Сазонов - Самоучитель игры на семиструнной гитаре

Ноты для семиструнной гитары



Нотные сборники, литература, пособия
по игре на семиструнной гитаре

 

Краткий очерк истории семиструнной гитары

 

 

Семиструнная гитара существует в нашей стране около двухсот лет. Ее предшественница — шестиструнная гитара, занесенная с запада — не имела такого успеха, как появившаяся в конце XVIII века семиструнная гитара. Возникшая на почве русской музыки, она быстро распространилась в народе и приобрела популярность.
Основателем образцового метода игры на русской семиструнной гитаре был Андрей Осипович Сихра (1773—1850). Будучи профессиональным музыкантом-арфистом, он познакомился с гитарой, оценил ее достоинства и посвятил ей свое незаурядное дарование как виртуоз-исполнитель и автор множества сочинений для гитары.
Большинство сочинений Сихры— фантазии и вариации на темы русских народных песен.

Ноты для гитары
А. Сихра

Сихру знали Глинка, Даргомыжский, Хандошкин, Варламов. Последний был страстным любителем гитары и настолько хорошо владел ею, что играл на гитаре в концертах. Знаменитый певец Осип Афанасьевич Петров, первый исполнитель роли Ивана Сусанина в одноименной опере М. Глинки, был другом А. Сихры и продолжительное время брал у него уроки игры на гитаре.
Не менее известным был современник А. Сихры, талантливый гитарист, крепостной поэта М. Хераскова Михаил Тимофеевич Высотский (1791— 1837).
Получив после смерти Хераскова «вольную», М. Высотский поселился в Москве. Вскоре он стал известен как гитарист и композитор. В дальнейшем Высотский сблизился с композитором и педагогом А. И. Дюбюком, который сыграл значительную роль в музыкальном образовании Высотского. Большинство его сочинений написаны в форме вариаций на темы русских народных песен.


Самоучитель для гитары
М. Высотский

Сихра и Высотский оставили много учеников. Наиболее известные ученики Сихры—С. Н. Аксенов. В. И. Морков, О. А. Петров, Н. И. Александров, В. С. Саренко, Ф. М. Циммерман. Из учеников Высотского известны И. Е, Ляхов, А. П. Григорьев, М. А. Стахович, А. А. Ветров, П. Ф. Белошеин, А. Дельвиг.
К середине XIX века гитара приобрела большую популярность; не было дома, семьи, где бы не играли на гитаре. К концу 60-х годов интерес к гитаре заметно падает, что, с одной стороны, было вызвано отсутствием хороших исполнителей и педагогов, а с другой — распространением фортепьяно. Появились лжепедагоги — гитаристы, рекламировавшие быстрое обучение по цифровой системе. Обученные по этой системе гитаристы оставались музыкально неграмотными и, естественно, не могли ознакомиться с произведениями, написанными для гитары, и с переложениями лучших произведений композиторов-классиков.
В конце XIX века появляется талантливый гитарист, образованный музыкант-педагог Александр Петрович Соловьев (1856—1911), и гитара вновь привлекает к себе внимание музыкальной общественности. К нему устремляются многочисленные любители гитары. Друг и ученик Соловьева Валериан Алексеевич Русанов (1866—1918) основал журнал «Гитарист» (1904), в котором систематически печатались новинки гитарной музыки, произведения Сихры, Высотского и других. В Москве образовались кружки гитаристов, руководимые Соловьевым и Русановым.
После Октябрьской революции, в результате создания широкой сети музыкальных учебных заведений и организации многочисленных музыкальных самодеятельных коллективов в городе и деревне, интерес к народным инструментам, в том числе и к семиструнной гитаре, еще более возрос.

 

УСТРОЙСТВО ГИТАРЫ. ВИДЫ ГИТАР. СТРУНЫ

 

 

Гитара состоит из двух основных частей: кузова и грифа. Кузов гитары сделан из двух досок— дек, верхней и нижней, которые соединены между собой боками, называемыми обичайками. В верхней деке, которая делается из ели, вырезано круглое отверстие — розетка. Ниже розетки расположена подставка с отверстиями для струн и кнопками, закрепляющими струны в этих отверстиях.
Нижняя дека гитары, изготовляемая обычно из клена, палисандра и других подобных древесных пород, имеет несколько выпуклую поверхность.
Гриф семиструнной гитары прикрепляется к кузову винтом/позволяющим регулировать расстояние между грифом гитары и струнами при помощи специального ключа. Поверхность грифа должна быть ровной и совершенно гладкой.
По всему грифу на определенном расстоянии друг от друга врезаны небольшие поперечные металлические пластинки, немного выступающие над грифом и разделяющие его на лады. Прижимая струну пальцами левой руки к ладам грифа и изменяя длину звучащей ее части, можно извлекать на ней звуки различной высоты.
Гриф гитары имеет обычно от 19 до 24 ладов, счет которым ведется от верхнего порожка к розетке. Лады в нотах обозначаются римскими цифрами. На некоторых ладах грифа (обычно на V, VII, XII и XVII) вклеены костяные или перламутровые кружочки, служащие ориентирами. В верхней части грифа находится деревянный или костяной порожек с прорезями для струн. Нижний порожек находится на подставке для струн. Расстояние между верхним и нижним порожками называется мензурой гитары.

Устройство гитары
Гитара (общий вид)

Головка грифа имеет механизм с колками для закрепления и натягивания струн.
Существует три вида гитар; кварт-гитара терц-гитара и большая гитара Они отличаются друг от друга мензурами (расстояний от верхнего до нижнего порожка): большая гитара имеет мензуру 65 см., терц-гитара - 60-62 см., кварт-гитара — 55—57 см. В соответствии с величиной мензуры изменяется и размер кузова: ширина грифа и расстояние между струнами v всех видов гитары почти одинаковы.
В дуэтах гитар лучшее сочетание дают большая и кварт-гитара. Терц-гитара, обладая средним размером, удобнее для игры соло.
Кроме одногрифных гитар, встречаются гитары с двумя грифами. Добавочный гриф ладов не имеет, и струны, находящиеся над ним, используются только открытыми, т. е. не прижимаются к грифу К лучшим русским мастерам, изготовлявшим гитары, следует отнести Краснощекова, Ерошкина, Архузена, Пасербского, Климова; к иностранным -Шерцера, Штауфера, Битнера. Гитары этих мастеров имеют наклейку внутри кузова, которую можно видеть через розетку.
Слева направо кварт-гитара работы А. Штауфера, терц-гитары работы И. Я. Краснощекова и В. Д. Климова, большая гитара работы М. В. Ерошкина.

Для гитары обычно употребляются металлические струны, которые изготовляются из специальной стали.
Первая струна, самая тонкая, называется квинтой, вторая, немного толще, — секундой, третья струна—терцией. Все последующие струны—басы, имеют шелковую обмотку, сверх которой навита металлическая канитель. Каждая следующая струна немного толще предыдущей.
От правильной обмотки зависят чистота, верность и сила звучания струны, поэтому, натянув струну, нужно ее проверить, пробуя звучание ее на V, VII и XII ладах. Если струна фальшивит, что бывает от неровной обмотки, или дает глухой звук, ее следует заменить.
При навязывании струны нужно продеть ее в отверстие валика колка, затем продетый конец загнуть против вращения валика и подложить под струну. Во время натягивания струна прижимает собой конец, который находится под ней, и зажимает его. Такой способ дает возможность быстро навязывать и снимать струну при обрыве. Оставшиеся концы струн следует обрезать, но не слишком коротко.
Для игры на гитаре пользуются также жильными струнами; они обычно употребляются на гитарах, сделанных по специальному заказу (в настоящее время используют также нейлоновые струны).
В зависимости от вида гитары подбирается и толщина струн.
Обозначаются струны арабскими цифрами в кружочках:
(1)— первая, (2) - втора я, (3)— третья, (4)-четвертая, (5)— пятая, (6)-шестая. (7)-седьмая, Открытая струна обозначается пустым кружком — О

Ноты для гитары
Слева направо: кварт-гитара работы А. Штауфера, терц-гитары работы И. Краснощекова и В. Климова, большая гитара работы М. Ерошкина

 

ПОСАДКА ИСПОЛНИТЕЛЯ. ПОСТАНОВКА РУК, НАСТРОЙКА ГИТАРЫ

 

 

На гитаре играют сидя; для этого необходимо подобрать стул, соответствующий росту исполнителя. Для устойчив сети инструмента под левую ногу можно подставлять невысокую скамеечку (10—15 см.); при этом правая нога отставляется несколько в сторону. Гитара своим боковым вырезом кладется на левую ногу. Верхняя часть нижней деки чуть касается груди, кузов гитары легко упирается в правую ногу. Головка гитары должна находиться примерно на уровне плеча играющего. При отсутствии скамеечки следует класть левую ногу на правую.
Держать гитару нужно легко, не слишком наклоняясь вперед.
Во время игры исполнитель должен сидеть свободно, избегая движений корпуса, головы и преувеличенных движений рук.

Игра на гитаре
Посадка играющего

В начале обучения следует обратить внимание на правильную постановку правой руки.
Правая рука ниже локтевого сгиба слегка опирается о широкую часть кузова гитары. Кисть руки с полусогнутыми пальцами держится над струнами около розетки. Большой палец находится на басовых струнах немного выше остальных трех пальцев, лежащих на тонких струнах (мизинец в игре не участвует). Во время игры три пальца движется по направлению к ладони, большой палец движется им навстречу, не попадая под встречные пальцы.
При извлечении звуков не следует дергать струны вверх; при обратном движении они ударятся о гриф и издадут неприятный металлический треск. Большой палец после удaра не остается в воздухе, а останавливается на следующей струне, если на ней не находится другой палец. Звук на струне извлекается мякотью пальцев, но не ногтями (игра ногтями —особый прием, о котором будет сказано ниже). Во время игры кисть правой руки не должна напрягаться и опираться о подставку. Обычно звук извлекается у нижней части розетки, но иногда для перемены окраски (тембра) звук может извлекаться у окончания грифа и у подставки.
Пальцы правой руки обозначаются буквами: большой—Б; указательный—У; средний—С; безымянный— П.
Обозначение пальцев ставится около ноты.

Игра на гитаре
Постановка правой руки


Левая рука находится в свободном положении и не должна быть прижата к корпусу играющего.
Ладонь левой руки не касается грифа. Большой палец, находясь под грифом и поддерживая его, меняет свое положение в зависимости от положения пальцев на струнах. Пальцы левой руки, прижимая струны на грифе, не должны лежать на нем, а находятся в полусогнутом положении. Ногти следует коротко остричь, так как струны прижимаются самыми кончиками пальцев. Большой 'палец струны не прижимает; он служит опорой для четырех пальцев, находящихся на грифе и прижимающих струны. Исключение составляют случаи, когда большой палец прижимает 7-ю струну.
Прижимая струны на грифе, нужно следить за тем, чтобы кончики пальцев не касались металлических порожков.
Пальцы левой руки обозначаются цифрами: 1, 2, 3, 4, считая от указательного. Большой палец обозначается значком — ? (не смешивать с обозначением струн, которые обозначаются цифрами в кружке).

Самоучитель
Постановка левой руки

Для настройки гитары пользуются камертоном ля. Чтобы настроить гитару, следует (1) струну прижать на VII ладу и настраивать до тех пор, пока она не даст звук одинаковой высоты со звуком камертона.
(2) струна, прижатая на III ладу, должна звучать одинаково с (1) от к рытой струной.
(3) струна, прижатая на IV ладу, должна звучать одинаково со (2)открытой струной.
(4) струна, прижатая на V ладу, должна звучать одинаково с (3) открытой струной.
(5) струна, прижатая на III ладу, должна звучать одинаково с (4)открытой струной.
(6) струна, прижатая на IV ладу, должна звучать одинаково с (5) открытой струной.
(7) струна прижимается на V ладу и должна звучать одинаково с (6) открытой струной.
При отсутствии камертона можно (1) струну настроить по звуку ре фортепьяно или баяна. Можно также настроить (1) струну без камертона и каких-либо инструментов, условно приняв звук, издаваемый при среднем натяжении струны, за звук ре. После настройки чистоту строя гитары следует сверить по сходному звучанию открытых струн, то есть первую струну — с четвертой, вторую — с пятой, третью —с шестой, четвертую — с седьмой.

 

ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

 

 

Первые упражнения выполняются без нот, на открытых струнах. Звуки на гитаре извлекаются ударом пальцев правой руки по струнам. Начальное упражнение выполняется без помощи пальцев левой руки. Большой палец правой руки находится на (7) струне, указательный—на (3) струне, средний на (2) струне, безымянный—на (1) струне, Большой палец, слегка нажимая на струну, соскальзывает с нес, отчего струна издает звук, а палец останавливается на следующей (6) струне.
Затем указательный палец извлекает звук на (3) струне, средний палец—на (2) струне и безымянный — на (1) струне, потом опять средний палец извлекает звук на (2) струне и указательный — на (3) струне.
Большой палец все это время, пока пальцы извлекают звуки на первых трех струнах, находится на (6) струне, опираясь на нее. Затем он извлекает звук на (6) струне, после чего опять играют остальные три пальца. Когда, таким образом, большой палец дойдет до (4) струны, можно повторить все упражнения сначала. Необходимо следить, чтобы каждый звук был чистым, не очень громким, но отчетливым. Вначале следует играть очень медленно и ровно, затем, по мере освоения упражнения, можно играть. немного быстрее.

 

ЗАПИСЬ ЗВУКОВ

 

 

Запись длительности звуков.
Музыкальные звуки записываются нотами.
Ноты, в зависимости от длительности звуков, имеют различное начертание:

Самоучитель скачать

Звук, обозначенный целой нотой, длится столько же времени, сколько две половины или четыре четверти:

Ноты

Звук, обозначенный половинной нотой, длится столько же времени, сколько две четверти:

Нотные сборники

Принимая за единицу счета четвертную ноту, можно высчитать длительность половинной ноты счетом «раз — два», а длительность целой ноты счетом — «раз — два — три — четыре».
Чтобы исполнить на гитаре звук, записанный целой нотой, следует, ударив струну, равномерно просчитать до четырех: «раз — два — три — четы ре», после чего звучание струны прекратить, коснувшись ее рукой.
При исполнении половинной ноты звук должен длиться только в течение счета «раз — два», а при исполнении четвертной ноты—в течение одного счета «раз».

Ноты для гитары

Запись высоты звуков. Музыкальные звуки различаются не только по длительности, но и по высоте.
Звуки различной высоты записываются нотами на пятилинейной строке, называемой нотоносцем. Счет линеек ведется снизу вверх.



Нотные сборники

Ноты пишутся на линейках нотоносца, между линейками, выше пятой линейки и под первой линейкой:

Скачать ноты

Кроме основных линеек, употребляются добавочные, которые пишутся выше и ниже нотоносца Ноты на добавочных линейках сверху:

Ноты

Ноты на добавочных линейках снизу:

Ноты для гитары

Скрипичный ключ. Для определения высоты звуков, в начале нотоносца пишется особый знак, называемый ключом. Для гитары употребляется скрипичный ключ —ключ соль. Этот ключ своим завитком охватывает вторую линейку, на которой записывается, звук соль:

Скачать ноты

 

СТРОЙ ГИТАРЫ

 

 

Когда гитара настроена, то открытые (неприжатые) струны образуют следующий ряд звуков:

Строй гитары



Следует хорошо запомнить названия звуков открытых струн и запись этих звуков на нотоносце, а затем приступить к упражнениям на открытых струнах по нотам. (Упражнения на открытых струнах, № 1).
Упражнения сначала нужно играть целыми нотами, равномерно высчитывая длительность каждого звука («раз—два—три—четыре»), затем половинными («раз—два») и четвертными нотами (на каждый счет по одному удару).