Музыка советского композитора Д. Шостаковича
Ноты для фортепиано
Д. Шостакович
Музыка из кинофильмов "Овод", "Гамлет"
переложение для фортепиано З. Виткинд
“Музыка”, 1978г.
номер 2330
(pdf 2.66 Мб)
содержание:
Тему «Шостакович и песня» можно рассматривать двояко. Во-первых, песня в творчестве самого Шостаковича. Это важный, яркий пласт в его огромном музыкальном наследии. Во-вторых, можно обратиться к высказываниям Шостаковича в песне, уяснить его личное отношение к тем или иным творческим явлениям в этом жанре. Таких высказываний, печатных и устных, сохранилось не так уж много, но и те, что остались, ясно показывают, что ценил, поддерживал и что отвергал композитор в современном песенном творчестве.
Шостакович обращался к песне на протяжении всей своей жизни. Здесь-у него были ярчайшие удачи. Такова, например, знаменитая «Песня о встречном» на стихи Б. Корнилова, написанная в 1932 году для одного из первых советских звуковых фильмов. Первая «песенная ласточка», слетевшая с экрана к миллионам людей, с годами стала популярной во всем мире. Размышляя об этом удивившем его факте, Шостакович говорил, что успех «Песни о встречном» многому его научил, многое подсказал — прежде всего в понимании того, каким могучим воздействием на массы обладает песня и какова в связи с этим степень ответственности композитора, работающего в популярном, любимом народом жанре. Шостакович не без юмора заметил: «В конце концов, эта мелодия потеряла автора— и это тот случай, которым автор может гордиться».
И в последующие годы композитором были написаны песни, заслужившие любовь и признание народа. Они по праву вошли в песенную летопись советской музыки. Можно вспомнить лирическую «Песню о фонарике», рожденную в годы Отечественной войны, величавую «Песню о мире» (ее гордо, как гимн, пел Поль Робсон) или «Тоску по родине» в проникновенном исполнении Надежды Обуховой. А песня «Родина слышит», написанная композитором в 1951 году, задолго до начала космической эры, впоследствии невольно связалась в нашем представлении с образом Юрия Гагарина: «Родина слышит, Родина знает, где в облаках ее сын пролетает.»
Мы назвали лишь несколько песен из обширного наследия Шостаковича. Но это как раз те песни, в которых особенно ярко запечатлелись его высокие художественные принципы, его чуткое понимание природы песенного жанра.
Что выделял, что нравилось Шостаковичу в песенном творчестве советских композиторов? Чаще всего Шостакович высказывался о музыке И. Дунаевского. Он любил этого композитора, хорошо знал его музыку (не только песенную, но и инструментальную), отмечал его яркий талант, его исключительную роль в развитии массовых музыкальных жанров. В своих статьях и устных высказываниях Шостакович не раз упоминал нравящиеся ему «Марш веселых ребят» и увертюру к фильму «Дети капитана Гранта», песни из фильма «Волга-Волга» и вальс из «Светлого пути», музыку к фильму «Кубанские казаки» и такую внешне скромную детскую хоровую песню, как «Скворцы прилетели», буквально приводившую его в восторг. «Это сама весна, — говорил композитор,— весь ее гомон, все весенние голоса слышатся в музыке!» Особо ценил Шостакович высокое профессиональное мастерство Дунаевского, его тонкий вкус, интонационную чистоту его песенной мелодики— качества, без которых, по его мнению, работа в жанре песни немыслима.
Нравились Шостаковичу хоровые песни А. Давиденко, созданные в конце 20-х — начале 30-х годов, а из более поздних — песни М. Блантера и В. Соловьева-Седого. Он считал, что каждый из этих авторов обладает яркой творческой индивидуальностью, наложившей отпечаток не только на отдельные, особо удавшиеся песни, но на все их творчество в целом. «Даже если мне не объявят, чья сейчас песня звучит, все равно Блантера и Соловьева-Седого всегда узнать можно, мгновение узнать, — говорил Шостакович. — Это свойстве присуще всякому большому таланту». Особенно отмечал Шостакович замечательные песни В. Соловьева-Седого и М. Блантера, созданные в годь Великой Отечественной войны.
Здесь же следует назвать «Священную войну) А. В. Александрова. Эта великая песня, «песня-па мятник», как назвал ее Шостакович, «явила собой яркий пример участия песни во всенародной битве с врагом».
К числу больших творческих удач Шостакович относил такие известные песни, как «Бухенвальдский набат» В. Мурадели, «Песня о тревожно! молодости» и «Геологи» А. Пахмутовой, «Песнь о Ленине» А. Холминова и ряд других.
Отмечая удачи своих коллег, Шостакович вместе с тем сурово критиковал отдельных авторов, кто поступался высокими критериями творчеств; ради дешевого, минутного успеха. Он осуждал «доходчивость пошлого эстрадного шлягера, слушать который совестно, это примитив, больной нарост на теле музыки».
И в этом смысле ориентиром, эстетический идеалом для Шостаковича всегда являлась народная песня. Он знал ее, изучал, не уставал восхищаться ее высочайшими образцами. Он называл, народную песню «человеческим документом потрясающей силы», находил в ней примеры гармоничного сочетания глубочайшего жизненного содержания и совершенной, предельно отточенной формы. «Песни, созданные народом, никогда не лгут!» — таково этическое кредо, извлеченное Шостаковичем из народной музыки.
Незадолго до смерти Шостаковича мне довелось слушать с ним у него дома запись музыкально-этнографического концерта, который ежегодно проводится в Москве фольклорной комиссией Союза композиторов РСФСР. Нужно было видеть, как радовался, как восхищенно слушал великий композитор нашего времени народных певцов! «Это же чудо, — говорил Дмитрий Дмитриевич. —
Народная музыка в полном смысле очищает слух, дарит образцы высочайшего вкуса, изобретательности, мастерства!». Он снова и снова прокручивал пленку, находя в народных песнях то, что наиболее поразило его.
В творчестве Шостаковича песня предстает не только в своей первичной форме. Песня, песенность вошли в плоть и кровь всей его великой, безграничной в своем звуковом богатстве музыки.
А. Медведев,
музыковед