О. Хромушин - Учебник джазовой импровизации для ДМШ

Джаз

Учебное пособие по джазу

 

О. Хромушин
Учебник джазовой импровизации для ДМШ

"Северный олень", 1998г.
Только описание!!!

Содержание:

 

ОТ АВТОРА

"Учебник джазовой импровизации для ДМШ", который вы держите в руках, создавался не вдруг. Издательство "Северный Олень", которому принадлежит эта идея, вместе с автором не один раз обдумывали его содержание, стремясь к тому, чтобы он был доступен самому широкому кругу поклонников джаза. В качестве "разведчиков" издательство опубликовало два сборника джазовых композиций и ансамблей для детских музыкальных школ. Читатели восприняли их с большим вниманием, они имели успех в музыкальных кругах.
Работая над "Учебником", я сосредоточил свое внимание на стилевом направлении, называемом традиционным, танцевальным или коммерческим джазом. Это направление наиболее популярно и понятно любителям джаза, что, надеемся, обленит начинающим музыкантам первые шаги в искусстве импровизации. В этой работе мне помогал и мой опыт, и обращение к работам отечественных и зарубежных коллег: книгам Джона Мигана "Джазовая импровизация", Джеймса Л. Коллиера "Становление джаза", Альфонса М. Дауэра "Джаз", Милана Шольца "Фортепиано в джазе" и к антологии В. Симоненко "Мелодия джаза".
Я также хочу выразить глубокую признательность издательству "Северный Олень" за внимание к этой работе.
Олег Хромушин

ВВЕДЕНИЕ

Импровизации и аранжировка музыкальных произведений (особенно в джазе) очень тесно связаны между собой. И та и другая способны дать толчок музыкальному развитию детей, отозваться результатами на нотной бумаге (аранжировка) и в исполнительском мастерстве (импровизация). Я не стану оригиналом, если скажу, что профессиональная музыка требует определенных знаний, хорошей школы и логического музыкального мышления, без которых даже талант мало чего стоит.
Эта работа — попытка приблизить детей к постижению искусства импровизации в столь далеком от них музыкальном жанре, каковым является джаз. В ;>том большую [юль должны сыграть их преподаватели, к которым также обращено.по издание.
Джазовая импровизация не окажется чем-то таинственным и недоступным, если, конечно, за это дело взяться всерьез. Так что стоит попробовать!

I. МЕЛОДИЯ. ГАРМОНИЯ. РИТМ

Основными компонентами музыкального произведения любою музыкального жанра являются мелодия, гармония и ритм.
МЕЛОДИЯ — важнейшая основа музыкального сочинения — способна воплощать в себе самые различные образы и настроения. Мелодия — это, но существу, тема произведения, его мотив. Мелодия по большому счету должна звучать ярко и выразительно доже без гармонических украшений. Примеров таких мелодий множество, особенно в фольклоре. Однако прекрасным украшением мелодии является присутствие в ней ГАРМОНИИ.
Даже слабая, невыразительная мелодия расцветает благодаря красивому, яркому гармоническому орнаменту. Некоторые считают, что джазовая гармония является особой, специфической гармонической структурой. На самом деле гармония в джазе строится на классической гармонической основе, которую мы встречаем в произведениях Баха, Чайковского, Равеля, Прокофьева. На мой взгляд, особенности гармонического звучания в джазе определяются исполнительской манерой того или иного музыканта, присутствием блюзовых интонаций и блюзовой формы, спецификой звукоизвлечепия и — пожалуй, самое главное — частым употреблением в гармонии джаза септ- и нонаккордов. 11оеледпне при умелом обращении дают джазовому музыканту неповторимые гармонические сочетания, на фойе которых ярче звучат темы и импровизации.
Третий компонент музыкального произведения — РИТМ, Здесь музыка джаза добилась большого мастерства, здесь она демонстрирует свои лучшие качества, создавай неповторимые ритмические рисунки, обогащаясь многонациональной культурой пародов Африки, Латинской Америки, Средней Азии, Кавказа, Ближнего Востока.
Естественно, каждое поколение музыкантов по-своему формулирует свои представления о мелодии, гармонии и ритме. Поэтому напечатанные здесь мелодии-примеры, по авторскому замыслу, более соответствуют современному ощущению, хотя без упоминания о традициях, отражающих различные джазовые стили, нам не обойтись.
Итак, искусство импровизации требует хороших знаний гармонии, а джазовая
гармония, как мы уже говорили, базируется на 1слаееической основе. И так
как любая из двенадцати гамм предстаа1яет собой идентичную гармоническую
систему, то для удобства решения учебных задач но джазовой импровизации мы выбрали лишь гаммы до мажор и до минор.

Глава II. Аккорды
Глава III. Ритмические построения
Глава IV. Хроматизм (неаккордовые звуки).
Глава V. Синкопы и акценты
Глава VI. Блюз
Глава VII. Свинг
Глава VIII. Стандартные положения в джазе

Приложение