Дмитрий Шостакович Музыка из кинофильмов Ноты для фортепиано

Д. Шостакович

Музыка советского композитора Д. Шостаковича
Ноты для фортепиано

 

 

Скачать ноты

Д. Шостакович
Музыка из кинофильмов
"Овод", "Гамлет"
переложение для фортепиано З. Виткинд
“Музыка”, 1978г.
номер 2330
(pdf 2.66 Мб)

содержание:

 

Скачать ноты к сонатам Чимарозы Скачать ноты

 

ДМИТРИИ ШОСТАКОВИЧ О ПЕСНЕ

 

Тему «Шостакович и песня» можно рассматривать двояко. Во-первых, песня в творчестве самого Шостаковича. Это важный, яркий пласт в его огромном музыкальном наследии. Во-вторых, можно обратиться к высказываниям Шостаковича в песне, уяснить его личное отношение к тем или иным творческим явлениям в этом жанре. Таких высказываний, печатных и устных, сохранилось не так уж много, но и те, что остались, ясно показывают, что ценил, поддерживал и что отвергал композитор в современном песенном творчестве.
Шостакович обращался к песне на протяжении всей своей жизни. Здесь-у него были ярчайшие удачи. Такова, например, знаменитая «Песня о встречном» на стихи Б. Корнилова, написанная в 1932 году для одного из первых советских звуковых фильмов. Первая «песенная ласточка», слетевшая с экрана к миллионам людей, с годами стала популярной во всем мире. Размышляя об этом удивившем его факте, Шостакович говорил, что успех «Песни о встречном» многому его научил, многое подсказал — прежде всего в понимании того, каким могучим воздействием на массы обладает песня и какова в связи с этим степень ответственности композитора, работающего в популярном, любимом народом жанре. Шостакович не без юмора заметил: «В конце концов, эта мелодия потеряла автора— и это тот случай, которым автор может гордиться».

И в последующие годы композитором были написаны песни, заслужившие любовь и признание народа. Они по праву вошли в песенную летопись советской музыки. Можно вспомнить лирическую «Песню о фонарике», рожденную в годы Отечественной войны, величавую «Песню о мире» (ее гордо, как гимн, пел Поль Робсон) или «Тоску по родине» в проникновенном исполнении Надежды Обуховой. А песня «Родина слышит», написанная композитором в 1951 году, задолго до начала космической эры, впоследствии невольно связалась в нашем представлении с образом Юрия Гагарина: «Родина слышит, Родина знает, где в облаках ее сын пролетает.»
Мы назвали лишь несколько песен из обширного наследия Шостаковича. Но это как раз те песни, в которых особенно ярко запечатлелись его высокие художественные принципы, его чуткое понимание природы песенного жанра.

Что выделял, что нравилось Шостаковичу в песенном творчестве советских композиторов? Чаще всего Шостакович высказывался о музыке И. Дунаевского. Он любил этого композитора, хорошо знал его музыку (не только песенную, но и инструментальную), отмечал его яркий талант, его исключительную роль в развитии массовых музыкальных жанров. В своих статьях и устных высказываниях Шостакович не раз упоминал нравящиеся ему «Марш веселых ребят» и увертюру к фильму «Дети капитана Гранта», песни из фильма «Волга-Волга» и вальс из «Светлого пути», музыку к фильму «Кубанские казаки» и такую внешне скромную детскую хоровую песню, как «Скворцы прилетели», буквально приводившую его в восторг. «Это сама весна, — говорил композитор,— весь ее гомон, все весенние голоса слышатся в музыке!» Особо ценил Шостакович высокое профессиональное мастерство Дунаевского, его тонкий вкус, интонационную чистоту его песенной мелодики— качества, без которых, по его мнению, работа в жанре песни немыслима.
Нравились Шостаковичу хоровые песни А. Давиденко, созданные в конце 20-х — начале 30-х годов, а из более поздних — песни М. Блантера и В. Соловьева-Седого. Он считал, что каждый из этих авторов обладает яркой творческой индивидуальностью, наложившей отпечаток не только на отдельные, особо удавшиеся песни, но на все их творчество в целом. «Даже если мне не объявят, чья сейчас песня звучит, все равно Блантера и Соловьева-Седого всегда узнать можно, мгновение узнать, — говорил Шостакович. — Это свойстве присуще всякому большому таланту». Особенно отмечал Шостакович замечательные песни В. Соловьева-Седого и М. Блантера, созданные в годь Великой Отечественной войны.

Здесь же следует назвать «Священную войну) А. В. Александрова. Эта великая песня, «песня-па мятник», как назвал ее Шостакович, «явила собой яркий пример участия песни во всенародной битве с врагом».
К числу больших творческих удач Шостакович относил такие известные песни, как «Бухенвальдский набат» В. Мурадели, «Песня о тревожно! молодости» и «Геологи» А. Пахмутовой, «Песнь о Ленине» А. Холминова и ряд других.
Отмечая удачи своих коллег, Шостакович вместе с тем сурово критиковал отдельных авторов, кто поступался высокими критериями творчеств; ради дешевого, минутного успеха. Он осуждал «доходчивость пошлого эстрадного шлягера, слушать который совестно, это примитив, больной нарост на теле музыки».

И в этом смысле ориентиром, эстетический идеалом для Шостаковича всегда являлась народная песня. Он знал ее, изучал, не уставал восхищаться ее высочайшими образцами. Он называл, народную песню «человеческим документом потрясающей силы», находил в ней примеры гармоничного сочетания глубочайшего жизненного содержания и совершенной, предельно отточенной формы. «Песни, созданные народом, никогда не лгут!» — таково этическое кредо, извлеченное Шостаковичем из народной музыки.
Незадолго до смерти Шостаковича мне довелось слушать с ним у него дома запись музыкально-этнографического концерта, который ежегодно проводится в Москве фольклорной комиссией Союза композиторов РСФСР. Нужно было видеть, как радовался, как восхищенно слушал великий композитор нашего времени народных певцов! «Это же чудо, — говорил Дмитрий Дмитриевич. —
Народная музыка в полном смысле очищает слух, дарит образцы высочайшего вкуса, изобретательности, мастерства!». Он снова и снова прокручивал пленку, находя в народных песнях то, что наиболее поразило его.
В творчестве Шостаковича песня предстает не только в своей первичной форме. Песня, песенность вошли в плоть и кровь всей его великой, безграничной в своем звуковом богатстве музыки.
А. Медведев,
музыковед

День песни Выпуск 3