В. Красный - Двухгодичный курс обучения игре на семиструнной гитаре

Ноты для семиструнной гитары



Самоучители, пособия, ноты для семиструнной гитары

 

ПЕРВЫЙ МЕСЯЦ ОБУЧЕНИЯ

УРОК 1
О ГИТАРЕ

 

 

Прежде чем обрести современный вид, гитара прошла сложный путь развития. Прообразом гитары были старинные лютневидные инструменты. Они состояли из двух основных частей: кузова грушевидной формы (резонансного ящика) и грифа с ладами и разным количеством струн.
В дальнейшем форма кузова подвергалась изменениям: он удлинялся, на нем появлялись выемки различной конфигурации. Постепенно кузов приобретал форму цифры восемь (8).

Ноты для гитары

В поисках лучшей звучности инструмента и удобства игры, а также по требованию заказчиков мастера вносили различные конструктивные изменения: вводили двойные нижние деки, металлический прут внутри кузова, разного рода подставки (струнодержатели) и т. д.
Стремясь расширить диапазон гитары и облегчить исполнение некоторых аккордов и звуковых сочетаний, к основному грифу
стали приделывать добавочный гриф с добавочными басовыми струнами. Иногда басовые струны натягивались без добавочного грифа — рядом с основным грифом. (Добавочный гриф не имеет ладов, и струны, натянутые над ним, не прижимаются при игре, а остаются открытыми.)

Скачать самоучитель

 

Насчитывалось от 3 до 12 добавочных струн. Известна, например, семнадцатиструнная гитара венского мастера Шерцера. У нас в 1937 году мастер Штрякин сделал двадцатитрехструнную гитару с тремя грифами. Устройство гитары и ее форма, установившиеся в XIX веке, в основном остаются такими же и в наши дни.

Устройство гитары. Современная семиструнная гитара состоит из двух основных частей: кузова (корпуса) и грифа (см. рисунок ниже).
Кузов (корпус) гитары — это деревянный резонансный ящик закругленной формы с выемками по бокам. Он состоит из двух плоскостей — верхней и нижней дек, которые скрепляются между собой обечайками (бочками).
На верхней деке имеется круглое отверстие — розетка (голосник), обычно украшенная узорами из перламутра или цветного дерева: подобные украшения иногда окаймляют и края деки.
К более широкой части верхней деки (нижняя часть) приклеивается подставка (струнодержатель) из прочного дерева. В ней — семь горизонтальных отверстий, соответствующих толщине струн, которые пропускаются (протаскиваются) через них.
У старинных гитар нижний конец струн входит в вертикальные отверстия, просверленные через подставку и деку, и закрепляется внутри кузова деревянными колышками (кнопками).

Верхняя дека определяет качество звучания инструмента- она делается из елового дерева. Нижнюю деку и обечайки изготавливают из клена, палисандра, красного дерева, березы и других пород

Ноты для семиструнной гитары
Рис. 7. Внешний вид и части семиструнной гитары

Гриф (рукоятка). К кузову привинчивается гриф. Верхняя часть грифа, где помещается колковая механика (колки) — механизм для натягивания струн, называется головкой (лопаткой) грифа. За головкой грифа следует шейка, или собственно гриф. Это довольно толстая пластина, овальная снизу и прямая сверху, изготовленная из березы, клена, бука и других пород дерева. На прямую поверхность шейки грифа наклеена пластина (накладка грифа) толщиной до 5 мм из какого-либо твердого дерева — черного дерева, палисандра, амаранта и др. В настоящее время пластина грифа делается из мореной березы.
Поперек пластины (с ровной или чуть овальной — у старинных гитар — поверхностью) врезаны металлические порожки. Они делят гриф на промежутки, называемые ладами. К ладам прижимаются струны во время игры. На грифе гитары — от 19 до 24 ладов. Счет ладов начинается от головки грифа. На некоторых ладах, чаще всего на V, VII, XII, XVII и XIX, имеются костяные или перламутровые кружочки, которые служат ориентирами для нахождения ладов во время игры.
Струны гитары натягиваются над грифом. Две самые тонкие струны (первая и вторая) — без обмотки, остальные обвиты тонкой металлической нитью — канителью. Каждая струна толще предыдущей (см. урок 3).
Колковая механика. Струны на гитаре натягивают с помощью колковой механики, накручивая их на валики колков. Колки прикрепляются винтами с правой и левой сторон головки грифа. Справа, где находятся три колка (см. рис. 7), закрепляются три самые тонкие струны. Наиболее тонкая из них (первая) — на первом колке, ближнем к грифу; вторая струна — на втором (среднем); третья, наиболее толстая, — на третьем колке. На левой стороне головки грифа находятся четыре колка для остальных струн. Самая тонкая из них закрепляется на колке 4 против колка 3; затем в определенной последовательности идут три толстые струны.

Ключ для гитары. Высота струн над грифом регулируется гитарным ключом, которым повертывается винт, находящийся в нижней части грифа (пятке) и скрепляющий кузов с грифом; гриф можно приблизить к струнам, повернув винт вправо, или отдалить от них, повернув винт влево.
Уход за инструментом. Для хранения гитары необходим футляр: он предохраняет от поломок, защищает от сырости и колебаний температуры. Можно держать гитару и в чехле из плотной ткани. Если нет утепленного футляра, нужно предварительно обернуть инструмент мягкой материей. Не кладите гитару во влажный футляр или чехол. Не держите ее близко от отопительных приборов, на солнце, у открытой форточки. Если гитара попала под дождь или снег, немедленно вытрите ее, так как от влажности дерево коробится, а места склейки расходятся.

В холодную погоду не рекомендуется играть на гитаре сразу после того, как ее внесли в помещение. Не открывайте футляр в течение 15 минут: инструмент должен «акклиматизироваться». После игры протрите струны и корпус гитары сухой мягкой тряпкой, так как оставленная пальцами влага может привести к образованию ржавчины на струнах и разрушению лака на дереве.
В перерыве между занятиями положите гитару нижней декой на ровную поверхность. Предохраняйте гриф от поломки — ничего не кладите на него.
При переноске гитары держите ее за гриф, верхней декой к себе. Бережное отношение к инструменту продлит срок его службы.