Д. Шостакович - Том 42 - Музыка к кинофильмам

 



Ноты к произведениям советского композитора Дмитрия Шостаковича

 

ОТ РЕДАКЦИИ

 

 

Vepsrf Ijcnfrjdbxf bp rbyjabkmvjd

 

В сорок первый и сорок второй тома Собрания сочинений Дмитрия Дмитриевича Шостаковича включена музыка к кинофильмам.
Шостаковича по праву называют одним из пионеров советской киномузыки. В феврале 1929 года, уже будучи автором двух симфоний и оперы «Нос», молодой композитор завершил свою первую работу в кино—специальную партитуру к немому фильму Г. Козинцева и Л. Трауберга «Новый Вавилон». Сам факт ее создания был исключительным для советского кинематографа тех лет: немые картины сопровождались импровизациями пианистов-иллюстраторов или случайными подборками в исполнении небольших оркестров. Музыка «Нового Вавилона», предвосхищая звуковое кино, органически вошла в образный строй фильма. В ней проявились черты, ставшие ведущими в кинотворчестве Шостаковича: обостренное чувство музыкальной драматургии, симфонические принципы развития, яркость изложения.
Уже первые высказывания Шостаковича по вопросам киномузыки свидетельствуют о его активной позиции в этой области: «Пора взяться музыкальной общественности за музыку в кино, изжить там халтуру и антихудожественность и хорошенько прочистить тамошние Авгиевы конюшни Единственный правильный путь—это написание специальной музыки».
С появлением советского звукового кино Шостакович становится его постоянным автором. «На своем опыте я убедился, что работа в кино—огромное поле деятельности для композитора»,—писал он впоследствии4. За свою творческую жизнь Шостакович создал музыку к тридцати четырем фильмам5. Главным образом его привлекали сценарии, связанные с историко-революционной темой, с жизнью советского общества в переломные моменты его развития, экранизации произведений классики. Фильмы с музыкой Шостаковича—«Встречный» (1932), кинотрилогия о Максиме (1935— 1939), «Человек с ружьем» (1938), «Молодая гвардия» (1948), «Гамлет» (1964), «Король Лир» (1971) и многие другие — вошли в классический фонд советского кино, завоевали широкое признание.

В работе с разными режиссерами и в разных жанрах у Шостаковича формировалась его «идея киномузыки», изложенная им в целом ряде статей и выступлений. Размышляя о месте музыки в фильме и ее задачах, композитор, в частности, писал: «Музыка [в кино] является очень сильным средством эмоционального воздействия, поэтому она не может быть сведена только к иллюстративной» 6. «Органическое сочетание слова и звука, звука и действия, возможность использовать новые, интересные оркестровые комбинации—все это ставит перед киномузыкой те задачи, которые давно и успешно решаются в „общей музыке": в музыкальной драме, в опере, в симфонии. <.> главное в киномузыке—органическое участие в самом действии киноспектакля. В киноспектакле к музыке можно и должно предъявлять такие же требования, как к сценарию, к актерской игре, к режиссуре» .
Шостакович считал кино не только сферой выявления творческих возможностей композитора, но в определенном смысле и «школой композиторского мастерства»: «Уложить музыку в строго ограниченные рамки времени — вопрос не технический, хотя и может таким показаться. Подобно тому, как в литературе писать короче гораздо труднее—и композитору для выражения своей мысли в лаконической форме требуется больше искусства и труда. В этом плане кино дает композиторам блестящие уроки: появляется внутренняя дисциплина, благотворно влияющая на музыкальный язык». Он неоднократно возвращался к мысли о необходимости специальной подготовки композиторов к работе в кинематографе—вплоть до введения теории музыкального письма для кино в учебный план консерваторий .
К работе для кино Шостакович относился с той высокой мерой художественной ответственности, которая отличала все его творчество. Подчеркивая роль кино в пропаганде музыки, он утверждал: «Для кино композитор должен работать так же, как он работает, создавая свои наиболее значительные произведения, только еще внимательнее и лучше».

Интенсивная и плодотворная деятельность композитора в области киномузыки была отмечена в 1939 году правительственной наградой—орденом Трудового Красного Знамени.
При подготовке к изданию Собрания сочинений редакция ознакомилась со всей сохранившейся музыкой Шостаковича для кино. Кроме автографического материала (партитур, клавиров, авторизованных копий, набросков и эскизов) к работе были привлечены рукописные копии, оркестровые и хоровые голоса, хранящиеся в архивах Москвы и Ленинграда, а также печатные издания сюит и фрагментов из музыки к фильмам.
Объем, отведенный в Собрании сочинений томам киномузыки, не предоставлял возможности включить в них все, написанное Шостаковичем для экрана. Из этого обширного материала редакция сочла необходимым отобрать для публикации музыку, ранее не издававшуюся,— наиболее развернутые и законченные номера, связанные с узловыми драматургическими эпизодами фильмов и характерные для их музыкального ряда, а также номера, не вошедшие в состав сюит и фрагментов из музыки к фильмам. Они представляют интерес для концертного исполнения.
Сюиты и фрагменты киномузыки, составленные не самим Шостаковичем, не включены в Собрание сочинений, так как имеют существенные отличия от авторских партитур.
Сорок второй том содержит полные партитуры и фрагменты музыки к фильмам, написанной после 1944 года: «Молодая гвардия» (увертюра), «Мичурин» (фрагменты), «Встреча на Эльбе» (фрагменты), «Падение Берлина» (фрагменты), «Единство», «Овод», «Пять дней — пять ночей» (фрагмент), «Гамлет» (фрагменты), «Софья Перовская», «Король Лир».
В Приложении к тому помещены эпизод «Гитары» (в аранжировке для двух гитар) из музыки к кинофильму «Овод» и оркестровый фрагмент «Интервидение».
Все материалы публикуются впервые.
Заключенные в прямые скобки ноты, знаки альтерации, темповые и динамические обозначения, а также заголовки частей принадлежат редактору тома. Введенные редактором лиги перечеркнуты. Все явные погрешности рукописных материалов устранены без оговорок. Некоторые дополнительные сведения и уточнения содержатся в примечаниях, помещенных в конце тома.

 

 

Увертюра из музыки к кинофильму «Молодая гвардия»
(в двух сериях, по одноименному роману А. Фадеева), соч. 75. Написана в 1947—1948 годах в Москве.

 

 

Автор сценария и режиссер-постановщик С. Герасимов. Киностудия им. М. Горького. Выпуск на экраны первой серии—11 октября 1948 года, второй серии — 25 октября 1948 года.
В 1949 году фильм удостоен Государственной премии первой степени.
Шостакович так вспоминал о работе над фильмом: «К созданию музыки для „Молодой гвардии" я подошел с особым волнением, которое еще усугубилось тем, что я собирался писать о молодогвардейцах оперу. Здесь со мной произошло обратное тому, что случилось с композитором Гавриилом Поповым: из его музыки к фильму „Она защищает Родину" родилась прекрасная 2-я симфония „Родина". У меня же весь творческий запал ушел вместо оперы на картину. Я об этом нисколько не сожалею и еще не отказался от мысли использовать уже написанное для симфонического произведения, посвященного „Молодой гвардии". Есть еще одна радостная сторона сотрудничества в кинематографии—это встреча с нашими замечательными мастерами-режиссерами. Я им многим обязан. Не всегда наш совместный труд протекал гладко и ровно. С режиссером Герасимовым, например, мы очень много спорили, но эти споры были плодотворны. Они были вызваны нашим обоюдным стремлением найти наилучшие пути для выражения патриотических идей молодогвардейцев, их героических образов.

Благородство темы возвышало наш труд, и об этом труде я всегда буду помнить» 12.
Музыкальный материал фильма сохранился полностью. Автограф партитуры находится в Государственном центральном музее музыкальной культуры им. Глинки (ГЦММК, ф. 32, ед. хр. 106, 294), там же имеется автограф клавира (ф. 32, ед. хр. 106); в Центральном государственном архиве литературы и искусства СССР хранятся немногочисленные клавирные эскизы музыки к фильму (ЦГАЛИ, ф. 2048, оп. 2, ед. хр. 47).
Рукописная копия партитуры, оркестровые и хоровые голоса содержатся в Нотной библиотеке Государственного симфонического оркестра кинематографии (НБ ГСОК, № 388). Партитура была просмотрена Шостаковичем, о чем свидетельствуют отдельные пометки, сделанные его рукой.
Почти вся музыка, за исключением нескольких номеров, включена в Сюиту из музыки к кинофильму «Молодая гвардия» (Музгиз, 1954). Сюита составлена Л. Атовмьяном.
В основу настоящего издания увертюры положен автограф партитуры (ГЦММК), сверенный с рукописной копией партитуры (НБ ГСОК). Публикуемая увертюра значительно отличается от сходной по тематическому материалу первой части Сюиты («Вступление»).

 

Фрагменты из музыки к кинофильму «Мичурин»
соч. 78, 1948 год, Москва.

 

 

Автор сценария и режиссер-постановщик А. Довженко. «Мосфильм», 1948 год, выпуск 1 января 1949 года. В 1949 году фильм удостоен Государственной премии второй степени.
В 1955 году композитор отмечал в радиоинтервью: «.Плоды моей работы в кино благотворно сказались и на всей моей композиторской работе. Появлению ряда моих сочинений я обязан своей работе в кино. Работа над фильмом „Мичурин" привела меня к написанию оратории „Песнь о лесах"».
Автограф партитуры музыки к фильму «Мичурин» хранится в ГЦММК (ф. 32, ед. хр. 263), там же имеется рукописная партитура номера под названием «В саду» (ф. 32, ед. хр. 53) со значительно измененной по отношению к оригиналу инструментовкой и автограф клавира отдельных частей музыки к фильму (ф. 32, ед. хр. 262). В НБ ГСОК (№ 384) находится рукописная партитура, клавиры некоторых номеров, оркестровые и хоровые голоса музыки к фильму.
На материале музыки к фильму Л. Атовмьяном составлена Сюита из музыки к кинофильму «Мичурин» в семи частях, партитура и оркестровые голоса которой изданы Музфондом СССР в 1964 году. Эта сюита имеет существенные расхождения с музыкой, написанной для кинофильма. Отличия касаются главным образом переоркестровки материала и изменения порядка музыкальных номеров, что вызывает перенесение смысловых акцентов.
Отобранные для данного тома фрагменты музыки к фильму «Мичурин» — Воспоминание и Зимний сад—значатся в автографе как № 3 и № 5.
Публикуется по тексту автографа партитуры (ГЦММК), сверенному с рукописной копией партитуры (НБ ГСОК).

 

Фрагменты из музыки к кинофильму «Мичурин»
соч. 78, 1948 год, Москва.

 

 

Авторы сценария Л. и П. Тур, Л. Шейнин. Режиссер-постановщик Г. Александров. Авторы текстов песен Е. Долматовский, В. Лебедев-Кумач. «Мосфильм», выпуск 16 марта 1949 года.
В 1950 году кинофильм удостоен Государственной премии первой степени.
Шостакович в 1950 году писал: «Весьма ответственной была для меня. работа над музыкой к фильму „Встреча на Эльбе". Я стоял в своей музыке перед разрешением огромных музыкальных тем: темы победы Советского Союза и темы становления новой, демократической Германии при дружеской, чуткой помощи в этом нашей страны-победительницы. От этих тем большого плана до характеристики моментов, эпизодов и самих действующих лиц—таков был диапазон работы, потребовавшей строгой продуманности и разнообразной палитры. Здесь наиболее сильно проявилось замеченное мною ранее обстоятельство, что кино для композитора—не только школа мастерства, но часто и политический семинар».
Наряду с симфоническими эпизодами в фильме звучат песни—«Тоска по Родине», «Песня мира», «Рассвет идет». Они получили широкую популярность после выхода картины на экраны.
Музыкальный материал фильма сохранился не полностью. Из автографов партитуры обнаружен лишь один эпизод—№ 2. Песенка Томми «Дела у янки very good» (ГЦММК, ф. 32, ед. хр. 100). Автографы клавира песен и отдельных оркестровых номеров хранятся в семейном архиве композитора и в ГЦММК (ф. 32, ед. хр. 100—101). В НБ ГСОК (№ 383) находятся рукописная партитура, оркестровые и хоровые голоса15. Эти источники послужили основой для данной публикации.

Партитура и голоса НБ ГСОК имеют последовательную нумерацию: 1 —11, 13—14, 18—34. Сведения о номерах 12, 15—17 отсутствуют. Как правило, части фильма представлены и партитурой и голосами, в редких случаях—только партитурой либо только голосами. В настоящее Собрание сочинений включены номера 10, 13, 22—25, 28, 34. Последний номер восстановлен редактором тома по оркестровым голосам.
№ 10 имеет характерные черты эстрадно-джазовой пьесы. Вероятно, Шостакович имел в виду 10 и 11 номера партитуры, когда в 1956 году писал: «.Считаю маленькой своей удачей ряд джазовых номеров в кинофильме „Встреча на Эльбе"»16.
№ 13. Тоска по Родине для тенора соло, смешанного хора и оркестра. Слова Е. Долматовского. В партитуре этот номер озаглавлен «Песня о Родине». Название изменено редактором тома в соответствии с имеющимися публикациями этой песни в клавирном варианте. Клавир песни впервые выпущен Музгизом в 1949 году. Предлагаемая партитура имеет существенные расхождения с изданным вариантом. Текст песни сверен с клавиром, помещенным в томе 34 настоящего Собрания сочинений.
№ 28 для духовых и струнных инструментов построен на тематическом материале Песенки Томми «Дела у янки very good».
№ 34 основан на интонациях «Песни мира» («Ветер мира колышет знамена побед») на слова Е. Долматовского.

 

Фрагменты из музыки к кинофильму «Падение Берлина»
(в двух сериях), соч. 82, 1949 год, Москва.

 

 

Авторы сценария П. Павленко, М. Чиаурели. Режиссер-постановщик М. Чиаурели. Автор текста песен Е. Долматовский. «Мосфильм», выпуск 21 января 1950 года.
Кинокартина (первая и вторая серии) удостоена Государственной премии первой степени в 1950 году.
Музыкальный материал фильма (18 номеров) сохранился полностью. Автограф партитуры и клавира находится в ГЦММК (ф. 32, ед. хр. 266). Рукописная копия партитуры, оркестровые и хоровые голоса, целиком соответствующие автографу партитуры,— в НБ ГСОК (№ 385). Л. Атовмьяном составлена Сюита из музыки к кинофильму «Падение Берлина» для хора и оркестра (Музгиз, 1952), которая включает большую часть музыки к фильму и состоит из восьми частей. В настоящем томе публикуются номера, не вошедшие в состав указанной Сюиты: № 5, 8, 9, 15, 17.
№ 5. Хороший день для детского хора и оркестра. Слова Е. Долматовского. В автографе партитуры (ГЦММК) номер имеет название «Пионерская песня». В настоящем томе заголовок дан в соответствии с публикациями этой песни в клавире. Публикуемый в партитуре вариант песни отличается от клавирного изложением хоровых партий и сопровождения.
№ 15. В автографе партитуры имеется авторская ремарка: «Увертюра к первой серии».
№ 17. В рукописной партитуре (НБ ГСОК) номер озаглавлен: «17а „Концлагерь (продолжение)"».

 

Музыка к кинофильму «Единство»
(«Песня великих рек», «Семь рек»), соч. 95, 1954 год, Москва.

 

 

Авторы сценария А. Познер и Й. Ивенс. Авторы русского текста Б. Полевой и Ю. Каравкин. Режиссер Й. Ивенс. Студия «Дефа» (ГДР), выпуск—ноябрь 1954 года.
В машинописной статье «О фильме „Единство" », фотокопия которой хранится в семейном архиве композитора, Шостакович писал, что наиболее сильное впечатление производили «первые части фильма, в которых слышен один и тот же вопрос: „Почему?". В фильме убедительно показано, как это вначале как бы безропотное „почему" переходит во всех странах, во всех уголках нашей планеты в гневный протест против виновников человеческого насилия и бедствия, как миллионы тружеников грозным потоком вливаются в могущественное движение борьбы за мирный труд».
Музыкальный материал картины сохранился не полностью. Автограф не обнаружен. По некоторым сведениям, автограф партитуры находится на студии «Дефа». Однако материалы, полученные из ГДР и хранящиеся в семейном архиве композитора, содержат фотокопию рукописной партитуры лишь одного номера (№ 1 «Песня единства»).
Основой настоящей публикации послужили рукописная партитура, оркестровые и хоровые голоса, хранящиеся в НБ ГСОК (№ 649). В них музыка к фильму состоит из следующих номеров: «Обложка»; № 1. «Гимн рек»; № 2. Пролог; № 3. «Эпизод обвинения»; № 4. «К. К. К.»; № 6. «Южная Африка»; № 8. «Тяжелые работы»; «Дети. Соль». В номерах под названием «Обложка» и «Южная Африка» композитором использована музыка к кинофильму «Возвращение Максима». Кроме перечисленных, в НБ ГСОК имеются оркестровые голоса трех частей: «Начало „Атомной бомбы" (I вариант)», «Атомная бомба», «„Атомная бомба" (II вариант)». В этих фрагментах использована музыка из Восьмой симфонии композитора. В 1956 году Музфондом СССР выпущена партитура: Поэма о труде. Фрагменты из кинофильма «Единство». Ее музыкальный материал полностью соответствует Прологу (№ 2) из музыки к фильму.
В настоящий том включены части: [Вступление], Песня единства; Эпизод обвинения; Тяжелые работы; Дети. Порядковые обозначения номеров не приводятся.
[Вступление]. В рукописи номер озаглавлен «Обложка». Название изменено редактором тома.
Песня единства для баса соло, смешанного хора и оркестра. Слова Б. Брехта, перевод С. Кирсанова. Эту песню в фильме поет П. Робсон с хором (на английском языке). В рукописи песня названа «Гимн рек». Она также известна как «Песня трудящихся». Хоровая фактура имеет отличия от клавира, помещенного в томе 34 настоящего Собрания сочинений. Текст песни сверен с клавиром.
Дети. В НБ ГСОК имеются два черновых варианта оркестровки этого номера для большего состава (один из них выполнен Л. Атовмьяном). Публикуемая партитура восстановлена редактором тома по оркестровым голосам. В рукописи номер имеет подзаголовок: «Дети. Соль».

 

Музыка к кинофильму «Овод»
(по одноименному роману Э. Л. Войнич), соч. 97, 1955 год, Москва.

 

 

Автор сценария Е. Габрилович. Режиссер-постановщик А. Файнциммер. «Ленфильм», выпуск 12 апреля 1955 года.
Автограф партитуры не обнаружен. Публикуется по тексту рукописи партитуры, хранящейся в НБ ГСОК (№ И —111). В рукописи имеются пометки и ремарки, показывающие незначительные расхождения между существовавшим автографом партитуры и данной рукописью. В конце рукописи имеется приписка: «Вся партитура тщательно проверена по оригиналу Д. Д. Шостаковича. (Подпись неразборчива.— Ред.) 3.VI 1955».
Музыка к фильму содержит 24 номера. В настоящий том включены следующие номера: 1—3, 5, 7—10, 12—20, 22—23. Остальные номера, не вошедшие в данный том, нового тематического материала не содержат.
На основе музыкального материала картины Л. Атовмьяном была составлена Сюита из музыки к кинофильму «Овод» (Музгиз, 1960). В Сюите переоркестрованы отдельные фрагменты, свободно скомпонован музыкальный материал, досочинены связующие эпизоды, часть музыки транспонирована. Инструментованы также номера, звучащие в фильме на органе.
Сверено с автографом клавира (ЦГАЛИ, ф. 2048, оп. 1, ед. хр. 62).
№ 3. Молодость. Номер написан для скрипки соло, струнного оркестра и арфы. Известен в концертно-исполнительской практике как «Романс».
№ 10. Собор. Служба. Номер написан для органа соло.
№ 15. Гитары. Номер представляет собой клавирную запись игры двух гитар. В рукописи имеется сноска (по-видимому, авторская) следующего содержания: «При переписке аранжировать (разрядка композитора.— Ред.) для гитарного письма в скрипичном ключе октавой выше, с предельной нижней нотой—е». В приложении к настоящему тому публикуется аранжировка, выполненная Е. Ларичевым для настоящего издания.
№ 16. Базар. Номер известен в концертно-исполнительской практике как третья часть упомянутой Сюиты под названием «Народный праздник».

 

Фрагмент из музыки к кинофильму «Пять дней —пять ночей»
соч. 111, 1960 год, Дрезден.

 

 

Авторы сценария Л. Арнштам, В. Эбелинг. Режиссер-постановщик Л. Арнштам. «Мосфильм», «Дефа» (ГДР), 1960 год, выпуск 27 февраля 1961 года.
Автограф партитуры музыки к фильму хранится в ГЦММК (ф. 32, ед. хр. 111). Партитура состоит из следующих номеров: 1—4, 6—9, 11 — 16,18. Сведения об остальных номерах отсутствуют. В НБ ГСОК (№ 1370) находятся рукописная копия партитуры и оркестровые голоса (части 3—4, 6, 8, 12—16, 18).
Большая часть музыкального материала фильма вошла в составленную Л. Атовмьяном пятичастную Сюиту из музыки к кинофильму «Пять дней — пять ночей» («Дрезденская галерея»). Партитура Сюиты опубликована издательством «Музыка» в 1970 году.
В настоящем томе публикуется фрагмент для органа и струнного оркестра (№ 6). В Сюите он использован в переработанном виде и иной оркестровке.
Печатается по тексту автографа партитуры, сверенному с рукописной копией (НБ ГСОК).

 

Фрагменты из музыки к кинофильму «Гамлет»
(в двух сериях, по одноименной трагедии В. Шекспира), соч. 116, 1962—1963 годы, Москва.

 

 

Автор сценария и режиссер-постановщик Г. Козинцев. «Ленфильм», выпуск 24 апреля 1964 года.
На Всесоюзном кинофестивале в Ленинграде (1964) Д. Д. Шостакович был удостоен премии за лучшую музыку к фильму.
Первое упоминание композитора о работе над «Гамлетом» относится к осени 1962 года, когда на встрече в редакции газеты «Правда» Шостакович сообщал о своих творческих планах. В радиоинтервью в 1963 году композитор рассказывал: «В настоящее время я начинаю писать музыку к большому двухсерийному фильму „Гамлет", который ставит Григорий Козинцев. Я уже видел некоторые отрывки из этого фильма. Надо сказать, что они произвели на меня очень большое впечатление, и хочется очень хорошо выполнить свою задачу—написать музыку к этому фильму»19.
Автограф партитуры музыки к фильму (34 номера) находится в семейном архиве композитора. Там же имеется рукописная копия партитуры, по которой была произведена запись фонограммы на «Ленфильме». В НБ ГСОК (№ И — 393) хранятся партитура и оркестровые голоса.
Сюита из музыки к фильму «Гамлет», составленная Л. Атовмьяном, опубликована дважды: Музфондом СССР в 1964 году и издательством «Музыка» в 1968 году. Названия некоторых частей в Сюите изменены.
В настоящий том включены следующие фрагменты и части: 1—3, 6, 8,10—11, 14, 16, 20, 22, 26—27, 29, 30. Увертюра (№ 1) была напечатана в составе упомянутой Сюиты с некоторыми отличиями от оригинала. Остальные публикуемые фрагменты из музыки к фильму в Сюиту не вошли.
Публикуются по тексту автографа партитуры.

 

Музыка к кинофильму «Софья Перовская»
соч. 132, 1967 год.

 

 

Авторы сценария Е. Габрилович, Л. Арнштам. Режиссер-постановщик Л. Арнштам. «Мосфильм», выпуск 6 мая 1968 года.
Автограф партитуры (18 номеров) хранится в семейном архиве композитора. Рукописная копия партитуры и оркестровые голоса—в НБ ГСОК (№ 2519). Там же имеются фотокопии автографа партитуры отдельных частей.
Для настоящей публикации отобраны следующие номера: Марш, Казнь, № 1, № 3, Вальс, № 4—5, № 7—15.
Печатаются по тексту автографа партитуры, сверенному с рукописной копией партитуры.

 

Музыка к кинофильму «Король Лир»
(в двух сериях, по одноименной трагедии В. Шекспира), соч. 137, 1970 год, Москва—Ленинград.

 

 

Автор сценария и режиссер-постановщик Г. Козинцев. «Ленфильм», выпуск 4 февраля 1971 года.
Многолетнее творческое сотрудничество связывало композитора с выдающимся советским режиссером Г. Козинцевым. Совместная работа над фильмами «Новый Вавилон», «Одна», кинотрилогия о Максиме, «Белинский», «Гамлет» отражала их единство в понимании целей и задач кинематографического искусства.
Незадолго до выхода фильма «Король Лир» на экраны Шостакович в газете «Известия» сообщал: «Встречи с таким большим киномастером, как Г. М. Козинцев, всегда приятны. Однако на этот раз работа моя была усложнена тем, что съемочная группа находилась в Ленинграде. Я даже хотел отказаться от этого предложения, но любовь к Шекспиру, кино и моему другу Григорию Козинцеву победили.
Это был долгий и кропотливый труд. По междугородному телефону вели часовые беседы с Козинцевым, почтой я получал от него все материалы. Дописывать музыку пришлось все же в Ленинграде»20.
Из написанной Шостаковичем в 1940 году музыки к театральному спектаклю «Король Лир» в постановке Г. Козинцева для фильма были использованы только Песни Шута, остальная часть музыки была сочинена заново.
В данном томе приведены почти все номера музыки к фильму, кроме Песен Шута, которые вошли в тома 27 (партитура) и 28 (клавир) настоящего Собрания сочинений.
Публикуются по автографу партитуры, хранящемуся в семейном архиве композитора.

 


Оркестровый фрагмент «Интервидение»

без обозн. соч., 1971 год.

 

 

Помещен в приложении к тому.
Впервые исполнен в записи по Центральному телевидению в канун открытия XXIV съезда КПСС (март 1971 года).
Публикуется по автографу партитуры, хранящемуся в семейном архиве композитора.