Джаз - Мир Дюка Эллингтона

Джаз



В данном сборнике представлены в основном джазовые стандарты великого негритянского музыканта Дюка Эллингтона, которому в этом году исполнилось бы 100 лет.
Сборник начинает серию «Первые шаги в джазе», в которой предполагается выпуск несложно аранжированной музыки, исполнять которую по силам начинающим музыкантам.

 

 

Скачать ноты
Мир Дюка Эллингтона

ноты для фортепиано
"Синкопа", 2001г.
(pdf 3.7 Мб)

Содержание:

 

Музыкальный мир Дюка Эллингтона

Эдвард Кеннеди Эллингтон, известный в мире джаза под прозвищем Дюк, родился 29 апреля 1899 года в Вашингтоне. В молодости помимо музыки учился живописи, что опосредованно отразилось в его аранжировках.
Сочинять будущий автор сюиты «Гарлем» начал в пятнадцатилетнем возрасте, работая официантом в кафе. Тогда же он начал играть с различными музыкантами, что со временем привело к созданию ансамбля «Washingtonians».
В 1923 году ансамбль перебрался в Гарлем и к концу десятилетия превратился в знаменитый биг-бэнд, которым композитор руководил до самой своей смерти в апреле 1974 года.
Дюк Эллингтон хорошо знал историю, жизнь и фольклор своего народа, считал, что без этого композитор не состоится. В одном интервью он заметил: «Джазовому музыканту очень важно хранить память о прошлом. О песне, которую пели старики во дворе лунной ночью, или о том, что кто-то кому-то сказал в давние времена ».

К фольклору композитор обращался с первых дней своего творчества. Иногда это приводило к неожиданным результатам. Осенью 1927 года кларнетист Руди Джексон показал своему шефу мелодию, охарактеризовав ее как народную. Оркестр записал ее на пластинку, серьезно изменив и назвав «Creole Love Calb.Ho оказалось, ранее ее выпустил оркестр Кинга Оливера под названием «Сатр Meeting Blues». И разразился скандал, точку в котором поставила жизнь: запись ньюорлеанского трубача затерялась в истории, а вариант Эллингтона стал классикой.
Музыканты оркестра вообще часто предлагали бэндлидеру мелодии, иногда свои, иногда позаимствованные из народного быта. Но, наверное, только Эллингтон мог так их гармонизировать и оркестровать, придать им такую форму, что они становились джазовыми стандартами. Мелодию «Mood bidigo» принес в 1930 году в оркестр кларнетист Барни Бигард. В 1933 году саксофонист Отто Хардвик показал мэтру контуры мелодии, названной впоследствии «Sophisticated Lady». Откорректировав мотив, композитор добавил к нему поразительную среднюю часть. Услышав запись пьесы, Джордж Гер-швин воскликнул: «Как жаль, что не я сочинил среднюю часть». Схожая история произошла и с пьесой «Караван», мелодия которой была сочинена в 1936 году тромбонистом Хуаном Тизолом.
Первой собственно эллингтоновской мелодией, получившей всемирное признание, явилась « It Don't Mean A Thing>>, сочиненная в 1932 году. Благодаря этой песне в практику джаза вошел термин «swing». А следующей оказалась «Solitude», признанное Американской Ассоциацией композиторов лучшей песней 1934 года. Песня была сочинена за двадцать минут во время сеанса звукозаписи, А в следующем году появилась удивительно проникновенная баллада «In A Sentimental МоосЬ.Баллада вообще излюбленный Эллингтоном жанр. Сочиняя тему, композитор умело вплетает в нее блюзовые ноты - или в мелодику, или в гармонию. Часто отдельные фразы строятся на фрагментах нисходящей хроматической гаммы. Примером могут служить «Sophisticated Lady» и «Prelude То A Kiss».
Еще одна характерная особенность музыкального языка Эллингтона - часто использование септаккорда шестой низкой ступени. Этот прием впервые был применен композитором в 1924 году и нашел наиболее эффективное выражение двадцать лет спустя в пьесе «Гт Beginning То See The Light».H композитор поразительно мастерски сочиняет «бриджи» (средние части), так что они развивают исходную мелодию и в то же время контрастируют с ней. Обогатив избранный им вид музыки жанрами «пьес настроений», «кончерто» и «музыкального портрета», Эллингтон значительно расширил его эмоциональную сферу.
В двадцатые годы джаз тяготел к двум полярным настроениям: беспросветной тоске, воплощенной в блюзах, и бесшабашному веселью, которыми были пронизаны рэг-таймы и стомпы. В конце следующего десятилетия джазу уже были подвластны все оттенки настроений, и в этом заслуга, прежде всего автора «Black And Tan Fantasy.

Фактически каждый участник эллингтоновского оркестра был в какой-то мере композитором. Но пианисту и аранжировщику Билли Стрейхорну принадлежит среди них особое место. Он пополнил знаменитый коллектив в 1939 году и пришел удивительно вовремя. Тогда возник конфликт между радиовещательной корпорацией и Ассоциацией композиторов и издателей, и мелодии Эллингтона на некоторое время перестали звучать в эфире. Оркестр стал играть пьесы Билли Стрейхорна, а также творения сына Дюка - Мерсера, из которых самое известное «Things Ain't What They Used To Be».
Билли Стрейхорн испытал определенное влияние французского импрессионизма, поэтому в его сочинениях нередко встречаются целотонные пассажи. Его самая известная пьеса «Таке The А Тгаш», сочиненная в 1941 году и посвященная линии метро, соединяющей Гарлем с другими районами Нью-Йорка. Ему же принадлежат пьесы «Day Drcam» (1940) и «Satin Doll» (1953), являющаяся классикой эллингтоновского оркестра.
Начиная с середины сороковых годов Эллингтон сосредоточился на крупных формах, создав большое количество сюит. Он написал музыку к ряду фильмов и спектаклей, сочинил три религиозных концерта, принадлежащие к его творческим вершинам. Но он продолжал создавать и малые формы, играемые ныне во всем мире.
Мир музыки Эллингтона огромен - свыше тысячи пьес малых и крупных форм. Они призывают людей к душевному благородству, гражданскому мужеству, пониманию красоты. И за это человечество благодарно Эдварду Кеннеди Эллингтону, известному во всем мире под прозвищем Дюк.
Арнольд Волынцев


Тексты песен

Скачать ноты Скачать ноты