Сергей Руднев - Русский стиль игры на классической гитаре

Ноты для гитары



ноты для шестиструнной и семиструнной гитары, сборники, песенники

 

ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И
НЕКОТОРЫЕ ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ РУССКОГО ГИТАРНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА

 

 

Гитарное исполнительство в России имеет свою неповторимую историю. Однако в дайной работе мы рассмотрим лишь те ее страницы, которые имеют непосредственное отношение к практике игры на семиструнной гитаре и затрагивают особенности, лежащие в основе формирования русского гитарного стиля.
Русская гитарная школа закладывалась в период, когда в Западной Европе классическая гитара уже заявила о себе как о самостоятельном солирующем концертном инструменте. Особенной популярностью она пользовалась в Италии. Испании. Появился целый ряд исполнителей и композиторов. создавших новый, ставший классическим репертуар. Наиболее известные из них —Д. Агуадо. М. Джулиани. Ф.Карулли, М.Каркасси. Позже к пиаре обращались и для нее писали такие замечательные музыканты, как Франц Шуберт, Никколо Паганини, Карл Вебер и др.

Основным отличием русской гитары от популярной в Европе классической стало количество Струн (семь, а не шесть) и принцип их настройки. Именно вопрос строя всегда являлся краеугольным камнем в извечном споре о преимуществе шести- или семиструнной гитары. Понимая особую важность этого вопроса, считаем необходимым вернуться к теме о происхождении семиструнной гитары и появлении ее в России.
К концу XVIII в. в Европе существовало несколько типов гитар различной конструкции, размеров, с разным количеством струн и множеством способов их настройки (достаточно упомянуть, что количество струн варьировалось от пяти до двенадцати)-. Большая группа гитар объединялась по принципу настройки струн по квартам с одной мажорной терцией в середине (для удобства будем называть этот строй квартовым). Эти инструменты были широко распространены в Италии. Испании. Франции.
В Великобритании, Германии, Португалии и Центральной Европе бытовала группа инструментов с гак называемым терцовым строем, в котором при настройке голосовых струн преимущество отдавалось терциям (например, две большие терцин разделялись квартой).
Обе эти группы инструментов объединяла то, что музыка, написанная для одного строя, могла исполняться при использовании небольшой аранжировки на инструменте другого строя.
Для нас представляет интерес гитара с четырьмя двойными струнами, пришедшая из Англии в Европу, а из Европы — в Россию (Санкт-Петербург). Строй этой гитары имел два типа: квартовый и терцовый. Последняя отличалась от семиструнной русской гитары размерами (была значительно меньше), но практически предвосхитила принципы ее настройки по развернутому мажор ному трезвучию (g, e, c, G, F, C, G). Этот факт для нас представляется очень важным.

Отсутствие исторических свидетельств о трансформировании корпуса гитары, ее величине и общей мензуре струн позволяет лишь предполагать варианты их развития. Скорее всего, размеры грифа гитары обуславливались удобством игры, а натяжение струн, их настройка, соответствовали тесситуре певческою голоса. Возможно, усовершенствования привели к увеличению корпуса, замене металлических струп на жильные, следовательно к снижению» тесситуры звучания, «сползанию» общего строя вниз.
Нет достоверных сведений, подтверждающих, что именно эта гитара послужила прототипом русской «семиструнки», но их родство очевидно. История гитарного исполнительства в России связана с появлением в период царствования Екатерины Великой (1780—90-е гг.) иностранных гитаристов, игравших на терцовых и квартовых гитарах. Среди них—Джузеппе Сарти, Жан-Батист Генглез. Появляются публикации сборников пьес для 5—6-струнной гитары, гитарные журналы.
Игнац фон Гельд (Игнатий фон Гёльд) впервые публикует пособие под названием «Легкий метод обучения игре на семиструнной гитаре без учителя». К сожалению, не сохранилось пи одного экземпляра этой первой русской школы игры на гитаре, а также сведении о методике преподавания ее автора, о типе гитары, способе ее настройки. Существуют лишь свидетельства современников. О том, что Гельд был замечательным исполнителем на английской гитаре.
Но подлинным основоположником русской гитарной школы стал поселившийся я Москве В конце XVIII в. образованный музыкант, великолепный арфист Андрей Осипович Сихра. Именно он ввел в практическое музицирование семиструнную гитару со строем d, h, g, D, H, G, D за которой впоследствии закрепилось название - русская.

Мы не можем знать, насколько А. Сихра был знаком с европейскими экспериментами по созданию гитар с разным количеством струн и способами их настройки, пользовался ли он их результатами в работе над «усовершенствованием» (но его собственному выражению) классической шестиструнной гитары. Это и не столь существенно.
Важно то, что А. Сихра. являясь горячим поклонником гитарного исполнительства, блестящим педагогом и грамотным популяризатором своих идей, оставил яркий след в истории развития русского инструментального исполнительства. Используя лучшие достижения классической испанской гитарной школы, он разработал методику обучения игре на семиструнной гитаре, изложив ее позже в вышедшей в 1832 и 1840 гг. «Школе». Используя классические формы и жанры. Сихра создал новый репертуар специально для русской гитары и воспитал блестящую плеяду учеников.

Благодаря деятельности А. О. Сихры и его сподвижников семиструнная гитара приобрела необычайную популярность среди представителей разных сословий: ей увлекались русская интеллигенция и представители средних классов, к ней обращались музыканты-профессионалы и любители бытового музицирования: современники стали связывать ее с самой сущностью русской городской народной музыки. Описание чарующего звучания семиструнной гитары можно найти в прочувствованных строках Пушкина. Лермонтова, Тургенева. Чехова, Толстого и многих других поэтов и писателей. Гитару стали воспринимать как естественную часть русской музыкальной культуры.
Напомним, что гитара А. Сихры появилась в России в условиях, когда семиструнную гитару почти нигде не видели, ее невозможно было приобрести ни в лавках, ни у кустарных мастеров. Сейчас можно лишь удивляться, как быстро (за 2—3 десятилетия) эти мастера, среди которых были и крупнейшие скрипичные, смогли наладить производство русской гитары. Это Иван Батов, Иван Архузен. Иван Краснощеков. Одними из лучших считались гитары венского мастера И. Шерцера. По свидетельствам современников, неповторимой индивидуальностью отличались гитары Ф. Савицкого, Е. Ерошкина, Ф. Пасербского. Но сейчас мы не будем на этом останавливаться, т. к. это заслуживает отдельного разговора.

Национальный колорит семиструнной гитаре придавали также написанные для нее аранжировки на темы русских народных песен. «Влияние народной музыки на музыкальное искусство начнется, конечно, частью традиций многих наций. В России, однако, народная музыка стада предметом самого неистового увлечения народа своей собственной музыкой, может быть, одного из самых замечательных движений русской души».
Справедливости ради надо заметить. что произведения А. Сихры на русские темы были написаны в стиле классических вариаций и не имели такого самобытного, чисто русского колорита, который отличает аранжировки других русских гитаристов. В частности, огромный вклад в формирование русской гитарной школы как самобытного национального явления внес Михаил Тимофеевич Высоцкий — создатель многочисленных сочинении на темы русских народных песен. М. Высоцкий вырос в с, Очаково (в 12 км от Москвы) в имении поэта М. Хераскова, ректора Московского университета, в атмосфере любви и бережного отношении к русским народным традициям. Мальчик мог слушать замечательных народных певцов, принимать участие в народных обрядах. Будучи сыном крепостного. Миша мог получить образование, только присутствуя на собраниях творческой интеллигенции и доме Херасковых, слушая стихи, диспуты, импровизированные спектакли образованных гостей.

Среди них был основной учитель М. Высоцкого — Семен Николаевич Аксенов. Он заметил одаренность мальчика и стал давать ему уроки игры па русской гитаре. И хотя эти занятия не носили систематического характера, мальчик делал значительные успехи. Именно благодаря стараниям С. Аксенова М. Высоцкий в 1813 г. получил вольную и переехал в Москву для дальнейшего обучения. Позже значительную помощь в освоении музыкально-теоретических дисциплин оказал Высоцкому известный музыкант, композитор А. Дюбюк.

М. Высоцкий стал замечательным гитаристом - импровизатором, композитором. Вскоре к нему пришла слава непревзойденного гитариста - виртуоза. По свидетельствам современников, игра Высоцкого поражала не одной необыкновенной техникой своей, но своим вдохновением, богатством музыкальной фантазии. Он как бы сливался с гитарой: она была живою выразительницей его душевного настроения, его мыслей.
Вот как оценивал игру Высоцкого его ученик и коллега гитарист И. Е. Ляхов: - Его игра была непостижима, непередаваема и оставляла такое впечатление, которое не передать никакими нотами и словами. Вот жалобно, нежно, тоскливо прозвучала перед вамп песня пряхи; небольшое фермато — и словно все заговорило ей в ответ: говорят, вздыхая, басы, им отвечают плачущие голоса дискантов, и весь этот хор покрывается богатыми примиряющими аккордами; но вот звуки, как усталые думы, переходят в ровные триоди, тема почти исчезает, словно певец задумался о чем-то другом; но нет, он снова возвращается к теме, к своей думе, и она звучит торжественно и ровно, переходя в молитвенное адажио. Вы Слышите русскую песик», возведенную в священный (Судет. Все ?то так красиво и естественно, так глубоко задушевно и музыкально, как редко вы встретите в других композициях на русские песни. Тут вы не вспомните ничего Подобного: все тут ново и оригинально. Перед нами - вдохновенный русский музыкант, перед вами - Высоцкий".

Отличительной чертой творчества Высоцкого стала опора на могучие пласты русского народного песенного и частично инструментального творчества. Именно это определило развитие русской гитарной школы, ее московской ветви. М. Высоцкий, может быть, в меньшей степени занимался систематизацией рекомендаций по обучению игре на семиструнной гитаре, хотя и давал большое количество уроков. Но в его творчестве русская семиструнная гитара стала подлинно национальным инструментом, имеющим свой специальный репертуар, особые технические приемы и стилистические отличия, исполнительскую манеру, закономерности развития внутри музыкальных форм (имеем в виду связь поэтического содержания песни с процессом вариантного развития в музыкальной композиции). В этой связи М. Высоцкий для нас. наверное, является самой важной фигурой русского гитарного исполнительства. В его творчестве заложена основа самобытного стиля игры, а также указаны принцип получения мелодичного звука и сопутствующие ему приемы. Но об этом разговор пойдет позже.

Таким образом, с именами А. Сихры и М. Высоцкого, а также их лучших учеников связано появление в России самобытной гитарной школы.
В заключение хочется сказать о том, что широкое распространение гитары в России за короткий исторический промежуток времени не может быть случайностью. Скорее, это хорошее доказательство состоятельности инструмента. Имеется достаточно оснований гордиться достижениями русской гитарной школы. Однако с горечью можно констатировать, что мы не знаем всей правды о своем инструменте и наследия, созданного для него. Это важно знать и понимать сегодня, когда разрушено до основания почти все то, чем гордилась Россия в прошлом, а взамен ничего не создано. Может быть, пришло время повернуться лицом к русскому гитарному наследию?! Его составляют сочинения, методики и репертуар образованнейших людей своего времени. Вот некоторые имена: М. Стахович —дворянин, историк, писатель; А. Голиков — дворянин, колежский регистратор; В. Саренко — доктор медицинских наук; Ф. Циммерман — дворянин, помещик; И. Макаров - помещик, крупный библиограф; В. Морков — дворянин, действительный статский советник: В. Русанов — дворянин, дирижер, выдающийся редактор.