Нотные издания, сборники, песенники для фортепиано
ноты в pdf
Композиторы XX века - Юным пианистам
И. Стравинский
АДАНТИНО
ЛАРГЕТТО
ноты для фортепиано
"Музыка", 1966г.
ноты 562
(pdf, 0.7 Мб)
И. Стравинский
СИМФОНИЯ
в трех частях
переложение для фортепиано в 4 руки А. Вульфсона
"Музыка", 1977г.
номер 2164
(pdf, 7.33 Мб)
И. Стравинский
Концерт in D
для скрипки с оркестром
партитура
"Музыка", 1982г.
номер 10918
(pdf, 9.65 Мб)
Это сочинение было впервые исполнено под моим управлением 26 октября 1931 г. в концерте Берлинского радио Самуилом Душкиным, к которому я испытываю глубокую признательность и огромное восхищение высоким артистизмом его игры.
Трудно охватить общим взглядом творчество этого композитора. Не только потому, что он прожил долгую жизнь — почти 90 лет, из которых более шестидесяти были отданы творчеству. И не только потому, что наследие его огромно. Главная трудность в том, что облик композитора не раз менялся до неузнаваемости, ставя современников в тупик: а где же, каков же настоящий Стравинский? Но в том-то и дело, что композитор всегда и во всем был настоящим, что его перемены определялись не очередной художественной модой, а потребностью его пытливой натуры, неутомимо искавшей новых путей.
Игорь Стравинский родился и вырос в музыкальной семье. Отец его, Федор Игнатьевич, был одним из известнейших артистов Мариинского оперного театра в Петербурге и, в частности, блестящим исполнителем партии Фар лафа в «Руслане и Людмиле» Глинки.
Но у родителей будущего композитора не было намерения непременно сделать из мальчика музыканта, да и у него самого тяготение к сочинению музыки проснулось не так уж рано. Посещение спектаклей с участием отца, домашние музыкальные вечера были для мальчика чем-то само собой разумеющимся, привычным элементом семейного быта. Только в последних классах гимназии он начал брать уроки теории музыки, еще не ставя себе никаких определенных целей. По окончании гимназии Стравинский поступил не в консерваторию, а в университет, продолжая все же заниматься музыкально-теоретическими предметами «для себя». В университете он познакомился с сыном Н. А. Римского-Корсакова, а через него и с самим знаменитым композитором, который и стал его основным учителем. Молодой Стравинский хорошо понимал, какую огромную ценность имеют эти уроки, да и само общение с великим мастером, и жадно впитывал все его советы. Но общение было недолгим : систематические занятия начались лишь тогда, когда Стравинский кончил университет, то есть в 1905 году, а в 1908-м Римский-Корсаков скончался. «Немногие были так близки мне, как Римский-Корсаков,— вспоминал много лет спустя Стравинский и добавлял: — Он стал мне вроде названого отца».
То, что Стравинский вышел из школы Римского-Корсакова (а можно сказать и шире: из русской классической школы), чувствуется во всех его ранних сочинениях. Ранних только хронологически, потому что и опера «Соловей» (по сюжету Андерсена), и особенно балеты «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная» — все это произведения не только вполне зрелые, но и открывающие новые пути в искусстве.
В трех ранних балетах, ставших самыми популярными сочинениями Стравинского, господствует русская тема. В «Жар-птице» это тема сказки о злом Кащее и падении его темного царства, в «Весне священной» — тема древних языческих обрядов, жертвоприношений в честь весеннего возрождения жизни, в честь земли-кормилицы. Балет «Петрушка», пожалуй, самый популярный, навеян впечатлениями детства Стравинского. Тогда, в начале XX века, в Петербурге еще существовали народные гулянья на масленицу, катанье на санях, веселые представления в специально выстроенных балаганных театрах. Действующие лица балета Стравинского — это традиционные персонажи кукольного театра: Петрушка, Арап, Балерина. Но композитор наделил их живыми человеческими характерами, и они не только развлекают и забавляют зрителей, но и вызывают сочувствие. Особенно несчастный, нелепый Петрушка, безнадежно влюбленный в Балерину. В характеризующей его музыке озорство и задор причудливо сплетены с выражением страдания и боли. Соперник Петрушки Арап жестоко расправляется с ним. Но Петрушка бессмертен, как бессмертно народное искусство, воплощением которого он является. В конце балета вновь звучит его музыкальная тема и появляется он сам — в виде призрака, показывающего публике длинный нос.
Вся эта кукольная драма окружена вполне реальными, как будто списанными с натуры картинами масленичного гулянья. Здесь звучат темы народных песен («Вдоль по Питерской», «Ах вы сени, мои сени»), слышатся гармошечные наигрыши и все звуки и шумы суматошно-праздничных улиц и площадей, сливающиеся в неповторимую, неслыханную «уличную симфонию».
Три ранних балета Стравинского создавались по инициативе Сергея Дягилева, посвятившего свою жизнь пропаганде русского искусства за рубежом. Дягилев умел находить для этого нужные материальные средства, хотя сам ими не обладал. А главное, он умел находить талантливых музыкантов, певцов, артистов балета, живописцев-декораторов. Организованные им зарубежные «Русские сезоны» (1907 — 1913), включавшие симфонические концерты, балетные и оперные спектакли, имели бурный успех. Зрители, съезжавшиеся в Париж в поисках новых художественных впечатлений, впервые услышали в «Борисе Годунове» Шаляпина, увидели «Половецкие пляски» из оперы Бородина «Князь Игорь» с декорациями Н. Рериха и в исполнении русских артистов балета, «Шехеразаду» Римского-Корсакова, поставленную тоже в виде балета, и другие спектакли.
В создании «Петрушки» принимали участие художники Л. Бакст и А. Бенуа (кроме декораций, Бенуа создал и сценарий), а роли исполняли Т. Карсавина и В. Нижинский, прославившие русскую балетную школу на весь мир. Вот почему этот балет стал одним из самых примечательных спектаклей «Русского сезона» 1911 года.
Иная судьба ожидала «Весну священную», создававшуюся композитором почти одновременно с «Петрушкой», но законченную позже. Музыка «Весны» полна стихийной силы, она захватывает слушателя своей первозданностью, заставляя верить, что именно таков был звуковой мир наших далеких предков. Балетмейстер М. Фокин также попытался воссоздать картину языческих священнодействий, магию заклинательных жестов и, наконец, само принесение в жертву юной девушки. Он отказался от приемов классического балета, от воздушности танца на пуантах, заменив это нарочито угловатыми движениями, тяжелым, топочущим плясом. Все это показалось настолько странным и непривычным, что в театре вспыхнул скандал. И «Весна» сначала утвердилась на концертной эстраде как симфоническое произведение и лишь постепенно завоевала место в балетном театре.
В связи с «Русскими сезонами» Стравинский часто уезжал из России, а начало первой мировой войны и совсем оторвало его от родины, которую он посетил только в 1962 году, на пороге восьмидесятилетия. Тем не менее русская тема продолжала жить и в сочинениях, написанных за рубежом. Русский народный свадебный обряд воссоздан в его «Свадебке» (хореографических сценах с пением и музыкой), на тему народной сказки написана «История солдата», на народные тексты — вокальные «Прибаутки».
После «Свадебки» (1923) музыка Стравинского заметно меняет свой облик. «Русская тема» время от времени еще напоминает о себе. Но с этого времени композитор как будто поставил себе целью овладеть музыкальной речью всех стран и всех времен. Иногда он прямо цитирует чужие музыкальные темы, свободно сплетая их с собственными, сочиненными в том же стиле, иногда мастерски подражает стилю старинной музыки или музыки иной страны — Франции, Италии, меняя маски, щеголяя легкостью переключений. Не чуждается он и самых современных явлений, откликаясь на заокеанское искусство джаза, которое в 20-х годах нашего века проникло в Европу и привлекло всеобщее внимание необычностью ритмов и манеры исполнения (см. «Двадцатый век и новые художественные течения»).
Среди множества сочинений Стравинского, ошеломляющих своим разнообразием, выделяются два, созданные на античные сюжеты и отличающиеся особой строгостью и стройностью. Это опера-оратория «Царь Эдип» (по трагедии Софокла) и балет «Аполлон Мусагет». Сюжет античной трагедии о несчастном Эдипе, помимо своей воли ставшем преступником и покаравшем себя самого, трактован в повествовательной форме: наиболее драматические события переданы не в действии, а в рассказе. Очень большая роль отведена хору, который, как и в древнегреческой трагедии, является и участником, и комментатором происходящего. Миф об Аполлоне — предводителе Муз (отсюда второе имя — Мусагет) в трактовке Стравинского стал воплощением светлой гармонии, соразмерности, ясности.
И еще одно сочинение следует особо отметить в пестром хороводе масок Стравинского: оперу «Похождения повесы». В ней использован сюжет серии гравюр английского художника Хогарта, рассказывающий о несчастной судьбе неожиданно разбогатевшего и сбившегося с пути юноши. Опера написана в традициях XVIII века, с речитативами под клавесин, с виртуозными руладами в партиях солистов. Вместе с тем это живая, современная, искренняя и волнующая музыка.
Стравинский нередко писал и говорил, что искусство — это прежде всего мастерство, умение создавать совершенные по форме вещи. Как настоящий Мастер он любил свое дело, свое искусство. Ему принадлежат замечательные слова: «Я любил все, что бы ни делал в данный момент, и с каждой новой вещью я чувствую, что наконец-то нашел путь и только сейчас начал сочинять». Это чувство и помогло композитору до глубокой старости без устали работать, творить, искать новых путей.
Основные сочинения. Оперы: «Соловей» (1914), «Мавра» (1922), «Царь Эдип» (1927), «Похождения повесы» (1951). Балеты: «Жар-птица» (1910), «Петрушка» (1911), «Весна священная» (1913), «История солдата» (1918), «Пульчинелла» (1920), «Свадебка» — балет с пением, часто исполняющийся в виде кантаты (1923), «Поцелуй феи» (1928), «Аполлон Мусагет» (1928), «Игра в карты» (1937), «Агон» (1957). Для оркестра: три симфонии (1907, 1940, 1945) и «Симфония псалмов» (с хором, 1930). Большое количество камерных, хоровых, вокальных и фортепианных сочинений.