Ноты, Аккорды - Популярные пьесы в переложении для шестиструнной гитары

Популярные пьесы

Концертные пьесы (Ильин)

Концертные пьесы (сборники)



Ноты для гитары в pdf

 

 

Ноты к пьесам для гитары

Популярные пьесы
В переложении для шестиструнной гитары

Концертный репертуар
Составление и переложение для гитары Ю. Е. БОЙКО
“Советский композитор”, 1989г.
(pdf, 6.47 Мб)

содержание:

 

ПРЕДИСЛОВИЕ


Предлагаемый сборник включает образцы отечественной музыкальной классики, произведения ведущих советских композиторов, популярные мелодии и джазовые пьесы, переложенные для гитары композитором и фольклористом-инструментоведом, кандидатом искусствоведения Ю. Е. Бойко. Многие переложения могут показаться излишне сложными, но, во-первых, сборник рассчитан на высококвалифицированных концертирующих гитаристов, во-вторых, принципиальная установка автора — максимально возможное сохранение особенностей оригинала, в частности голосоведения. Это потребует расширения технического арсенала гитариста, освоения высоких позиций и некоторых впервые вводимых автором аппликатурных приемов. Например, при нехватке пальцев для передачи усложненного гармонического языка некоторых произведений может потребоваться косое барре, обозначенное знаком } (Гавот из Классической симфонии С. Прокофьева, такт 10; «Северная песня» С. Слонимского, такт 14 и др.), а также заимствованный у виолончелистов прием ставки (обозначение — 9 ) когда большой палец левой руки выносится на гриф с той же стороны, что и остальные (например, заключительный' аккорд в «Северной песне» С. Слонимского). Последний прием незаменим при расхождении крайних голосов фактуры на интервал, не достижимый традиционными приемами («Эх, дороги» А. Новикова, такт 47). Также расширяют возможности многоголосия барре различными пальцами, кроме традиционно применяемого в этих случаях первого (Гавот С. Прокофьева, такты 37 и 42, а также заключительный аккорд).

Особо следует сказать о флажолетах. Флажолеты применены автором переложений традиционно, как специфическая тембровая краска («Соловей» А. Алябьева, «Музыкальная табакерка» А. Лядова, Вальс-шутка Д. Шостаковича, «Романс Франта» И. Мациевского и др.), и для сохранения голосоведения оригинала. В последнем случае флажолеты по возможности не должны выделяться по тембру и служат для расширения интервала между крайними голосами (например, «Чувствительная ария» И. Хандошкина, предпоследний такт) и высвобождения пальцев для других голосов при сохранении авторской басовой линии («В подражание Альбенису» Р. Щедрина, такт 8), а также мелодической (там же), для соблюдения голосоведения при тесном расположении голосов (прокофьевские гавоты) и расширения диапазона инструмента (там же).

Широкое использование флажолетов потребовало упорядочения их нотации. Автор отказывается от обозначения «Фл.», «Флаж.» и прочих, перегружающих нотный текст и лишающих его наглядности, особенно при насыщенной многоголосной фактуре. Для лучшей ориентации исполнителя все флажолеты обозначены ромбовидными головками (за исключением «Музыкальной табакерки» А. Лядова, целиком написанной флажолетами) на той высоте, на которой йотируются обычно звуки той же высоты, то есть сообразно «действительному звучанию», с учетом принятого для гитары октавного транспорта. Римскими цифрами обозначен лад, на котором пальцы исполнителя касаются струн; выше девятнадцатого — лад воображаемый. Арабскими цифрами обозначены пальцы, прижимающие струны в сложных флажолетах или касающиеся струн в некоторых простых. В особых случаях петитными нотными головками в скобках обозначены их основания («Музыкальная табакерка» А. Лядова, такты 19—21; «Северная песня» С. Слонимского, такт 22).

Многоголосие флажолетов потребовало новых приемов для их извлечения. Основные из них — касание струн концевой фалангой большого пальца правой руки и щипок указательным, средним и безымянным пальцами, что дает более яркий звук, чем при традиционном касании указательным пальцем. Этим приемом извлекается достаточно распространенный аккорд из флажолетов (например, «Соловей» А. Алябьева, такт 8). В терцовом ходе флажолетами («Романс Франта» И. Мациевского, такт 46) концевая фаланга большого пальца, фиксируя два соседних лада, занимает положение под углом к струнам для извлечения малых терций и положение параллельно ладу для извлечения большой терции. Применение концевой фаланги большого пальца оказывает существенную помощь при исполнении довольно беглых ходов флажолетами в каденции к алябьевскому «Солоэью» (флажолетные эхо-ответы), высвобождая для щипка указательный и средний пальцы.
Новыми являются также форшлаги флажолетами, исполняемые путем скольжения касающегося пальца на соседний лад. И наконец, особых комментариев требует аккорд из флажолетов в такте 22 «Северной песни» С. Слонимского. Он состоит из двух сложных октавных флажолетов и простого квинтового. Третий и первый пальцы прижимают третью и вторую струны на ладах, соответствующих звукам Большой палец левой руки в положении ставки касается первой струны над VII ладом. Большой палец правой руки касается концевой фалангой третьей и второй струн [соответственно] над воображаемыми XXV и XXIII ладами. Звук извлекается указательным, средним и безымянным пальцами.

Непривычными для гитаристов-классиков могут показаться джазовые пьесы, хотя они в основном рассчитаны на технико-исполнительские возможности именно классического гитариста. Особое внимание следует обратить на ритмическую сторону исполнения (свинг, латиноамериканские ритмы), ибо именно она является в этих произведениях решающей. Из характерных исполнительских приемов можно указать на подключение мизинца правой руки для туттийных фрагментов из «Хэлло, Долли» Д. Хермана [и «Передо мной Исаакий» Д. Голощёкина),отчасти имитирующих звучание бигбенда. Этот и некоторые другие приемы и фактурные особенности характерны для игры ведущего советского джазового гитариста А. Кузнецова, которому посвящено переложение темы Д. Хермана из мюзикла «Хэлло, Долли».
В. Ильин

Составление и переложение для гитары Ю. Е. БОЙКО

 

Скачать пьесы

Концертные пьесы
для шестиструнной гитары
редактор-составитель В.И. Ильин
"Композитор", 2002г.
(pdf, 2.03 Мб)

содержание:

 

Гитара — инструмент удивительный: на протяжении столетий он множество раз оказывался на обочине музыкальных "магистралей" — и никогда не умирал. Всегда находился и находится такой общественный слой или такая область творчества, где именно гитара становится самой желанной и популярной. Этот инструмент умеет быть одновременно простым и сложным, аристократическим и народным, доступным любителю и интересным профессионалу. И репертуар для гитары возрождается, расширяется, обновляется.
В России в последнее время, как кажется, открывается заново классическая гитара. Она перестает связываться в нашем представлении только с рок-музыкой или только с авторской песней и снова приходит на концертную эстраду. Лучшие современные композиторы пишут не только сольные пьесы, но и концерты для гитары с оркестром. Однако основой репертуара остается гитарная классика — именно те пьесы, которые мы предлагаем вам в этом сборнике. Они продолжают быть и "любимцами публики", и своеобразным "пробным камнем" мастерства музыканта.
Сборник рекомендуется в качестве учебного пособия студентам гитарных классов средних и высших музыкальных учебных заведений, а также всем любителям музыки.


Guitar is a wonderful instrument, indeed, for during hundreds of years it has been perpetually occurring at the far corners of the musical main sphere in different countries, meanwhile going on living despite everything. This phenomenon may be explained by different social groups of population to have been discovering their necessity in guitar in some particular genre of art. This instrument is able to be ingenuous and intricate at the same time. Both the aristocratic noble style and the spirit of folk are peculiar to guitar. And at last, nothing, but guitar, is so accessible to just music-lovers, evoking simultaneously such a great interest in the hearts of professionals. Thus the repertoire for guitar continues to be revived, extended and renewed. Nowadays the classical guitar genre is undergoing the kind of its revelation in Russia as if being discovered anew. It's nevermore associates in our mind with only the rock music or bards' songs. The quitar returns to the concert stage. Most of the serious modern composers create not only solo guitar pieces, but also concertos for guitar and orchestra! However, this is really the guitar classics, that is firmly left as the base of any repertoire. These exact pieces are offered to you in this collection. Such compositions use to enjoy their popularity, giving any musician the chance of trying his (or her) skill.
This collection is recommended as the sort of manual for the guitar classes' students of middle and high music colleges, so as for all the music-lovers.
(translated by Asya Ardova)
Содержание


Contents

М. Oginsky — Yu. Boiko. Polonaise
F. Chopin. Funeral March
L. van Beethoven. To Elisa
L. van Beethoven. Adagio. From the Sonata № for piano
L. van Beethoven. Largo appassionato. From the Sonata № for piano
J. Ph. Rameau. Tambourine
G. Caccini. Ave Maria
P. Tchaikovsky. Barcarolle
G. Sviridov. Waltz. From the musical illustrations to the novel "Blizzard" by A. S. Pushkin
E. Grieg. Song of Solveig
A. Petrov. Waltz. From the film "Aware of the Car"
P. Tchaikovsky. Autumnal Song
J.S. Bach. Wer Nur Den Lieben Gott Lasst Walten. Choral prelude
J.S. Bach. Nun Komm, Der Heiden Heiland. Choral prelude
J.S. Bach. Ich Ruf zu Dir
J.S. Bach. Aria. From the Suite D-major

 

Скачать сборник Скачать ноты -
концертные пьесы
2 сборника (zip 8 Мб)