В. Красный - Двухгодичный курс обучения игре на семиструнной гитаре

Ноты для семиструнной гитары



Самоучители, пособия, ноты для семиструнной гитары

 

 

Скачать самоучитель
В. Красный
Двухгодичный курс обучения игре на семиструнной гитаре
Часть I
"Советский композитор", 1973г.
номер с2276к
(pdf 53 Мб)

содержание:

 

ОТ АВТОРА

«Двухгодичный курс обучения игре на семиструнной гитаре» является пособием для самостоятельного обучения. Он может быть использован и педагогами в занятиях с учащимися кружков гитаристов, курсов общего музыкального образования, музыкальных школ и училищ.
Пособие состоит из двух частей —в соответствии с двухгодичной программой. Каждая часть изучается в течение девяти месяцев, и три месяца отводятся на разучивание произведений, помещенных в нотном приложении. Месяц обучения содержит четыре или пять уроков.
Музыкальный материал включает упражнения, этюды, народную музыку, произведения русских, советских и зарубежных композиторов.

Особое внимание уделено постепенному возрастанию трудности учебного материала.
В «Курсе» приводятся необходимые сведения по теории музыки, раскрыты характерные техники игры на семиструнной гитаре. Отведено место и извлечению звука медиатором, исполнению аккордов по буквенно-цифровой записи и др. В самоучителе также входит небольшой исторический очерк о гитаре, сведения об основоположниках игры на струнном инструменте, описание устройства гитары.
Освоив двухгодичный курс, учащийся приобретет навыки гитариста-профессионала и может в дальнейшем совершенствовать свое мастерство

ВСТУПЛЕНИЕ

Семиструнная гитара приобретает в нашей стране все большую популярность. С каждым годом увеличивается количество желающих овладеть этим инструментом.
Выбор инструмента. Тем, кто решил учиться игре на семиструнной гитаре, нужно очень серьезно подойти к выбору инструмента (воспользуйтесь консультацией продавцов музыкального магазина или гитаристов-профессионалов).
Существенное значение имеет размер гитары, определяемый главным образом величиной корпуса. Следует приобрести гитару большого размера — с длиной корпуса (кузова) 48—49 см (подростки могут пользоваться гитарой средней величины —с длиной корпуса 45—46 см). Маленькая гитара в процессе занятий постепенно становится «тесной» для пальцев и неудобной. Наиболее удобными для игры в период обучения являются гитары фабрики им. А. В. Луначарского.

Необходимо обратить внимание на ширину грифа. У большой гитары фабричного изготовления она равна на I ладу 50 мм и, постепенно увеличиваясь, доходит на XII ладу до 60 мм. В исполнительской практике распространены гитары с более широким грифом: на I ладу 50—53 мм, на XII ладу до 64—67 мм.
Важно установить (с помощью гитарного ключа) струны на необходимой высоте: расстояние струн от грифа над металлическим порожком I лада должно составлять от 0,5 до 1 мм, над ХII-м — от 2,5 до 3,5 мм. Высота измеряется под самой тонкой струной (первой). Если струны расположены очень близко к грифу, то при игре они ударяются о металлические порожки лада, и это вызывает неприятное дребезжание. Если же струны слишком удалены от грифа, их трудно прижимать.
Подготовка инструмента к занятиям. Проверьте, одинаково ли расстояние между струнами. Если нет, то с помощью небольших пропилов на нижнем порожке подставки устраните этот недостаток. Крайние струны (самая тонкая и самая толстая) должны отстоять на 1—2 мм от краев грифа.
Следующим этапом подготовки к занятиям является настройка инструмента. Необходимые указания содержатся в разделе «Настройка гитары». Если на первых порах не удастся точно настроить инструмент, можно прибегнуть к помощи квалифицированного гитариста или любого музыканта, умеющего настраивать гитару. Новый инструмент в течение 2—3 дней может понижать строй. Для установки точного строя гитары следует настраивать ее повторно.
Режим занятий. Перед тем, как приступить к занятиям, коротко остригите ногти и вымойте руки; приготовьте нотную тетрадь (для записи нотных знаков) и обычную тетрадь (для конспектирования теоретических основ урока).
Для успешного обучения игре на гитаре необходимо соблюдать следующие условия:
1. Занятия должны быть ежедневными: пропуск хотя бы одного дня ведет к потере приобретенных навыков.
2. Надо постоянно контролировать правильность посадки, положения гитары, рук и пальцев. В целях самоконтроля полезно проводить некоторые занятия перед зеркалом.
3. Каждое занятие должно включать один урок. Если учебный материал труден, урок можно разделить на 2—3 части.
4. При игре на инструменте нужно делать перерывы для отдыха рук: в первые два-три месяца — через 15—20 минут; в дальнейшем время игры постепенно увеличивается до 40—45 минут.
5. Во время игры необходимо проверять на слух правильность звучания, не увлекаясь выполнением только технических приемов.
6. Надо установить определенный час занятий: это приводит к наибольшим успехам. Лучшее время для занятий — утреннее, а для повторения пройденного — дневное и вечернее.
Очень полезно слушать и видеть игру гитаристов-профессионалов. Кроме того, следует повышать общее музыкальное образование, посещая концерты, изучая литературу о композиторах и музыкальных произведениях.

Первый месяц обучения
Урок 1. О гитаре.
Урок 2. Звуки.
Урок 3. Струны гитары. Такт
Урок 4. Посадка исполнителя и положение гитары при игре
Способы извлечения звуков пальцами правой руки.

Второй месяц обучении
Урок 1. Постановка правой руки
Урок 2. Темп. Постановка левой руки
Урок 3. Паузы. Настройка гитары
Урок 4. Исполнение мелодии.
Контрольные вопросы (первый и второй месяцы обучения).

Третий месяц обучения
Урок 1. Музыкальный звукоряд. Гамма до мажор
Урок 2. Знаки альтерации и хроматический звукоряд. Позиции.
Урок 3. Интервалы. Двухголосие.
Урок 4. Мажорный лад. Гамма соль мажор. Понятие о тональности

Пятый месяц обучения
Урок 1. Арпеджио
Урок 2. Легато
Урок 3. Глиссандо.
Урок 4. Стаккато
Урок 5. Вибрация. Синкопа

Четвертый месяц обучения
Урок 1. Извлечение скользящим ударом двух звуков одновременно
Извлечение щипковым ударом двух звуков одновременно
Урок 2. Минорный лад. Гамма ля минор Гамма ми минор
Урок 3. Общее понятие об аккорде
Урок 4. Игра аккордов

Контрольные вопросы (третий, четвертый и пятый месяцы обучения)

Шестой месяц обучения
Урок 1. Гамма фа мажор Гамма ре минор. Кольцевой прием
Урок 2. Аккомпанемент.
Урок 3. Гамма ре мажор Гамма си минор
Урок 4. Баррэ Гамма си-бемоль мажор Гамма соль минор

Седьмой месяц обучения
Урок 1. Деление длительности такта на нечетное число долей
Урок 2. Простые размеры
Сложные размеры.
Урок 3. Смешанные размеры. Переменные размеры
Урок 4 Дуэт. Трио

Восьмой месяц обучения
Урок 1. Гамма ми-бемоль мажор
Гамма до минор.
Урок 2. Консонирующие и диссонирующие интервалы и аккорды
Урок 3. Гамма ля мажор. Гамма фа-диез минор
Контрольные вопросы (шестой, седьмой и восьмой месяцы обучения)

Девятый месяц обучения
Урок 1. Тремоло
Урок 2. Флажолет
Урок 3. Мелизмы: форшлаг, трель. Урок 4. Штрихи: пульгар, расгеар, ннднс.
Контрольные вопросы (девятый месяц обучении).

Десятый, одиннадцатый, двенадцатый месяцы обучения
Ответы на контрольные вопросы

 

Скачать самоучитель

В. Красный
Двухгодичный курс обучения игре на семиструнной гитаре
Часть II
"Советский композитор", 1975г.
номер с3024к
(pdf 26 Мб)

содержание:

 

Вторая часть «Двухгодичного курса обучения игре на семиструнной гитаре» является продолжением первой части одноименного пособия и содержит дальнейшую разработку вопросов техники игры на семиструнной гитаре.
«Курс» включает разнообразный музыкальный материал: упражнения, этюды, песни, произведения зарубежных, русских и советских композиторов.
Данное пособие адресуется прежде всего учащимся, усвоившим первую часть «Двухгодичного курса».

 


ПЕРВЫЙ МЕСЯЦ

Урок I. Ломаные арпеджио
Урок 2. Исполнение гаммы до мажор в разных позициях.
Урок З. Гамма ми мажор.
Урок 4. Двойное баррэ

ВТОРОЙ МЕСЯЦ

Урок 1. Сложное баррэ
Урок 2. Гамма до-диез минор
Урок 3. Приемы извлечения звуков правой рукой; одиночные скользящие удары
Урок 4. Скользящие удары двумя пальцами одновременно.

ТРЕТИЙ МЕСЯЦ

Урок 1.Скользящие удары тремя пальцами одновременно.
Урок 2. Одиночные щипковые удары
Урок 3. Щипковые удары двумя пальцами одновременно
Урок 4. Щипковые удары тремя пальцами одновременно

ЧЕТВЕРТЫЙ МЕСЯЦ

Урок I. Опора кисти правой руки
Урок 2. Опора при щипковых ударах
Урок 3. Составные интервалы

ПЯТЫЙ МЕСЯЦ

Урок 1. Глушение звука; естественное глушение.
Урок 2. Искусственное глушение звука
Урок 3. Искусственное глушение звука (продолжение).
Контрольные вопросы

ШЕСТОЙ МЕСЯЦ

Урок I. Гамма ля-бемоль мажор.
Урок 2. Гамма фа минор
Урок 3. Тремоло
Урок 4. Некоторые сведения из музыкального синтаксиса.

СЕДЬМОЙ МЕСЯЦ

Урок I. Гаммы си мажор и соль-диез минор
Урок 2. Перестраивание струн
Урок 3. Гитары с добавочными струнами. Виды семиструнной гитары

ВОСЬМОЙ МЕСЯЦ

Урок 1. Гаммы ре-бемоль мажор и си-бемоль минор
Урок 2. Мелизмы: нахшлаг, группетто, мордент
Урок З. Дополнительные сведения по технике игры.
Урок 4. Особенности исполнения легато на разных струнах
Контрольные вопросы

ДЕВЯТЫЙ МЕСЯЦ

Урок I. Гаммы фа-диез мажор и соль-бемоль мажор.
Урок 2. Гаммы с семью знаками
Урок 3. Хроматическая гамма
Урок 4. Сложные флажолеты

ДЕСЯТЫЙ МЕСЯЦ

Урок I Исполнение гамм терциями, секстами, октавами
Урок 2. Тембровые и имитационные возможности гитары
Урок 3. Извлечение звука медиатором
Урок 4. Обозначение звуков по буквенной системе. Исполнение аккордов по буквенно-цифровому обозначению
Контрольные вопросы

ОДИННАДЦАТЫЙ И ДВЕНАДЦАТЫЙ МЕСЯЦЫ
Ответы на контрольные вопросы

НОТНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ
A. Сихра. Этюд
Н. Александров. Этюд
В. Морков. Прелюд
В. Красный. Экспромт
А. Савно. Часы. Переложение В Красного.

И.-С. Бах. Прелюдия до минор. Переложение В. Красного
Ф. Шопен. Вальс.
Н. Сизов. Вальс из музыки к спектаклю «Принцесса Турандот». Переложение В. Успенского.
Л. Малашкин. О. если б мог выразить в звуке. Слова Г. Лишина. Переложение В. Красного
В. Высоцкий. Песня о друге из кинофильма «Вертикаль».
А. Зацепин. Сын Килиманджаро. Твист
Марацитти. Кубинский танец. Для трех гитар. Переложепие В. Красного.
Г. Гендель. Аллегро. Переложение Я. Пухальского
Список рекомендуемых произведений.

 

Скачать самоучитель Скачать самоучитель (zip 78 Мб)