Ноты для фортепиано, джаз
Виктор Петрович Власов - композитор, педагог,
исполнитель. Родился 7 ноября 1936 года в городе Шилка Читинской области
в семье военнослужащего. Родители его были от природы наделены недюжинными
музыкальными способностями. Отец Петр Яковлевич по слуху играл на балалайке,
мать, Мария Никифоровна Вла-сова-Козенюк, пела в самодеятельном хоре,
а дед по матери играл на скрипке в широко бытующих в Украине народных
ансамблях «троисты музыки».
В 30-40 годах семья Власовых вела почти что кочевой образ жизни, неоднократно
переезжая к новому месту службы отца.
В 1948 году двенадцатилетний Виктор впервые взял в руки баян. Сестра матери
Марина Никифоровна научила его (с руки и на слух) играть первые небольшие
пьески. В том же году в доме появился «Начальный курс игры на баяне» Азария
Иванова - «первые университеты» будущего композитора. Выучив нотную грамоту,
он быстро стал продвигаться в техническом и художественном направлениях,
осваивая произведения Баха, Глинки, Чайковского, обработки И. Паницкого).
Вскоре Виктор становится «первым номером» школьной самодеятельности, участвует
в армейских олимпиадах (как член семьи военнослужащего). К сожалению,
происходило это все в послевоенной глубинке, где не было никаких музыкальных
учебных заведений.
В 1953 году семья переезжает в Белгород-Днестровский. Там игру Власова
услышал педагог городской музыкальной школы Анатолий Савинков и был крайне
удивлен, что юноша, обладающий отменной техникой и довольно развитым художественным
мышлением, не имеет никакого музыкального образования. Он уговорил родителей
отдать Виктора в музыкальную школу и взял его сразу в 4-й класс.
Через полтора года Виктор оканчивает общеобразовательную и музыкальную
школы. Принято окончательное решение - посвятить себя музыке. Семья переезжает
в Одессу, и в сентябре 1955 года молодой баянист поступает на работу в
Черноморский ансамбль песни и танца Одесской филармонии, где уже через
год становится солистом и руководителем оркестровой группы. Он активно
занимается самообразованием, изучая гармонию, инструментовку, чтение партитур.
Приобретенные знания ему приходится применять на практике, аранжируя весь
репертуар ансамбля. Однако, мысль о получении дальнейшего музыкального
образования не покидает его. В 1958 году Власов поступает на заочное отделение
Львовской консерватории в класс выдающегося педагога, профессора М. Д.
Оберюхтина.
В 1959 году В. Власов переходит в эстрадно-инструментальный квартет Одесской
филармонии, где также вскоре становится руководителем. Работа в этом коллективе
дала возможность лучше познакомиться с эстрадной и джазовой музыкой. К
этому периоду относятся и первые опыты сочинения музыки - вначале инструментальных
пьес (для баяна, эстрадных ансамблей), а затем и вокальных произведений.
Особой вехой в творческой биографии молодого автора стало знакомство с
выдающимися баянистами В. Бесфамильновым и А. Беляевым, которые включили
в свой репертуар впоследствии ставшие весьма популярными пьесы В. Власова
«Экспромт», «На ярмарке», «На вечерке», «Экзотический танец», «На тройке».
В 1963 году В. Власов заканчивает консерваторию, и уходит из филармонии
на преподавательскую работу - сначала в Одесское культпросветучилище (1963-1965),
а затем в Одесскую консерваторию, где работает поныне (с 1981 года - доцент,
с 1993 года - профессор, в 1974-1982 годах - заведующий кафедрой народных
инструментов). За годы работы подготовил свыше 100 специалистов, многие
из которых стали лауреатами национальных и международных конкурсов, отмечены
почетными званиями - это И. Се-бов, В. Москалюк, В. Лазич (Югославия),
А. Серков, А. Берсан.
В. Власов активно занимается научно-методической деятельностью. Им опубликованы
работы: «Исполнение полифонических произведений на баяне», «Способы исполнения
штрихов на баяне»,
«О творческой деятельности И. А. Яшкевича», «Народное исполнительство
- профессиональные традиции», «Исполнительская интерпретация джазовых
стилей на баяне», «Методика работы баяниста над полифонией». Под его рецензией
опубликованы многие нотные и научные издания.
Параллельно с работой в консерватории В. Власов много внимания уделяет
сочинению музыки, консультируясь у известных одесских композиторов Ю.
Знатокова, Т. Сидоренко-МалюковоЙ. Его творчество представлено музыкальной
комедией «Блеск и нищета Молдаванки» (по пьесе Г. Голубенко), сочинениями
для хора, оркестра, ансамблей народных инструментов, бандуры, домры, балалайки,
джазовых оркестров и ансамблей; романсами и песнями; музыкой к театральным
спектаклям.
Особое место в творчестве В. Власова занимает музыка к кино- и телефильмам.
Еще работая в филармонии, он со своим квартетом (а в дальнейшем и с другими
инструментальными ансамблями) участвует в создании музыкальных киноконцертов
для телевидения и как исполнитель, и как композитор. В 1966 году в титрах
телефильма - документально-видовой картины «Доброе утро, Дунай» -впервые
появилось имя: композитор В. Власов. Эта работа была замечена одесскими
кинематографистами, и с 1967 года Виктор Петрович начинает регулярно писать музыку к кинофильмам Одесской киностудии. За
тридцать лет - свыше двадцати пяти лент (не считая документальных). Вот
некоторые из них: «Продавец воздуха» (режиссер В. Рябцев), «Дерзость»
(режиссер Г. Юнгвальд-Хилькевич), «Причал» (режиссер В. Костроменко),
«Порт» (режиссер Ю. Черный), «Действуй по обстановке» (режиссер И. Горобец),
«Экипаж машины боевой» (режиссер В. Василевский), «И повторится все.»
(режиссер Я. Лупий), «Гу-га» (режиссер В. Новак), «Трень-брень» (режиссер
Р. Василевский), «Навеки девятнадцатилетние» (режиссер М. Кац).
Но наибольшее внимание В. Власов уделяет произведениям для баяна, среди
которых - три концерта, камерные сочинения (Сюита-симфония, Соната-экспромт
для баяна и ударных, Концертный триптих на тему картины И. Босха «Страшный
суд»), десятки концертных пьес, фантазии и обработки народных мелодий
(Парафраз на народную тему, «Гатка», «Колядка»), эстрадно-джазовые пьесы
(свыше 30), альбомы для детей и юношества.
В последнее десятилетие большая творческая дружба установилась у Виктора
Власова с известным украинским баянистом Владимиром Мурзой, который стал
первым исполнителем и пропагандистом многих новых сочинений композитора.
Им впервые исполнены: сюита «Пять взглядов на страну Гулаг», «INFINlTO»,
«Телефонный разговор», фантазия «Веснянка», эстрадно-джазовые пьесы.
Творчество В. Власова отмечено самобытностью и тесно связано с традициями
украинской и русской музыкальной классики, продолжает линию новаторского
использования фольклора. Его произведения изданы в Украине, России, Германии,
Югославии общим тиражом свыше миллиона экземпляров, постоянно звучат в
программах национальных и международных конкурсов и фестивалей, включены
в учебные программы, хрестоматии, Антологию литературы для баяна, исполняются
ведущими коллективами Украины и России, записаны на пластинки и компакт-диски.
Виктор Петрович Власов - лауреат Всеукраинского конкурса на лучшее произведение
для народных инструментов (1977), член Союза кинематографистов Украины
(1991), член Союза композиторов Украины (1992), заслуженный деятель искусств
Украины (1996).
О творческой деятельности В. Власова помещены статьи в «Справочнике баяниста»
А. П. Басурманова (Москва, 1987), в энциклопедии А. Мирека «Гармоника»
(изд. «Интерфакс», Москва, 1994), «Його грають баяшсти св!ту» И. Голубова
в журнале «Музика» (№ 3 Киев, 1997); в книге В. М. Евдокимова «Одесская
академическая школа народно-инструментального искусства» (Одесса, 1999).
Составитель В. Ушаков
Шаги / Steps
Босса-нова / Bossa Nova
Драйв / Drive
Мне нравится этот ритм / I Like This Rhythm
Когда уходят друзья / When Friends Are Leaving
Стэп / Step
Тростник / Cane
Бассо остинато / Basso ostinato
Улыбка Брамса / Brahms' s Smile
Русская баллада / Russian Ballade
Старый "Мерседес" / Old Mercedes Car
Праздник на Молдаванке / The Fest in Moldavanka
Компаньерос / Companeros
Звуки джаза / Sounds of Jazz