Д. Шостакович - Том 6 - Симфония №11, №12

 



Партитуры к симфониям Дмитрия Шостаковича, ноты

 

ОТ РЕДАКЦИИ
EDITOR'S NOTE

 

 

Музыка Шостаковича - ноты

В шестой том Собрания сочинений Дмитрия Дмитриевича Шостаковича включены партитуры симфоний № 11 и 12.

Симфония № 11 «1905 год», соль минор, соч. 103, была закончена 4 августа 1957 года. Все четыре части симфонии имеют программные названия: I. Дворцовая площадь; II. 9 января; III. Вечная память; IV. Набат.
В небольшой заметке, опубликованной в газете «Московский комсомолец» 20 апреля 1957 года, Шостакович писал: «В настоящее время работаю над Одиннадцатой симфонией. Надеюсь, что закончу ее к 40-летию Великого Октября».
О своем замысле симфонии и работе над ней Шостакович упомянул в 1956 году в статье «Думы о пройденном пути»: «Тема этой симфонии — революция 1905 года. Я очень люблю этот период в истории нашей Родины, нашедший яркое отражение в рабочих революционных песнях. Не знаю, буду ли я широко цитировать мелодии этих песен в симфонии, но музыкальный язык ее, очевидно, будет близок по характеру русской революционной песне»\
Партитура симфонии содержит мелодии и отдельные характерные интонации революционных рабочих песен «Слушай!», «Арестант», «Вы жертвою пали», «Смело, товарищи, в ногу», «Здравствуй, свободы вольное слово», «Беснуйтесь, тираны», «Варшавянка», а также две авторские темы хора «9 января» (из Десяти поэм на слова революционных поэтов конца XIX—начала XX столетия, соч. 88): «Гой ты, царь наш батюшка!», «Обнажите головы!» и мелодию из оперетты Г. Свиридова «Огоньки».
Уже после завершения симфонии композитор изложил свои взгляды на использование песен в качестве тематической основы крупной формы: «Сколько есть у нас прекрасных, часто незаслуженно забытых песен, сложенных безымянными поэтами и музыкантами! — писал он.— <.> Вполне естественно, что композиторы часто вводят в свои произведения мелодии таких песен. Но мы не всегда умеем почувствовать их по-настоящему своими, увидеть сквозь призму своего творческого мироощущения. В этом случае песни оказываются вставными номерами или цитатами, отнюдь не придающими музыке колорит воспеваемой эпохи. Ведь композитор, владеющий профессиональным мастерством, сможет разработать и расцветить оркестровыми красками мелодию любой песни. Но она станет необходимым элементом оперы или симфонии только тогда, когда автор глубоко прочувствовал и выстрадал весь тематический материал произведения. Только тогда песня станет органичной и родной всему строю его музыки. Никто не скажет, слушая такую музыку, что песня является простой цитатой».
17 сентября 1957 года композитор познакомил музыкальную общественность Ленинграда со своим новым, только что законченным произведением. На этом прослушивании симфония была исполнена в переложений для фортепиано в четыре руки. 25 сентября Шостакович показал новую симфонию в московском Доме композиторов.

Премьера симфонии состоялась в Москве, в Большом зале консерватории 30 октября 1957 года. Ее исполнил Государственный симфонический оркестр СССР. В Ленинграде симфония впервые прозвучала 3 ноября 1957 года, в Большом зале филармонии, в исполнении заслуженного коллектива РСФСР Академического симфонического оркестра Ленинградской филармонии.
За симфонию № 11 Шостаковичу была присуждена Ленинская премия 1958 года.
Партитура симфонии была выпущена в свет в 1958 году почти одновременно издательствами «Советский композитор» и Музгиз.
Авторская рукопись хранится в Центральном государственном архиве литературы и искусства СССР (ф. 2048, оп. 2, ед.хр.1).
В основу настоящей публикации положено издание 1958 года (М., «Советский композитор»), просмотренное автором. Нотный текст сверен с авторской рукописью. Все явные неточности и опечатки исправлены безоговорочно. Существенные разночтения приведены в примечаниях, помещенных в конце тома.

Симфония № 12 «1917 год», ре минор, соч. 112, написана в 1960—1961 гг. Все четыре части симфонии имеют программные названия: I. Революционный Петроград; II. Разлив; III. «Аврора»; IV. Заря человечества.
Симфония посвящена памяти Владимира Ильича Ленина.
1 Советская музыка, 1956, № 9, с. 14.

Замысел этого произведения складывался и видоизменялся в сознании композитора на протяжении нескольких десятилетий. «Написать симфонию, посвященную памяти Владимира Ильича Ленина,— мое заветное, давнишнее желание. Мысль об этой симфонии возникла еще в 1924 году, в дни глубокого всенародного траура»,— писал Шостакович в 1940 году. К этому времени план будущего сочинения приобрел четкие очертания четырехчастного вокально-симфонического цикла. «Симфония о Ленине задумана как четырехчастное произведение с участием хора, солистов и чтеца. Первая часть—юношеские годы Ильича, вторая—Ленин во главе Октябрьского штурма, третья — смерть Владимира Ильича и четвертая — без Ленина по ленинскому пути. Уже готов ряд музыкальных фрагментов, которые впоследствии войдут в эту самую значительную мою работу последнего времени.»

Первоначально предполагалось, что поэтической основой произведения послужат фрагменты поэмы Маяковского «Владимир Ильич Ленин», стихи Джамбула и Сулеймана Стальского, слова народных песен о Ленине (в музыке симфонии композитор намеревался использовать также мелодии этих песен).
В статье «Заметки композитора» Шостакович пояснил свой замысел: «Воплотить в искусстве исполинский образ вождя—невероятно трудная творческая задача. Я хорошо это осознаю. И когда я говорю о сюжете своей симфонии, я разумею не исторические события, не биографические факты, связанные с именем Владимира Ильича, а лишь общую тему, общую идею произведения. Я давно и упорно думал над тем, как передать эту тему средствами музыки».
В конце 1940 года композитор сообщал, что предполагает завершить работу над симфонией в 1941 году, однако начало Великой Отечественной войны помешало осуществлению этих планов. К ним удалось вернуться лишь два десятилетия спустя: «.Работа над воплощением гигантского образа величайшего человека нашей сложнейшей эпохи потребует напряжения всех творческих сил,— говорил Шостакович.— Очень хотелось бы закончить ее к 90-летию со дня рождения Владимира Ильича» в.
Однако за прошедшие годы замысел симфонии существенно изменился. 29 октября 1960 года Шостакович выступил по радио:
«В настоящее время я работаю над двенадцатой по счету симфонией. <.> В 1957 году я написал Одиннадцатую симфонию, посвященную первой русской революции. Уже тогда, заканчивая Одиннадцатую симфонию, я стал думать о ее продолжении; так родился замысел Двенадцатой симфонии, которая будет посвящена Великой Октябрьской социалистической революции. Из четырех частей симфонии две уже почти готовы. Думаю, что месяца через два-три закончу это произведение.
Поскольку замысел у меня достаточно созрел, я позволю себе рассказать о Двенадцатой симфонии, о ее содержании, мыслях, которые волновали меня, когда я работал над ней, и которые будут волновать до тех пор, пока не закончу ее.

Конечно, трудную задачу я себе поставил, задумав написать симфонию, посвященную Великой Октябрьской социалистической революции. Я приложу все свои силы, все свое умение, чтобы она хоть в какой-то степени соответствовала масштабу и значительности этой темы. Естественно, когда работаешь над произведением об Октябрьской революции, в первую очередь возникает образ великого вождя трудящихся—Владимира Ильича Ленина. Следовательно, симфония будет одновременно посвящена Великому Октябрю и памяти Владимира Ильича <.>
Трудно говорить о своих сочинениях, но тема новой симфонии меня очень волнует, и думается, что это произведение должно быть важным этапом в моей творческой биографии. Я придаю ему большое значение.

Что помогает мне в осуществлении этой ответственной задачи? Я был свидетелем событий Октябрьской революции, был среди тех, кто слушал Владимира Ильича на площади перед Финляндским вокзалом в день его приезда в Петроград. И хотя я был тогда очень молод, это навсегда запечатлелось в моей памяти. Конечно, воспоминания о тех незабываемых днях помогают мне в работе над симфонией».
Партитура симфонии была завершена композитором 22 августа 1961 года.
Впервые симфония № 12 была исполнена 1 октября 1961 года в Большом зале Ленинградской филармонии заслуженным коллективом РСФСР Академическим симфоническим оркестром Ленинградской филармонии.

Московская премьера симфонии состоялась 15 октября 1961 года в Большом зале консерватории. Ее исполнил Государственный симфонический оркестр СССР.
Партитура симфонии № 12 напечатана в 1961 году издательством «Советский композитор». Авторская рукопись хранится в семейном архиве.
6 Творческие планы Дмитрия Шостаковича.—Советская культура, 1959, 6 июня.
В основу настоящей публикации положено издание 1961 года (М., «Советский композитор»), просмотренное автором. Нотный текст сверен с авторской рукописью. Все явные неточности и опечатки исправлены безоговорочно. Существенные разночтения приводятся в примечаниях, помещенных в конце тома.