Гармония в джазе - Ю. Чугунов - учебник

Учебники гармонии

Джаз



Литература, пособия, учебники
Ноты для джаза (фортепиано, гитара)

 

 

Пособие Чугунова
Юрий Чугунов
Гармония в джазе

Учебно-методическое пособие
для фортепиано
"Советский композитор", 1988г.

cодержание:

 

ПРЕДИСЛОВИЕ
Учебно-методическое пособие Юрия Чугунова «Гармония в джазе» — работа своевременная и нужная. Если изредка в нашей учебной литературе и появлялись труды по отдельным технологическим проблемам эстрадной и джазовой музыки, то это касалось главным образом инструментовки и аранжировки, многие же другие теоретические и практические аспекты разработаны не были, по крайней мере, в печатных изданиях. Таким образом, пособие Чугунова — первый отечественный печатный труд, полиостью посвященный гармоническому языку в джазовой музыке.

Прежде всего, данная работа имеет большое практическое значение, так как в ней в систематизированном виде даются необходимые сведения по предмету, без знания, которого невозможны сколько-нибудь серьезные занятия в области джазовой импровизации и аранжировки.
Первые пять глав посвящены «условиям игры», т. е. первоначальным сведениям теоретического к практического порядка. Несколько глав освещают гармонические принципы блюза (IV и VIII главы), баллады (XII глава) и босса-новы (ХШ глава). Гармонические структуры блюза — наиболее характерной для джаза формы — рассмотрены автором более подробно. Большое место в пособии уделено технологии гармонизации. Очень важна в этом смысле глава V («Гармонизация») — самая обширная по объему, закладывающая фундамент для изучения следующих разделов работы, посвященных более сложным гармоническим комплексам и структурам (см. главу XVI — «Аккорды нетерцового строения», или главу XVII— «Полиаккорды. Политональность»).
Не перечисляя подробно многие интересные аспекты этого труда, остановлюсь лишь на нескольких моментах. Заслуживают, например, пристального внимания главы IV и X, посвященные особенностям исполнения джазовой музыки иа фортепиано. Не только пианист, но и любой музыкант, — духовик, струнник, ударник, — желающий овладеть секретами гармонии в джазе, не сможет этого сделать, если не научится воспроизводить на фортепиано наиболее типичные гармонические последовательности, причем в той фактуре, которая характерна для того или иного стиля джазовой музыки. Хочется также указать на важность предложенных автором упражнений на фортепиано (во всех главах, в частности, в главе VII — «Модулирующие секвенции»). Несколько особняком стоит глава XVIII, почти не касающаяся вопросов музыкальной технологии (она написана в виде небольшого исторического очерка). Здесь прослеживаются основные стили джазовой музыки, увязанные автором с эволюцией гармонического языка. Значительную ценность представляют многочисленные музыкальные примеры, подобранные из образцов джазовой классики и современной джазовой музыки.
К положительным сторонам работы нужно отнести стремление автора связать специфические приемы джазовой гармонизации с законами академической гармонии, в частности, в области голосоведения. Недаром в авторском предисловии указано, что пособие рассчитано на «учащихся, знакомых с начальным курсом классической гармонии». Кстати, очень важно, чтобы в учебном процессе «стык» гармонии классической и джазовой не вносил взаимоисключающих моментов. Безусловно, требуется серьезная теоретическая разработка данной проблемы.
В заключение хочется отметить, что знания автора, практический опыт его композиторской, исполнительской и педагогической деятельности позволили ему взяться за труд, посвященный предмету, в нашей учебно-методической литературе еще недостаточно разработанному.
Ю. Саульский

ОТ АВТОРА
Это учебное пособие предназначено для учащихся эстрадных отделений музыкальных училищ, знакомых с начальным курсом классической гармонии.
Цель пособия — развить у учащихся хорошую гармоническую технику, умение слышать, анализировать гармонию, научиться самостоятельно гармонизовать заданную мелодию, а также выработать чувство стиля эстрадной и джазовой музыки.
Джаз внес много нового в область музыкального языка — ритма, интонации, использования возможностей инструментов, импровизации, оркестровки. Гармоническая основа джаза на первых порах оказалась наименее самобытным элементом; она близка европейской классической гармонии, но и в эту область, на протяжении своего развития, джаз внес оригинальные черты (применение известных аккордов получило своеобразную трактовку).

Можно уловить своего рода преемственность традиций: в период возникновения джаза неграмотные негритянские музыканты имели возможность воспринимать европейскую классическую гармонию, пользовались инструментарием симфонического оркестра, что повлияло на выразительные средства самого джаза-. По мере необычайно динамичного развития джаза гармонический язык его все более усложнялся. Ныне джаз практически использует весь арсенал средств современной музыки. За короткий срок он превратился в многообразное, большое искусство, завладел миром и проник во все виды легкой эстрадной музыки. Фольклорные и традиционные стили джаза оказали влияние на творчество многих выдающихся композиторов, достаточно вспомнить Дебюсси, Равеля, Стравинского, Мийо, Гершвина.
Проникновение элементов джаза в современную симфоническую и камерную музыку и наоборот, элементов симфонической и камерной музыки в джаз происходит и по сей день. В этом отношении большой интерес представляет творчество таких современных композиторов-исполнителей, работающих в области джаз-рока, как Чик Кория, Мак-Лафлин, Эмерсон, Понти и др. Пионерами, открывшими богатейшие возможности синтеза классики и джаза, были выдающиеся артисты джаза Дюк Эллингтон (осуществивший еще на границе двадцатых и тридцатых годов записи мастерских композиций крупной формы— концертных фантазий, сюит), Стэн Кентон и Гилл Эванс (в конце сороковых годов). Поиски этих музыкантов продолжили в пятидесятые годы Джон Льюис, Дэйв Брубек. Джордж Рассел, Джимми Джуффри и Гюнтер Шуллер, неофициальный вождь этого направления (получившего название «Тп1гс1 зттеат», т. е. «третье течение»).
Джазовая и эстрадная гармония основана иа функциональной системе. Поэтому в пособии достаточно подробно разбираются ладовые функции, система квинтового родства, мелодические функции лада, т. е. отношения между устоем и неустоем.

Рассматриваются следующие отличительные особенности джазовой гармонии: 1) интенсивная диссонантность — употребление в основном септ-, нон-, ундецим- и терцдецимаккордов, альтерированных аккордов и аккордов с добавленными ступенями, тяга к хроматизмам и т. д., 2) стремление к аккордовому параллелизму, 3) стремление к подробной гармонизации за счет побочных доминант (движение по квинтовому кругу), хроматизмов, замен и т. д., 4) огромная роль блюза, накладывающего отпечаток почти на каждое джазовое произведение или исполнение как в виде прямого использования блюзовой формы, так и в применении «блюзовых нот». Особое внимание в пособие уделено альтерации, т. к. джазовая и эстрадная музыка основывается в значительной степени из альтерированных гармониях.
В процессе освоения гармонических последовательностей в тесном расположении учащиеся должны научиться выделять из четырех, пяти голосов три голоса (учитывая бас), наиболее ярко подчеркивающие гармонию. При этом важно следить за тем, чтобы эти голоса (особенно средний) были самостоятельны и интересны, т. к. здесь выявляется тенденция к полифонии. Эти упражнения особенно полезны для пианистов и тех, кто в дальнейшем захочет специализироваться в инструментовке.
Поскольку джаз является прежде всего искусством ритма, следует уже с первых занятий стремиться соединять гармонические упражнения с ритмическими. Эти упражнения можно сочетать уже с прохождением блюза. Необходимо следить, чтобы аккордовый аккомпанемент блюза игрался с чувством свинга (правильное исполнение синкоп и акцентов). Такое же внимание следует уделять и ритмическому оформлению трехголосия.

Когда учащиеся освоят тесное расположение в достаточно интересном гармоническом и ритмическом оформлении, можно перейти к широкому и смешанному расположению, а затем и к более свободному изложению гармонии, используя более многозвучные (шести-семиголосные) аккорды.
Затем следует научиться соединять гармонию с мелодией, что уже даст возможность исполнять джазовые композиции на фортепиано. На этот раздел курса нужно обратить особое внимание.
На протяжении всего курса следует выбирать материал для гармонического анализа, используя наиболее интересные образцы из джазовой и эстрадной литературы.
Почти весь материал, рекомендованный для практической работы, основан на особенно распространенных гармонических оборотах джазовой музыки. Блюз, естественно, занимает значительное место в пособии. Рассматриваются как простейшие схемы, так и более гармонически обогащенные. Изучаются наиболее типичные способы отклонений и модуляций.
Уделяется внимание также ансамблевым и оркестровым джазовым композициям с точки зрения их гармонического оформления.
В последней главе дается краткий исторический обзор развития гармонических средств в джазе от фольклорных, исторических форм до основных направлений джазовой и эстрадной музыки наших дней.
Автор выражает благодарность Ю. С. Сеульскому и М. М. Есакову за ценные замечания.


Глава I. БУКВЕННО-ЦИФРОВОЕ И СТУПЕНЕВОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ АККОРДОВ, ИХ СОСТАВ
§ 1. Буквенно-цифровое обозначение аккордов
§ 2. Упрощенная запись аккордов
§ 3. Септаккорды
§ 4. Обращения септаккордов
Глава II. ОСНОВНЫЕ АККОРДЫ ТОНИЧЕСКОЙ, ДОМИНАНТОВОЙ И СУБ-ДОМИНАНТОВОИ ФУНКЦИИ
§ 1. Основные аккорды тонической функции
§ 2. Аккорды субдомннантовой функции
§ 3. Аккорды доминантовой функции
§ 4. Имитация баса в левой руке
Глава III. ПРОСТЕЙШИЕ ФОРМЫ И КАДЕНЦИИ
Глава IV. БЛЮЗ

§ 1. Форма, блюзовые ноты
§ 2. Гармония в блюзе....
§ 3. Ритмическое оформление гармонии аккомпанемента
Глава V. ГАРМОНИЗАЦИЯ
§ 1. Квинтовый круг, побочные доминанты
§ 2. Секвенции
§ 3. Параллелизм
§ 4. Последовательности аккордов, основанные на диатонической гамме
§ 5. Последовательности аккордов, основанные на хроматической гамме
§ 6. Гармонические обороты
§ 7. Гармонические обороты в джазовых темах
§ 8. Замены
§ 9. Проходящие и вспомогательные септима, секста, квинта н кварта
§ 10. Каденционные обороты с использованием хроматизма, альтерации. Удлиненные каденции
§ 11. Органный пункт
Глава VI. ТЕСНОЕ, ШИРОКОЕ И СМЕШАННОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ
§ 1. Тесное расположение (закрытая позиция)
§ 2. Неаккордовые тона
§ 3. Способы гармонизации неаккордовых тонов при тесном расположении
§ 4. Широкое расположение (открытая позиция)
§ 5. Септаккорды в открытой позиции с ведущей септимой
§ 6. Открытая позиция с ведущей терцией
§ 7. Смешанное расположение
§ 8. Квинтовый круг в открытой позиции
§ 9. Трехголосие
§ 10. Основные правила трехголосия Глава VII. МОДУЛИРУЮЩИЕ СЕКВЕНЦИИ
Гармонические секвенции, основанные на квинтовом круге
Глава VII1. УСЛОЖНЕННАЯ БЛЮЗОВАЯ ГАРМОНИЯ
Глава IX. АККОРДЫ С ДОБАВЛЕННЫМИ ТОНАМИ. АККОРДЫ С ЗАДЕРЖАНИЕМ
§ 1. Аккорды с добавленными тонами
§ 2. Аккорды с задержанием
Глава X. СОЕДИНЕНИЕ МЕЛОДИИ С ГАРМОНИЕЙ
§ 1. Способы соединения
§ 2. Изложение мелодии в аккордовой фактуре
§ 3. Соединение мелодии с гармонией на основе открытой позиции с ведущей септимой и ведущей терцией
§ 4. Изложение гармонии в левой руке прн солирующей правой
Глава XI. ОТКЛОНЕНИЯ, МОДУЛЯЦИЯ
§ 1. Отклонение
§ 2. Модуляции
Глава XII. БАЛЛАДА
Глава XIII. БОССА НОВА
Глава XIV. ПОДРОБНАЯ ГАРМОНИЗАЦИЯ
Глава XV. СВОБОДНАЯ ГАРМОНИЗАЦИЯ
§ 1. Мелодическая связь аккордов
§ 2. Выбор гармонических средств. Гармонизация простыми аккордами
Глава XVI. АККОРДЫ НЕТЕРЦОВОГО СТРОЕНИЯ
Глава XVII. ПОЛИАККОРДЫ. ПОЛИТОНАЛЬНОСТЬ

§ 1. Полиаккорды
§ 2. Расположение полиаккордов
§ 3. Политоиальность
Глава XVIII. ГАРМОНИЯ В ДЖАЗЕ (краткий исторический обзор)
§ 1. Спиричуэле
§ 2. Рабочие песни
§ 3. Менестрели
§ 4. Рэгтайм
§ 5. Буги-вуги
§ 6. Традиционный джаз
§ 7. Чикагский стиль
§ 8. Коммерческий джаз
§ 9. Свииг
§ 10. Современный джаз. Би-боп
§ 11. Кул-джаз
§ 12. Хард-боп
§ 13. Прогресснв
§ 14. Современные течения
§ 15. Джаз-рок
Послесловие автора
Литература


Хрестоматия
D. Ellington. In a Sentimental Mood
D. Ellington. Prelude to a Kiss
D. Ellington. Solitude
D. Ellington. I Got It Bad....
B. Powell. Blues for Bessie....
B. Powell.A Parisian Thoroughfare
S. Cahn and N. Brodszky. Be My Love
M. Gordon and H. Revel. Goodnight My Love
E. Garner. Play, Piano, Play
D. Brubeck. The Duke
D. Brubeck. In Your Own Sweet Way
O. Peterson. Wheatland
J. Mercer and V. Schertzinger. Tangerine S. Allen and R. Brown. Gravy Waltz.

Скачать ноты Скачать пособие