Произведения в сопровождении шестиструнной гитары
ноты для гитары
Из репертуара Андреса Сеговии
произведения для шестиструнной гитары
выпуск 1
"Музыка", 1982г.
составитель Е. Ларичев
номер 11845
содержание:
Андреc Сеговия
Выдающийся гитарист современности Андрес Сеговия родился 21 февраля 1893
года в Испании, в небольшом городке Линаресе, расположенном в андалузской
провинции Хаэн.
Вскоре после рождения мальчика его семья переехала в Гранаду, где и прошли
детские годы Сеговии, и где он получил свои первые музыкальные впечатления.
Одно из таких незабываемых впечатлений было связано с древним мавританским
замком Альгамбра. Величественная красота Альгамбры— ее сказочные дворцы,
сады, фонтаны и огромные алого цвета башни пробудили у маленького Сеговии
чувство прекрасного и любовь к музыке.
Родители одобряли увлечение мальчика музыкой, но хотели, чтобы он учился
играть на фортепиано, скрипке или виолончели. Но Сеговия уже сделал выбор
— его инструментом будет гитара.
«Музыка похожа на океан, а музыкальные инструменты подобны островам, разбросанным
в этом океане. Мой остров-—гитара», — писал впоследствии Сеговия в своем
автобиографическом очерке «Гитара и я».
Интересным фактом становления Сеговии как музыканта-художника является
то, что он всецело занимался самообразованием. Он самостоятельно изучал
историю, литературу, искусство, постигал тайны гитарного мастерства.
По его словам, он был одновременно и учителем, и учеником. Сеговия-учитель
был безжалостен и непримирим, а Сеговия-ученик усерден и прилежен.
В возрасте 14-ти лет, уже обладая внушительной музыкальной и технической
подготовкой, Сеговия дал свой первый концерт в Гранаде. Затем последовали
концерты в Кордове, Севилье и Мадриде. Годом позже он дал 15 концертов
в Барселоне, последний из них — в Каталонском дворце музыки. Затем начались
беспрерывные концерты и гастрольные поездки. В течение ряда лет Сеговия
гастролирует по Испании, затем, после окончания первой мировой войны —
в Южной н Центральной Америке.
В 1924 году состоялся его дебют в Париже. Блестящее мастерство Сеговии
получило единодушное признание парижской критики, и с ним были заключены
контракты на выступления во всех столицах Европы.
В 1926—27 годах Сеговия посетил СССР, в 1928 году играл в Нью-Йорке, затем
объездил с концертами все страны Дальнего Востока.
По поводу его тастролей в СССР нарком просвещения А. В. Луначарский писал:
«Когда говорят о концерте на гитаре, то сейчас же представляется, что
дело идет о каких-нибудь фокусах чисто внешнего характера. Гитара — инструмент
очаровательный, но, по общему признанию, бедный ресурсами и скорее всего
аккомпаниаторский. Однако было бы заблуждением применять эти критерии
к Сеговии... Трудно представить себе такое полное преодоление границ инструмента
— и притом не путем искусственного форсирования его, а путем необычайного
умения извлечь из него все таящиеся в нем до сих пор неизвестные возможности
— в соединении с замечательным артистическим вкусом и высокой музыкальностью».
В рецензии на концерт Сеговии выдающийся советский композитор и ученый Б. В. Асафьев писал: «...Сеговия — прежде всего серьезный и строгий музыкант. Его исполнение никак нельзя упрекнуть в дешевом щегольстве и виртуозничестве дурного тона. Слушать его — своеобразное наслаждение: благородство звука, ритм, интенсивнейшая сдержанность исполнения, исключительная четкость и чистота интонаций (флажолеты просто изумляют!), безупречность вкуса, утонченное, не показное мастерство и, конечно, сказочное богатство динамических и колористических оттенков — вот что особенно и главным образом привлекает в феерической игре Сеговии, в игре столь необычной у нас, где искусство это так опошлилось. Сеговия ни на один момент не упускает из виду пластики формы: он красиво и последовательно подчеркивает конструктивные детали, блестяще расцвечивает основную мелодическую линию пышными узорами или развивает ее хрупким, как утонченная резьба, орнаментом. А за всеми этими качествами виртуоза пламенится глубокое чувство, согревающее звук (золотистый, сочный и нежный...) и жизненно его ритмующее».
Сеговия достиг огромной высоты художественного мастерства в овладении
инструментом. Его безупречный музыкальный вкус и исполнительский талант
дают ему право делать транскрипции сложнейших музыкальных произведений
и создавать новый гитарный репертуар.
Его одаренность вдохновила многих композиторов к сочинению пьес для
гитары. Мануэль Понсе, Эйтор Вилла-Лобос,
Александр Тансман, Марио Кастельнуово-Тедеско, Хоакин Турина, Федерико
Морено-Торроба, Хоакин Родриго — вот неполный перечень имен композиторов,
создавших новые ценные произведения для гитары Сеговии.
А. Сеговия провозглашен почетным президентом Общества классической гитары
в Нью-Йорке; университет испанского города Сантьяго-де-Компостелло присудил
ему степень доктора философии и литературы; государственным университетом
во Флориде ему присуждена степень доктора музыки.
Сегодня, после более чем семидесятилетнего пребывания на концертной эстраде,
Сеговия по-прежнему неутомим в своей концертной деятельности и полон сил
и энергии. Он побывал в 70-ти странах мира, и везде ему Сопутствовал успех,
никогда не оставлявший его, начиная с первого концерта в Гранаде.
Недавно на одном из концертов Сеговию назвали великим патриархом гитары,
и это в полной мере соответствует действительности!
Е. ЛАРИЧЕВ
Из репертуара Андреса Сеговии
произведения для шестиструнной гитары
выпуск 2
"Музыка", 1983г.
составитель Е. Ларичев
номер 12193
содержание:
Из репертуара Андреса Сеговии
произведения для шестиструнной гитары
выпуск 3
номер 12453
содержание:
Из репертуара Андреса Сеговии
произведения для шестиструнной гитары
выпуск 4
номер 13278
содержание:
Из репертуара Андреса Сеговии
произведения для шестиструнной гитары
выпуск 5
"Музыка", 1987г.
составитель Е. Ларичев
номер 13511
содержание: