Рихард Вагнер - Зигфрид - музыкальная драма, ноты

Р. Вагнер



Нотные издания, сборники для голоса и фортепиано
ноты в pdf

 

 

Клавир Вагнера
Рихард Вагнер
Зигфрид

музыкальная драма в трех действиях
либретто Р.Вагнера
русский текст В. Коломийцева
переложение для пения с фортепиано К. Клиндворта
"Музыка", 1972г.
номер 7209
(pdf 23.5 Мб)

содержание:

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Музыкальная драма «Зигфрид» (второй день тетралогии Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунга») создавалась на протяжении долгого времени. Не касаясь здесь истории сочинения грандиозного четырехчастного цикла «Кольцо нибелунга» (об этом сказано в предисловии к клавиру «Золота Рейна»), напомним вкратце, как создавалась музыка «Зигфрида».
Вскоре после окончания «Валькирии» Вагнер приступил к сочинению «Зигфрида» (сентябрь 1856 г.). Хотя работал он с большим увлечением, летом 1857 года, когда Вагнер довел свою драму только до середины второго действия, работа эта была прервана на 11 лет. За эти годы Вагнером были созданы и поставлены в Мюнхене «Тристан и Изольда» (закончена в 1859 г., поставлена в 1865 г.) и «Нюрнбергские мейстерзингеры» (1867г.)

Вагнер вернулся к тетралогии лишь тогда, когда у него появилась реальная возможность осуществить постройку театра в Байрёйте, предназначенного исключительно для постановок его опер и музыкальных драм. Музыка «Зигфрида» была закончена в 1871 году, а первая постановка состоялась в Байрёйте летом 1876 г., когда «Зигфрид» был исполнен в числе прочих частей тетралогии как ее «второй день». Естественно, что при сохранении общих принципов драматургии и использовании той же системы лейтмотивов, третий акт «Зигфрида» в стилевом отношении отличается от первых двух. В музыке этого действия, содержащего большую любовную сцену Зигфрида и Брюнгильды, чувствуются влияния и гармоний «Тристана и Изольды» и полифонии «Мейстерзингеров» с ее светлым до-мажорным колоритом.
Перед нами наиболее героическая и жизнерадостная часть тетралогии. Ведь Зигфрид—«светлейший в мире герой», как его назвала Брюнгильда еще в третьем акте «Валькирии», его жизнь — это ряд подвигов во имя искоренения зла. Он — «страстно желаемый нами человек будущего, социалист-искупитель, который явится в мир, чтобы уничтожить власть капитала», как сказал он. О причинах столь длительного перерыва см. предисловия к клавирам опер «Золото Рейна» и «Тристан и Изольда».
нем сам Вагнер. Еще раз сошлемся на памятные слова Фридриха Энгельса (относящиеся, конечно, к герою народных германо-скандинавских сказаний, а не к вагнеровскому Зигфриду): «Зигфрид — представитель немецкой молодежи. Мы все, у которых бьется в груди еще не укрощенное условностями жизни сердце, мы все знаем, что это значит. Мы все чувствуем ту же жажду подвига...» Прослушав вагнеровского «Зигфрида», Ромен Роллан писал в книге «Музыканты наших дней»: «Зигфрид» дышит совершенным здоровьем и неомраченным счастьем».

Ромен Роллан назвал «Зигфрида» «героической идиллией» — ив самом деле, на протяжении трехактной драмы Зигфрид совершает ряд подвигов. Рожденного Зиглиндой в глухом лесу, Зигфрида ребенком подобрал брат нибелунга Альбериха карлик Миме. Вместе с Зигфридом Миме унес к себе осколки меча «Нотунга», разбитого в поединке между Зигмундом и Хундингом. Отец Зигфрида Зигмунд был сражен в поединке, а мать его Зиг-линда умерла от родов. Миме воспитал Зигфрида в лесной пещере, и Зигфрид вырос могучим и бесстрашным героем. Зигфриду нужен новый крепкий меч для свершения подвигов, и кузнец Миме пытается сковать для него такой меч. Но какой бы меч ни сковал Миме, Зигфрид легко одним ударом разбивает его вдребезги. Дитя природы, друг зверей и птиц, выросший в лесу, Зигфрид не знает, кто его родители. Зигфрид инстинктивно ненавидит карлика-нибелунга, но каждый раз возвращается в пещеру, чтобы выведать у него тайну своего рождения. Рассказ о Зигмунде и Зиглинде и об осколках разбитого меча «Нотунга» побуждает Зигфрида требовать у Миме, чтобы тот из этих осколков сковал новый меч. Но и этого Миме не может сделать. Тогда Зигфрид сам берется за работу и сковывает могучий меч, новый «Нотунг». Это первый подвиг Зигфрида.
Сцена плавки и ковки меча является кульминацией первого действия драмы. В это же самое время Миме варит ядовитое зелье для Зигфрида — ведь он сам мечтает овладеть кладом нибелунгов, некогда отнятым у Альбериха, и получить власть над миром. Коварный план Миме прост: Зигфрид своим мечом убьет дракона Фафнера, стерегущего золотой клад в темной пещере в дремучем лесу, после чего Миме даст ему выпить зелье. Зигфрид умрет, а Миме овладеет кольцом и шлемом и станет властителем мира.
Второе действие происходит в лесу у страшной пещеры Фафнера. Миме привел сюда Зигфрида, чтобы научить его страху. Но Зигфриду страх неведом. Он сражается с Фафнером и убивает его своим «Нотунгом». Слизнув с пальца кровь Фафнера, он начинает понимать язык птиц и тайные мысли людей. Лесная птичка напевает ему о кладе в пещере Фафнера, Зигфрид спускается туда и добывает шлем и кольцо. Читая мысли Миме, мечтающего о смерти Зигфрида, он кончает и с Миме. Так уничтожены носители зла. Таковы подвиги Зигфрида во втором действии драмы. В этом действии Зигфрид в общении с лесной природой и в беседе с птичкой выступает, как образ поэтический, а музыка шелеста леса, напоенного птичьим гомоном, — это чистейший и вдохновен-нейший образец лесной романтики. Именно в этой музыке заключена кульминация действия. Но в отличие от первого действия, где кульминация сосредоточена в конце, в сцене плавки и ковки меча, здесь кульминация рассредоточенная, ибо музыка шелеста леса, на которую накладывается голос лесной птички, проходит почти через все действие, перемежаясь с другими эпизодами).

Птица-вещунья поет Зигфриду о спящей Брюн-гильде, окруженной кольцом огня. Зигфрид устремился за птичкой к скале Брюнгильды. Здесь начинается третье действие драмы. Разбив своим «Нотунгом» копье Вотана, преградившего ему путь к скале Брюнгильды, Зигфрид бросается в бушующее море огня, горячим поцелуем будит спящую деву и сливается с ней в жарких объятиях.
Прохождение Зигфрида сквозь огонь и пробуждение Брюнгильды — последний его подвиг в этой драме. Любовная сцена Зигфрида и Брюнгильды— одновременно нежная и героическая — составляет кульминацию третьего действия драмы.
Зигфрид — ее главный герой, светлый и жизнеутверждающий. Но в драме есть еще один «герой», роль которого по объему почти не уступает роли, Зигфрида. Это — Вотан, выступающий под видом странника. Он бродит по свету и наблюдает за всем происходящим. В первом действии он заходит в пещеру Миме и путем загадок, которые он и Миме задают друг другу, рассказывает публике о том, кто такие нибелунга, где живут великаны, где обитают боги, кто такие Вельзунги, как зовут заветный меч. Все это — своеобразный способ напомнить публике о происшедших событиях или рассказать о них тем, кто не видел прежних частей тетралогии. Лишь последнюю загадку Миме не смог разрешить: кто из осколков меча скует новый «Нотунг».
Во втором действии Вотан-странник приходит к пещере Фафнера, чтобы предупредить дракона о грозящей ему опасности. Пещеру дракона день и ночь сторожит Альберих в надежде вернуть себе некогда отнятый у него клад.

Наконец, в третьем действии Вотан-странник мчится к вещей пророчице Эрде — своей неизменной советнице. Затем он преграждает устремляющемуся в огонь Зигфриду путь к скале Брюнгильды. Но, побежденный юным героем, он вынужден удалиться и исчезнуть со сцены навсегда. Как видно, Вотан все время противодействует самому себе: любя Зигфрида и видя в нем желанного искупителя мира от проклятия, он старается мешать ему в его деяниях. Вотан вечно резонерствует, вечно подвержен рефлексии. Жизнеотрицающий Вотан, жаждущий смерти, уничтожения, действующий против своей же воли — это порождение того философского пессимизма, который получил наиболее полное выражение в философии Шопенгауэра. Зигфрид и Вотан — антиподы.

Для драматургии «Зигфрида» характерно то, что ни в одном из трех действий на сцене одно-, временно не участвует больше двух действующих лиц. Поэтому вся драма состоит из одних монологов и диалогов.
Проследим за музыкой драмы в ее наиболее существенных моментах. Разумеется, музыкально-драматургические принципы здесь те же, что в «Золоте Рейна» и в «Валькирии», — та же непрерывность симфонического тока, та же система лейтмотивов. Многократно в соответствующих местах звучат известные по предыдущим частям тетралогии лейтмотивы. Так, например, в самом начале 1-го действия, где Миме кует Зигфриду меч, в оркестре звучит лейтмотив ковки, знакомый нам по интерлюдиям между второй и третьей, третьей и четвертой картинами «Золота Рейна»; в сцене загадок из 1-го действия «Зигфрида» (Странник и Миме) и в других местах мы слышим лейтмотивы великанов, Валгаллы, Вельзунгов, меча и т. д.; во втором действии, когда Зигфрид убивает Фафнера и Миме, снова и снова появляется грозный и зловещий лейтмотив проклятия кольца. И конечно, во всех действиях, иногда в основном, иногда в измененном виде, о главном герое драмы напоминает лейтмотив Зигфрида-героя, прозвучавший, как предвосхищение будущего, в третьем действии «Валькирии». Многократно звучит и построенный на цепи нисходящих и восходящих терций мотив кольца.

СОДЕРЖАНИЕ
INHALT

Ноты к Зигфриду Вагнера Скачать ноты