Андрей. Николаев - Самоучитель игры на шестиструнной гитаре

Любителю-гитаристу



Литература, пособия, самоучители, ноты для шестиструнной гитары

 

самоучитель

Самоучитель игры на шестиструнной гитаре
А. Николаев
1999г.
для информации
только описание

Содержание:

 

От автора
Предлагаемый курс игры на шестиструнной гитаре рассчитан примерно на год занятий. За этот срок предстоит научиться исполнять нетрудные произведения из классического гитарного репертуара, подбирать несложный аккомпанемент. По данным современной музыкальной педагогики не существует людей, не способных к музыке. Но музыкальные способности, заложенные в каждом человеке, необходимо развивать путем систематических занятий музыкой. Данный самоучитель призван помочь в овладении основами музыкальной грамоты и игры на гитаре. Использование самоучителя предполагает сочетание творческого подхода с тщательностью проработки каждого упражнения.
Разучивая пьесы, следует точно выполнять все указания, добиваясь выразительности исполнения. Целеустремленным, настойчивым и увлеченным начинающим гитаристам самоучитель поможет приобрести необходимые знания, уверенность в своих силах, почувствовать радость живого музицирования.

Из истории шестиструнной гитары
Гитара имеет многовековую историю. Предшественник гитары точно не установлен, бесспорно только его восточное происхождение. Принято вести родословную гитары от лютни, завезенной арабами в Европу в средние века и имевшей большое значение в культуре эпохи Возрождения. С XIII в. гитара широко известна в Испании. В народном музицировании использовалась сначала четырехструнная гитара, в XVI в. она превратилась в пятиструнную, а в середине XVIII — в шестиструнную и в этом «классическом» виде получила распространение во всем мире.

В начале XIX в. в России появилась семиструнная гитара, отличающаяся от шестиструнной гитары количеством струн и строем. Принципиального различия в трудности освоения, приемах звукоизвлечения между «русской» и «классической» гитарой практически нет. С семиструнной гитарой связаны имена выдающихся русских исполнителей и авторов гитарных произведений А. Сихры и М. Высотского. В настоящее время семиструнная «русская» гитара вызывает все больший интерес.
На шестиструнной гитаре применяются самые разнообразные приемы звукоизвлечения, с помощью которых выявляются ее богатые красочные возможности. Благодаря конструктивным особенностям гитары ее звук прекрасно сочетается с человеческим голосом, струнными и духовыми инструментами, поэтому гитара часто используется в разнообразных ансамблях.
В историю исполнительского искусства вошли имена таких виртуозов-гитаристов, как испанцы X. К. Амат, Г. Санц, Ф. Сор, Д. Агуадо, Ф. Tappera, М. Льобет, аргентинка М. Л. Анидо, итальянцы Ф. Корбетта, М. Джулиани, Ф. Карулли, англичанин Д. Вильяме.
В утверждении шестиструнной гитары на современной мировой концертной эстраде особенно велика заслуга выдающегося испанского гитариста А. Сеговии, чьи выступления в разных странах способствовали подъему гитар-
ного искусства. Сеговия, в частности, оказал значительное влияние на гитарное исполнительство в СССР. Во время своих неоднократных гастролей он давал консультации многим известным впоследствии гитаристам. В историю советского исполнительского искусства вошли имена гитаристов А. М. Иванова-Крамского и Л. Ф. Андронова.
В настоящее время гитара является одним из самых популярных музыкальных инструментов


Подготовка инструмента к занятиям. Его устройство
Посадка гитариста
Первые опыты звукоизвлечения
Настройка гитары
Графическая запись музыкального ритма
Положение левой руки на грифе
Упражнения на координацию рук и пальцев
Звукоизвлечение с участием обеих рук
Подбор по слуху
Нотная запись
Позиционная игра
Игра большим пальцем правой руки
Первоначальные навыки игры апояндо
Знаки альтерации
Лад. Тональность
Интервалы и аккорды
Триоли. Исполнение флажолетов
Первые навыки игры аккомпанемента
к знакомым мелодиям
Проверка посадки и постановки
Игра всеми пальцами правой руки
Арпеджио
Игра аккомпанемента
Аккордовая техника. Баррэ
Игра аккомпанемента
Игра стаккато
Мелодия. Бас. Аккомпанемент
Настройка гитары
Освоение грифа гитары. Одновременное применение
двух приемов звукоизвлечения
Самостоятельный подбор мелодии и аккомпанемента
Новые приемы гитарной техники
Еще об аккомпанементе
Короткий форшлаг
Синкопа

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Разумеется, рамки самоучителя не позволяют осветить все стороны гитарного исполнительства. Он должен помочь сделать только первые шаги в освоении прекрасного, многоликого инструмента. Автор надеется, что вы успели полюбить этот инструмент и получили некоторые навыки исполнения классического гитарного репертуара и аккомпанемента. Прежде чем переходить к изучению пьес — несколько советов.
Работу над постановкой рук, их свободой, уверенностью движений не прекращайте на всем дальнейшем пути обучения. Работайте над звуком, добивайтесь чистого, выразительного звучания инструмента.
Встретившись в гитарной литературе с «чистыми» текстами (без фразировочных лиг, штрихов и т. п.), попытайтесь самостоятельно определить границы фраз, наметить наиболее соответствующие исполнительскому замыслу штрихи, динамику и т. д. Будьте внимательны к паузам, ищите заключенный в них смысл.


Произведения для самостоятельной работы