Музыкальная история Нэт «Кинг» Коула

Джаз



Ноты, литература, нотные сборники джазовой музыки

 

 

NATURE BOY
Words & music by Eden Ahbez arr. by Jury Markin

 

 

«Искренний парень». Записанный в 1948 году, стал первым «золотым диском» Нэта Коула и принес ему международную славу неподражаемого вокалиста. К этому времени он был уже заметной личностью в мире шоу - бизнеса, частым гостем в студиях записи и привлекал к себе всеобщее внимание. Ноты этой песни однажды передал ему какой-то странный человек, бородатый и босоногий йог и композитор из ныо - Йоркского района Бруклин по имени Идеи Абез (1908 - ), который писал свои имя и фамилию с маленькой буквы, т.к. считал, что только божества заслуживают больших прописных букв.

Однако, сама песня оказалась настолько прекрасной, что она мгновенно приобрела огромную популярность, т.к. в ней говорилось о самом главном в жизненной философии каждого человека - любить и быть любимым. В дальнейшем эту тему играли и записывали сотни джазовых артистов - Элла Фитцджералд с Джо Пассом и Арт Пенпер, Зут Симе и Оскар Питерсон, квартет Джона Колтрейна и квинтет Майлса Девиса, «Модерн джаз квартет», биг бэнд Вуди Германа и вокальная группа «The Singers Unlimited^. В нашей стране была также выпущена на пластинках пара версий «Nature Воу» - вначале популярная интерпретация английского певца Энгельберта Хампердннка, а потом и самого Нэт «Кинг» Коула в его памятном сборном диске по лицензии «Мелодии» (1981) «20 Golden Greats».

 

SWEET LORRAINE
Music by Clifford Burwels Words by Mitchell Parish arr. by Jury Markin

 

 

«Дорогая Лоррейн» считается первой мелодией, с которой началась карьера Нэта Коула как вокалиста, получившего тогда свое знаменитое прозвище «Кинг». Впервые он записал ее на пластинку 6 декабря 1940 года и впоследствии делал это неоднократно (1945,1950,1956).
Сама эта песня появилась на свет еще в 1928 году, она была потом главной темой легендарного джазового кларнетиста Джимми Ну и а, а ее создателями являлись композитор и пианист Клиффорд Беру-элл (1898 - 1976) и популярный поэт - песенник Митчелл Пэриш (1900 - ), автор текстов «Star Dust», Moonlight Serenade» и многих других «вечнозеленых» хитов.
В течение последующих лет «Лоррейн» кроме Нэта Коула записывали также десятки самых разных ведущих вокалистов и музыкантов джаза - это Кармен МакРэй, Элла Фитцджералд, Каунт Бэйси, Эрл Хайнс, Арт Тэйтум, Зут Симе и т.д.

 

STRAIGHTEN UP AND FLY RIGHT

 

 

Это один из самых первых выдающихся хитов «King Cole Trio», пьеса, которую Нэт сам написал и впервые записал на студии «Capitol Records» в 1943 году. Слова к ней сочинил многолетний сотрудник, менеджер и продюсер Дюка Эллингтона, глава музыкально - нотного издательства Ирвинг Миллс (1894 -1985). По существу это комическая песенка про обезьянку и птицу сарыч, которые хотят улететь с Юга страны (из Диксиленда) на Север.

 

MONA LISA
Music by Jay Livingston. Words by Ray Evans

 

 

Мелодия из кинофильма «Капитан Кэри, США» (1949, режиссер Митчелл Лейзен) студии «Парамаунт», в котором снимался Нэт «Кинг» Коул. Он превратил эту песню в свой величайший хит и она была отмечена наградой Академии киноискусства за 1950 год, чем и памятен сам этот фильм. Знаменитая «Мона Лиза» Леонардо да Винчи послужила источником вдохновения для авторов этой песни.

 

ROUTE 66
Words & music by Bobby Troup arr. by Jury Markin

 

 

Эту песню написал известный пианист и композитор, а также певец Роберт Вильям Труп (1918 - ) еще в 1946 году и тогда же сам записал ее. В ней рассказывалось о приятном автомобильном путешествии (которое он проделал сам) по магистральному дорожному маршруту № 66 из Чикаго в Лос-Аиджелес, т.е. из штата Иллинойс в Калифорнию.

Когда образовалось «King Cole Trio», то Нэт Коул впервые наиграл эту «дорожную» тему со своим малым составом на пластинку 19 октября 1950 года, т.е. уже в более поздние годы существования трио, а затем повторил еще раз в 1956 году на альбоме «After Midnight» с приглашенными гостями, инструментальными солистами (Стафф Смит, Гарри Эдисон; Уилли Смит и Хуан Тизол).
Других исполнений этой песни было немного - ее пела Бетти Роше с квинтетом Конте Кандолн, играли Кэл Коллинз на сольной гитаре и квартет органиста «Уайлд Билл» Дэвиса. В нашей стране ее с успехом исполняла на концертах и записывала певица Ирина Шумейко с большим оркестром Кима Назаретова (Ростов - на - Дону).

 

PRETEND
Words & Music by Lew Douglas,
Cliff Parmati & Frank LaVere.
arr. by Jury Markin.

 

 

Песня - баллада «Притворство» была написана в 1952 года и некоторое время пользовалась большим успехом. В том же году удачную запись с сольной гитарой сделал большой оркестр под управлением трубача Ральфа Мартери (1914 - 1978), а весной 1953 года ее записал Нэт «Книг» Коул (с оркестром и в аранжировке Нельсона Рнддла) и в течение нескольких педель она занимала первые места в «хит - парадах» как в США, так и в Англии (хотя и не получила «золотого диска»).

Но все равно то была очень привлекательная пластинка Нэт «Кинг» Коула, который умел каждую песню превращать в свой собственный маленький шедевр. В нашей стране эта приятная мелодия тогда тоже пользовалась такой большой популярностью, особенно на студенческих танцах, что порой, не зная английского языка, к ней иной раз самодеятельно присочиняли какой - либо русский текст. По своему содержанию и настроению песня напоминает «Dream» Джонни Мерссра.

 

TOO YOUNG

 

 

Это был очередной хит с миллионным тиражом, принесший следующий «золотой диск» Нэту Ко-улу в 1951 году. Впервые эту песню Сиднея Липпмена представил Джонни Десмонд (бывший вокалист оркестра Гленна Миллера), но именно исполнение Коула привело к тому, что в течение целой дюжины недель песня занимала первые места во всех опросах и «хит - парадах».
Тогда были в моде многие песенки о проблемах молодежи, которые подавлялись взрослыми родителями, и тинэйджеры стали оказывать заметное влияние на то, что подобные темы превращались в хиты. Вероятно, именно эта песня в исполнении Нэта Коула в свое время убедила продюсеров пластинок в том, что у молодежи есть достаточно интереса и денег, чтобы раскупать аналогичные записи, несмотря на мнение их родителей.

 

UNFORGETTABLE
Words & music by Irving Gordon arr. by Jury Markinn

 

 

В том же 1951 году Нэт Коул записал на студии «Capitol» с оркестром Нельсона Риддла еще одну прекрасную песню - «Незабываемое», которая тут же стала пользоваться огромным успехом (хотя и не получила «золотого диска»). Ее автором был известный американский композитор и текстовик Ирвинг Гордон (1915 - ), сотрудничавший также с Дюком Эллингтоном еще в 30-х годах как поэт.
Сам Нэт «Книг» Коул женился в 1984 году на певице Эллингтона Марии Хокиис и потом у них было трое своих детей (не считая приемных). Первой родилась дочь (1950), теперь весьма популярная певица Натали Коул, которая. в 1991 году создала интересную концертную программу (помимо записи пластинок), посвященную памяти своего отца, где она пела вместе с ним (т.е. с его проекцией на киноэкране, взятой из прежних съемок) эту «Незабываемую» мелодию, связанную в нашем представлении именно с Коулом.

 

WALKIN MY BABY BACK HOME
Music by Fred E. Ahlert Words by Roy Turk & Harry Richman
arr. by Jury Markin

 

 

Фред Алерт (1892 - 1953) являлся одним из наиболее знаменитых композиторов популярной музыки 20 - 30-х годов. Большинство его песен было написано независимо от бродвейской сцены и голливудских киномюзиклов. Его основным соавтором был поэт Рой Терк.
Эта песня появилась на свет в 1930 году. Ее представил и популяризировал очень известный тогда вокалист и актер Гарри Ричмен, она стала тесно ассоциироваться с ним и, таким образом, он приобрел на нее некоторую долю авторских прав. В 1952 году тема обрела как бы вторую жизнь благодаря вначале записи Джонни Рэя, а затем, главным образом, превосходной интерпретации Нэта Коула с оркестром Билли Мэя, сделанной также на студии «СарИо!» (в 1961 году эта версия была им повторена в записи с тем же оркестром в той же аранжировке и на той же студии).
Других вариантов исполнения песни существует не так уж мало - это записи Эдди Кондоиа, Оскара Питерсона (1966, где он поет в точности как Нэт Коул), Стефана Грапелли, Рекса Стюарта, Кутн Вильямса, ее пел даже Пол Анка.

 

ANSWER ME, MY LOVE
Words & music by Gerhard Winkler & Fred Rauch.
English text by Carl Sigman.
arr. by Jury Markin.

 

 

Запись этой мелодии Нэтом Коулом в 1954 году принесла ему миллионный тираж пластинок и следующий (пятый) его «золотой диск». Сама песня имеет европейское (немецкое) происхождение, английский текст для нее написал выдающийся американский композитор Карл Сигмен (1909 - ), выступавший здесь как поэт. В этом же качестве он сотрудничал потом и с такими европейскими корифеями музыки, как Фрэнсис Лей, Мишель Легран, Жильбер Беко и Берт Кемпферт, создавая прекрасные стихи к их мелодиям.
Едва ли можно назвать много других версий этой темы, кроме неповторимого Нэт «Кинг» Коула. Правда, она представлена еще в балладном двойном альбоме квартета тенор - саксофониста Джина Эммонса «The Gene Amnions Story: Gentle Jug» («Prestige», 1961 год).

 

SMILE
Music by Charles Spencer Chaplin. Words by John Turner & Geoffery Parsons.
arr. by Jury Markin.

 

 

Чарли Чаплин, как известно, чаще всего сам писал музыку ко всем своим звуковым кинокартинам, т.к. он знал лучше любого другого, какой должна быть музыка к его фильмам. Данная мелодия - из его классического кинофильма «Новые времена» (1936). Рассказывают, что уже позднее Нэт «Кинг» Ко-ул, став известной «звездой», получил от него ноты с пожеланием автора записать эту песню, н его исполнение в 1954 году с успехом воскресило прекрасную тему Чарли Чаплина, превратив ее в «хит».
Тогда же «Smile» записал и трубач Гарри Джеймс со своим оркестром, а в 1990 году Натали Коул включила ее в свой альбом песен памяти отца. Изредка эту замечательную старую мелодию записывали и более современные джазовые музыканты - такие, как Джеки МакЛин, Монти Алсксандер, Джимми Ро-улс, Рэй Браун, Джей Леонард и т.д.

 

IT'S ONLY A PAPER MOON
Music by Harold Aden.
Words by Billy Rose & Edgar Y. Harburg.
arr. by Boris Frumkin.

 

 

История этой песни начинается в 1933 году с эпизодической музыки к одной бродвейской пьесе (но не мюзиклу) по названием «Великий маг», включавшей эту песню. Тогда она там называлась «If You Believe In Ме» и являлась периодически повторяющимся рефреном на протяжении всей пьесы. После того, как она приобрела новое название, ее использовали в версии музыкального кинофильма «Лови удачу».
Лирический текст здесь полон фантазий - бумажная луна, картонное море, парусиновое небо и т.п. Весь мир - фальшивая подделка, вроде цирка Барнума и Бэйли, «но он станет настоящим, если ты поверишь мне». Это была первая песня великого Гарольда Арлена (1905 - 1986), прозвучавшая в каком - либо голливудском фильме.

Пластинка с ее записью «King Cole Trio» в 1945 году стала бестселлером, а затем Коул записывал эту тему не раз, включая его прекрасный джазовый альбом «After Midnight* (1956) с участием приглашенных инструментальных солистов (Стафф Смит, Гарри Эдисон, Уилли Смит, Хуан Тизол). Существуют многие десятки других джазовых интерпретаций этого «вечнозеленого» стандарта.

 

BALLERINA

 

 

В данной теме выдающийся американский музыкант Карл Сигмен (1909 - ) выступил в роли композитора, а лирический текст сочинил опытный поэт - текстовик, автор ряда «эвергринов» Боб Рассел (1914 - 1970), некогда сотрудничавший с Дюком Эллингтоном в начале 40-х годов. Сама эта песни была написана еще в 1947 году, тогда же ее записал певец и бэнд - лидер Вон Монро и его версия разошлась миллионным тиражом. Однако, именно Нэт «Кинг» Коул с огромным успехом дал песне второе дыхание, записав ее вновь в 1955 году с оркестром Ральфа Кармайкла в аранжировке Нельсона Риддла. Его вариант был включен в число лучших песен всех «хит - парадов», а затем в 1961 году повторен в записи с тем же оркестром и в той же аранжировке.

 

CHRISTMAS SONG

 

 

Мслвин Хауард Торме (1925 - ) - это исключительно разносторонний артист. Он поет джаз и популярную музыку, играет на рояле и ударных, является актером (выступает с 5 лет), аранжировщиком и композитором. В его песенном творчестве наиболее знаменитое произведение - это «Рождественская песня», написанная еще в 1946 году в соавторстве с Робертом Уэллсом Лсвинсоном. Тогда же Торме ее записал, однако, более поздняя версия Нэт «Кинг» Коула в 50-х годах стала значительно более популярной. Его непревзойденное исполнение до сих пор остается наиболее важным и характерным для данного рождественского сезона. Нет никаких официальных цифр о всемирной продаже этой записи Коула, но поскольку она сохраняется год за годом и неизменно включается во все многочисленные рождественские альбомы, так или иначе ее можно считать его глобальным бестселлером.

 

WHEN I FALL IN LOVE
Music by Victor Young.
Words by Edward Heyman.
arr. by Jury Markin.

 

 

Композитор кииомузыки и руководитель оркестра Виктор Ян г (1900 - 1956) был одним из самых примечательных и активных участников создания популярной музыки США с начала 30-х. Тогда он записывался со своим оркестром, а в 40-х его бэнд часто аккомпанировал певцам. Янг переехал на Западное побережье в середине 30-х, где аранжировал и писал музыку для кино.
После него остался целый ряд прекрасных популярных песен, ставших «вечнозелеными» стандартами. Их регулярно исполняют как вокалисты, так и инструменталисты. «Когда и полюблю» Янг написал в 1952 году вместе с поэтом Эдвардом Хейменом, а в 1957 году с великолепным аккомпанементом оркестра Гордона Дженкинса Нэт «Кинг» Коул записал ее на студии «CapitoI» в альбоме «Love Is The Thing». Позднее она была включена в очень удачный сборник лучших песен Коула, выпущенный по лицензии фирмой «Мелодия» в 1981 году.

Многие современные джазмены в дальнейшем не раз обращались к этой чудесной мелодии - Билл Эванс, Блю Митчелл, Кит Джаррет, Оскар Питерсон, Скотт Хэмилтон, Джеки МакЛин, Бетти Роше, Дорис Дэй и т.д.

 

THE VERY THOUGHT OF YOU
Words & Music by Ray Noble.
arr. by Jury Markin.

 

 

Это был выдающийся хит виднейшего английского композитора и руководителя оркестра Рэя Нобла (1907 - 1978), ставший по праву «эвергрипом», который он написал еще в 1934 году. Тогда же в нашей стране на пластинке Ногинского завода вышла его запись, а США в том же году эта тема считалась одной из 10 лучших песен в течение 15 недель. Она не утратила своей популярности и привлекательности как через 5 лет (1939), так и через 50. Сам Рэй Нобл был первым английским бэнд - лидером, который имел успех в США, куда прибыл в 1935 году и возглавил оркестр, специально собранный для него Тленном Миллером.
Впоследствии название «Все мои мысли с вами» было использовано для одноименного кинофильма (1944) с участием Фэй Эмерсон и Денниса Моргана, а свое второе рождение эта песня пережила в 1950 году в фильме «Молодой человек с трубой» с участием Дорис Дэй, Керка Дугласа, Лорен Бэколл и Хоги Кармайкла. Фильм был снят по роману писательницы Дороти Бейкер (1938), посвященному истории жизни легендарного трубача Бикса Байдербека.

Нэт «Кинг» Коул записал эту памятную тему в 1958 году в одноименном альбоме студии «Capitol» с тем же оркестром Гордона Дженкинса (у них в те годы была целая серия таких совместных с Коулом балладных пластинок). Кроме того, ее пели Нэнси Уилсон, Фрэнк Синатра, Элла Фитцджералд, Дорис Дэй, Дайэн Шур, а также исполняли десятки разнообразных джазовых инструменталистов.

 


LET THERE BE LOVE
Music by Lionel Rand. Words by Ian Grant, arr. by Jury Markin.

 

 

Композитор Лайонел Рэнд (1910 - 1942) написал эту песню в самом начале 40-х, но она долго была популярна среди джазовых вокалистов и музыкантов - таких, как Энни Росс, Джерри Маллиген, Клод Вильямсон, Стэн Гетц, Джулия Лондон, Марти Пэйч и т.д. Нэт «Кинг» Коул также однажды записал ее в декабре 1961 года с квинтетом Джорджа Ширинга, и она тоже включена в его сборный лицензионный диск 20-ти лучших песен («Мелодия», 1981 год).

 

RAMBLIN' ROSE
Words & music by Joseph Sherman and Noel Sherman.
arr. by Jury Markin.

 

 

Эту песню, отличающуюся явным характером «кантри - музыки», написали в 1962 году братья Шерман специально для Нэт «Кинг» Коула, и его запись на пластинку (альбом и сингл) с оркестром Белфорда Хсидрикса в том же году принесла ему седьмой и последний «золотой диск» в его жизни. Кроме этого, примерно в тот же период им было записано еще несколько подобных долгоиграющих пластинок в стиле «кантри» и с соответствующим репертуаром.
Джазовых вариантов исполнения «Ramblin.' Rose» практически не встречалось.

 

L - О - V - Е

 

 

Запись альбома с этой темой была одной из самых последних (1964), которые Нэт «Кинг» Коул успел сделать в своей недолгой жизни. Популярная мелодия талантливого немецкого композитора и руководителя первокласного оркестра Бертольда Кемпферта (1923 - 1980) была написана примерно в то же время, а текст к ней сочинил, что любопытно, некто Милт Гэблер (1911 - ), основатель и руководитель первой независимой джазовой фирмы грампластинок в США «Commodore», созданной в 1938 году, в тс годы сотрудничавший также и с Дюком Эллингтоном как поэт и автор стихов его стандартов.
Нэт Коул великолепно записал эту свою последнюю песню о любви, как обычно, на студии «Capitol» с оркестром Ральфа Кармайкла.

 

KISS OF FIRE
EL CHOCLO
Music by Angel G. Villoldo. Adapted by Lester Allen & Robert Hill. English text by Lester Allen & Robert Hill.
arr. by Jury Markin.

 

 

Это типичное аргентинское танго, написанное Анджелом Виллольдо еще в 1913 году, которое позднее было адаптировано в США Лестером Аллсном и Робертом Хиллом и превратилось в популярный шлягер «Kiss Of Fire» (т.е. «Огненный поцелуй»).

В конце 40-х начале 50-х его записывали (с английским текстом) как Билли Экстайн, так и Луис Армстронг, но настоящим миллионным бестселлером стала тогда пластинка певицы по имени Джорджия Гиббс (р. 1920), запись которой держалась на первых местах во всех «хит - парадах» в течение семи недель весной и летом 1952 года. Это был величайший хит года.

После своих исключительно успешных гастролей в 1958 - 59 годах по Южной Америке и на Кубе, где он пел на испанском языке, который неплохо знал, Нэт «Кинг» Коул все на той же студии «Capitol» записал последовательно три долгоиграющих диска с наиболее известными латино - американскими песнями разных лет по - испански, и в один из таких его альбомов («А Mis Amigos») было включено это знаменитое танго «El Choclo» (что означает «невзгоды», «тяготы»).
Здесь приводится вариант с более распространенным английским текстом.

 

A BLOSSOM FELL
Words & music by Barnes, Cornelius
and John or Howard, Fields & Roncoroni.
arr. by Jury Markin.

 

 

«Когда опадает цветение деревьев» - одна из самых привлекательных и красивых мелодий, получивших известность именно благодаря исполнению Нэт «Кинг» Коула, которая тогда значительно способствовала росту его популярности и славы, поскольку ее запись в феврале 1955 года на фирме «CapitoI» (как сингл), также с оркестром Нельсона Риддла, принесла Коулу в том же году его очередной (уже шестой) «золотой диск».

Эта песня о любви и верности (Или неверности) еще раз подтвердила бесспорный статус Коула как непревзойденного интерпретатора великолепных любовных баллад, и единственный казус в истории ее появления на свет и процессе выпуска дисков состоял в том, что на первой оригинальной пластинке фирмы «CapitoI» Т-680 была указана одна триада авторов, а на последующей перепечатке фирмы «Pickwick» SPC - 3352 (кстати, филиала «Capitol») - совсем другая троица писателей, которых нет даже во всеамериканском справочнике композиторов «ASCAP».
Как бы там ни было, «А Blossom Fell» все равно осталась в «золотом фонде» Нэта Коула, это прекрасный пример настроения его музыки, его духовного мира и его уникальной личности. В дальнейшем эта тема довольно редко использовалась другими музыкантами современного джаза.