Александр Спендиаров - Ноты для фортепиано



Нотные издания, сборники, песенники для фортепиано
ноты в pdf

 

 

Ноты к произведениям Спендиарова
А. Спендиаров
Крымские эскизы
Op.9
переложение для фортепиано
"Государственное музыкальное издательство", 1935г.
номер 6928

 

 

Скачать ноты
А. Спендиаров
Три пальмы
Симфоническая картина на стихи М. Лермонтова
партитура
"Государственное музыкальное издательство", 1957г.
номер м25884г

содержание:

 

АЛЕКСАНДР АФАНАСЬЕВИЧ СПЕНДИАРОВ (родился в 1871 г. в местечке Каховка на юге Украины, умер в 1928 г. в Ереване)— выдающийся советский композитор и один из основоположников армянской классической музыки. По окончании гимназии в Симферополе юноша поступил в Московский университет, который окончил, по юридическому факультету, в 1895 году. Решающую роль в биографии Спендиарова сыграли его знакомство с великим русским композитором Н. А. Римским-Корсаковым и занятия под его руководством (1896 — 1900). С этого времени Спендиаров всецело посвящает себя музыкальной деятельности. В своих произведениях Спендиаров следует высоким традициям классиков русской музыки — Глинки и Бородина, Римского-Корсакова и Чайковского. Вместе с тем для его творчества характерна тесная, органическая связь с восточной народной музыкой — иранской, татарской и, в особенности, армянской. Спендиаров написал значительное число романсов, несколько песен для голоса с оркестром, несколько симфонических произведений (крупнейшие из них — „Крымские эскизы" и „Ереванские этюды”) и оперу „Алмаст" (по поэме Ованеса Туманяна „Взятие Тмкаберта"), послужившую плодотворной основой армянского классического оперного искусства.
В течение многих лет Спендиаров жил в Крыму, лишь изредка выезжая в Москву и Петербург. Последние годы жизни композитор провел в Ереване, много сделав для развития национальной музыкальной культуры родного армянского народа.
Симфоническая картина „Три пальмы" — одно из лучших произведений Спендиарова. Она написана в 1905 году и в том же году впервые исполнена в Петербурге под управлением автора, завоевав сразу успех у аудитории и высокую оценку со стороны наиболее авторитетных русских музыкантов того времени —Римского-Корсакова, Глазунова, Лядова. Вдохновленный стихотворением Лермонтова, композитор с большой изобразительной силой рисует главнейшие моменты этого произведения — воссоздает картину далекой знойной пустыни, неумолчное журчанье родника, томление и мольбу одиноких красавиц-пальм, приближение и появление каравана, жалобу и гнев пальм на людскую жестокость и, наконец, их смерть. По благородству и поэтичности музыкального содержания, в сочетании с безупречным мастерством формы, по изяществу гармонической ткани, колоритности оркестра, тончайшей отделке деталей—«Три пальмы» Спендиарова могут быть отнесены к числу лучших образцов программной симфонической музыки.
Б. Яголим

Скачать нотный сборник Скачать ноты

 

Краткие сведения

 

СПЕНДИАРОВ (Слендиарян) Александр Афанасьевич (1. XI. 1871, Каховка (Крым) — 7. V. 1928, Ереван) — армянский советский композитор, дирижер, педагог. Народный артист Армянской СОР. Окончил юридический факультет Московского университета. Брал уроки композиции у Н. Кленовского, позднее учился у Н. Римского-Корсакова. Среди его произведений опера «Алмает»; произведения для хора с оркестрам, для голоса с оркестром; «Концертная увертюра», «Крымские эскизы», «Концертный вальс», «Эриванские этюды» для симфонического оркестра; хоры, романсы, песни; фортепианные пьесы; обработки народных и революционных песен.

Альбом советской детской музыки для фортепиано Том 4

 

А. А. СПЕНДИАРОВ

 

Александр Афанасьевич Спендиаров — классик армянской музыки. Он заложил тот фундамент, на котором расцвело ее будущее. Его произведения разных жанров завоевали любовь слушателей не только в Армении, но и далеко за ее пределами. До сих пор звучит музыка Спендиарова с концертных эстрад, а опера «Алмаст» стала одной из жемчужин советского музыкального творчества. Всю свою жизнь талантливый композитор был связан с виднейшими деятелями русской культуры. Один из них—А. Глазунов — писал в своих воспоминаниях вскоре после смерти замечательного армянского музыканта: «Познакомил меня с А. А. Спендиаровым наш общий учитель Н. А. Римский-Корсаков, приблизительно в конце 1890-х годов. Он был чрезвычайно доволен результатами работ Александра Афанасьевича, видя в нем даровитого композитора и серьезного музыканта, легко овладевающего техникой письма. Несколько времени спустя, по окончании занятий Спендиарова с Римским-Корсаковым, появились знаменитые «Три пальмы» — яркое произведение, сразу обратившее на себя внимание и создавшее автору его громкую славу.
Мое знакомство с Александром Афанасьевичем мало-помалу перешло в тесную дружбу, к которой вскоре присоединились все члены нашего кружка. «Три пальмы» были немедленно изданы фирмою М. П. Беляева, что много способствовало распространению произведения у нас и на Западе. Сам Спендиаров сделался желанным гостем в домах всех видных музыкантов. А. А. Спендиаров был мне всегда близок и дорог, как высокоталантливый самобытный композитор и как музыкант с безупречной, широко разносторонней техникой. Армянин по происхождению, А. А. Спендиаров увлекся задачей поднять на высокохудожественную высоту музыку своего родного народа, и в этой области творчества он не имеет себе равных. Как выражался покойный Ан. К. Лядов, его Восток был новый, до того времени не использованный отечественными творцами.

В музыке Александра Афанасьевича чувствуются свежесть вдохновения, благоухания колорита, искренность и изящество мысли и совершенство отделки.
Проводя много времени в обществе дорогого, горячо любимого мною композитора-друга, я имел полную возможность наблюдать за процессом его творчества. Он работал хотя и с лихорадочным увлечением, но довольно медленно, тщательно отделывая все детали, добиваясь того, что называется «попасть в точку».
К себе он относился со строгой самокритикой, переделывая сочинения даже после того, как они появились в печати. Как пример, укажу на сделанные им некоторые изменения в конце «Трех пальм».
Как личность — Александр Афанасьевич пользовался всеобщей любовью. Это был человек обаятельный, кристаллически честный, скромный и бесконечно добрый.

Я очень скорблю, что сложившиеся обстоятельства помешали мне принять участие в работе по приведению в порядок недописанной оперы А. А. Спендиарова. Полагаю, что эта работа находится в самых достойных руках.
Я искренне убежден, что оперу «Алмаст», хорошо мне известную по слушанным в концерте отрывкам и в авторской передаче, ожидает громадный успех, который еще больше упрочит славу великого композитора».
Так оно и случилось.

Прочтите: Марина Спендиарова. Спендиаров. М. 1964.

100 лет со дня рождения советского композитора Александра Афанасьевича Спендиарова
Календарь - В мире музыки - 1971г.