Ноты для фортепиано - Э.Вилла-Лобос - Пьесы

Фортепиано

Пьесы

Ноты для гитары Вила Лобос



Ноты для фортепиано

 

 

Обложка Скачать сборник Пример скана нот

Э.Вилла-Лобос
Пьесы

для фортепиано
составление, редакция и вступительная статья В. Малинникова
”Музыка”, 1970 г.
(pdf, 1.97 Мб)

содержание:

 

Вступительная статья
Творчество выдающегося бразильского музыканта Эйтора Вилла-Лобоса (1887—1959) у нас в стране привлекает к себе все более и более пристальное внимание и горячий интерес исполнителей, педагогов, музыковедов, широкого круга любителей музыки. И это неудивительно. Вилла-Ло-бос — яркий, самобытный художник был не только выдающимся композитором. Поражает его натура, деятельная, неутомимая, страстная. Необычайно велики масштабы общественной деятельности Вилла-Лобоса. Он был собирателем, исследователем и пропагандистом фольклора своей многонациональной страны, педагогом, (музыкальным публицистом, хормейстером, дирижером. По его инициативе организована «Бразильская музыкальная академия», президентом которой он являлся до конца своих дней. Вилла-Лобос создал по всей стране множество музыкальных школ и хоровых коллективов, был членом правительства Бразилии по вопросам музыкального образования. Кроме того, он известен и как выдающийся музыкальный просветитель, горячий пропагандист лучших образцов классической музыки. Под его управлением в Бразилии впервые прозвучали «Месса» си минор Баха и «Торжественная месса» Бетховена.
Деятельность Вилла-Лобоса получила широчайшее признание и за праницей4 Он состоял почетным членом «Академии искусств» в Буэнос-Айресе, «Академии Санта Чечилия» в Риме, «Академии искусств и литературы» н Нью-Йорке, «Французской академии», «Международного музыкального фестиваля» в Зальцбурге, почетным профессором Парижской консерватории, делегатом национального комитета ЮНЕСКО, Командором ордена «Почетного легиона Франции» и т. д.
Вилла-Лобос написал поистине фантастическое количество музыкальных произведений — около двух тысяч. Среди них 12 симфоний, более десяти симфонических поэм, несколько опер, балетов, ораторий, большое число концертов для различных музыкальных инструментов — фортепиано, виолончели, гитары, арфы — с оркестром, множество инструментальных пьес, произведения для камерных ансамблей, хоры, многочисленные песни.

Музыка Вилла-Лобоса глубоко национальна. Выдающийся фольклорист, он широко использовал и талантливо преломлял.в своем творчестве народные мелодии, интонации и ритмы — португальские, итальянские, испанские, негритянские индейские, старинные креольские и т. д. — словом, богатый фольклор всех тех народов и этнических групп, которые населяют Бразилию. Но не механическое перенесение в свою музыку элементов народного творчества и не виртуозное техническое «жонглирование» ими снискало творчеству Вилла-Лобоса столь огромную любовь и признание. Его музыка глубоко национальна по своему содержанию, по своей сущности. Никогда Вилла-Лобос не был «кабинетным» ученым. Он много путешествовал по стране, жил одной жизнью с простым народом. Музыка Вилла-Лобоса — это прежде всего музыкальная летопись современной ему Бразилии, это сами бразильцы, их национальный характер и темперамент.

Пожалуй, наиболее ярким подтверждением этого в творчестве Вилла-Лобоса являются его «Шорос». Шорос — так в бразильских городах называют маленькие инструментальные ансамбли бродячих музыкантов, исполняющие популярные танцы, песни, развлекающие улицу. Сам композитор в юности участвовал в подобных ансамблях. «Шорос» Вилла-Лобоса по существу является новым оригинальным, чисто бразильским жанром в музыке. Композитор написал 16 «Шорос». Это пьесы разные по величине, — длящиеся от нескольких минут до часа, — написанные для различных составов— от соло (виолончель, фортепиано) до полного состава симфонического оркестра, нередко с добавлением некоторых народных инструментов. В «Шорос» Вилла-Лобоса нашли отражение характерные особенности бразильской народной музыки в интонационно-ритмической и жанровой сферах. Но, главное, они повествуют о жизни, мечтах и стремлениях простых людей и поэтому близки, любимы и понятны «каждому. Как и у всякого значительного национального художника, народное творчество послужило Вилла-Лобосу источником для создания высокопрофессиональных произведений искусства. «Шорос» создавались композитором в период с 1921 по 1929 годы. Большую часть этих лет он правел в Европе. И здесь бросается в глаза следующее обстоятельство: находясь вдали от родины, он особенно близок был к ней в своих помыслах и создал самые «бразильские» свои сочинения. Несомненно, «Шорос» являются результатом и итогом первых фольклорных экспедиций Вилла-Лобоса, предпринятых им в 1905—1906 и 1910— 1912 годах в различные районы Бразилии, а также результатом «опыта жизни» безвестного бродячего музыканта, страстно влюбленного в искусство, той жизни, которую аполна изведал молодой Вилла-Лобос.

Среди других наиболее популярных произведений Вилла-Лобоса выделяется цикл из девяти «Бразильских бахиан». И. С. Бах был одним из любимейших композиторов Вилла-Лобоса, перед гением которого он преклонялся. «Бразильские бахианы» являются весьма своеобразными сочинениями, по существу, — это синтез классического и народного творчества. «Бахианы» написаны для различных инструментальных составов или оркестра, иногда с голосом. Каждая из них представляет собой сюиту, части которой носят традиционные названия инструментальных сюит баховских времен: прелюдия, ария, токката, фуга и т. п. Но «Бразильские бахианы» вовсе не стилизация музыки Баха. Вилла-Лобос использует в этих сочинениях лишь общие принципы баховской полифонии— самостоятельность движения каждого из голосов,.контрастность тематического материала, богатство полифонической ткани. Весьма характерно, что при этом классические традиционные формы Вилла-Лобос наполняет национальным содержанием, трактует их по-бразильски. Подзаголовки к частям «Бахиан» и сама музыка — это традиционные бразильские народные жанры: модинья — грустная песня, эмболада — шуточная песня, канги-га — напев, дез а ф но — частушки. Есть и такие подзаголовки: «Песня сертана» (сертан — пустынные, засушливые районы Бразилии), «Песня родной земли», «Деревенская кадриль». Наконец, есть и музыкальные номера, словно рисующие природу, бытовые сцены: «Дятел», «Беседа», «Мечта» и т. п. Мелодическое богатство, блестящее мастерство и подлинный демократизм музыки «Бразильских бахиан» принесли им всемирную известность и большую популярность.
Вилла-Лобос написал огромное количество произведений для фортепиано в различных жанрах. Среди них «Шорос» № 5, известный под названием «Душа Бразилии», «Бразильская бахиана» № 4, множество концертных пьес, сюит, детских пьес. Музыка для детей, вообще, является одной из главных страниц творчества композитора. Ей он уделял много творческой энергии и внимания. В 1932 году правительство Бразилии поручило Вилла-Лобосу создать в стране единую систему музыкального образования, и -композитор с энтузиазмом принялся за это грандиозное предприятие, прервав на 10 лет свои концертные выступления. К этому же периоду относится создание им капитального многотомного труда «Практическое руководство», которое по замыслу Вилла-Лобоса должно было служить фундаментом музыкального воспитания детей. В его основу был положен фольклорный материал разных народов страны. В одном из томов «Практического руководства» собраны 137 народных и детских песен для хора в сопровождении фортепиано и a capella. Композитор написал также 11 тетрадей «Практического руководства» для фортепиано. Каждая тетрадь состоит из небольших пьесок, основанных на подлинных народных мотивах. В «Практическом руководстве» собраны мелодии всех народов, населяющих Бразилию. Таким образом, это не только учебно-методическое пособие для детей, но и подлинная энциклопедия музыкального фольклора Бразилии.

В настоящий сборник включена 2-я тетрадь «Практического руководства» для фортепиано. В первых двух пьесах — «Игра» и «Топорик» — использованы бразильские детские песни, в третьей— испанская, четвертая — «Самба ле-ле» — популярный бразильский народный танец, в пятой — «Сеньора вдова» — использованы итальянские народные ритмы.
Среди фортепианных сочинений Вилла-Лобоса выделяются три сюиты «Мир ребенка» — «Куклы», «Зверьки», «Игры», — являющиеся одной из вершин фортепианного творчества композитора. Сюиты написаны.необычайно ярко, образно, с огромной выдумкой и блестящим мастерством. Они явились результатом долгих наблюдений Вилла-Лобоса за детьми в часы их игр. Большинство пьес «Мира ребенка» написано в яркой виртуозной манере. В настоящий сборник вошли пьесы «Маленькая бразильянка» из сюиты «Куклы» и «Маленький бумажный таракан» из сюиты «Зверьки».
Вилла-Лобос глубоко чтил творчество великого польского композитора Ф. Шопена, внимательно изучал и восхищался его наследием. К торжествам по случаю 100-летия со дня смерти Шопена, ор*а~ низованным ЮНЕСКО в 1949 году, им был написан цикл из двух произведений — «Ноктюрн» и «Баллада» — под общим названием «Дань почтения Шопену». В настоящем сборнике печатается «Ноктюрн» из этого цикла.
Виртуозная пьеса «Кот и мышь», помещенная в заключение сборника, взята из цикла «Характерные фабулы». Все пьесы данного сборника в Советском Союзе публикуются впервые. Несмотря на отдельные трудности, встречающиеся в них, все они вполне могут быть использованы в репертуаре средних и старших классов детских музыкальных школ. Этому способствует с одной стороны яркость и доходчивость их музыкального языка и «пиани-стичность» фактуры, с другой стороны — возросшее за последние годы мастерство юных пианистов.
В. Малинников

Скачать сборник Скачать ноты