 30, 31, 35. Сведения об остальных номерах отсутствуют. В настоящее Собрание включены номера 1—8, 12, 13, 16, 20—25, 30, 31, 35.
В Нотной библиотеке Центрального телевидения и Всесоюзного радио хранится Сюита из музыки к фильму, составленная Л. Атовмьяном.