В. Конен - Рождение джаза - книга

Джаз



Первый фундаментальный советский труд посвящен формированию джаза, его музыкально-выразительной системы, его эстетики. На широком историко-культурном фоне автор рассматривает процесс возникновения новых музыкальных видов и жанров, столь отличных от традиционно-европейских. Показано, что рождение джаза в США было предопределено предпосылками развития музыки в США, резко отличающегося от обычного для Европы. Это в свою очередь тесно связано с синтезом африканской и европейской культур, с особенностями социальной истории Америки. В центре книги вопрос о том, почему музыка, возникшая в провинциальной замкнутой негритянской среде, заняла столь видное место не только в США, но и в жизни других стран.

 

 

Скачать книгу

В. Конен
Рождение джаза

"Советский композитор", 1984,1990г.
два варианта
(pdf,doc/zip 33 Мб)

Содержание:

 

ОТ АВТОРА
Эта книга адресована прежде всего тем, кто интересуется джазом, как явлением культуры. Музыкальный язык, исполнительский стиль джаза, характеристика его выдающихся школ и виртуозов занимают в книге второстепенное место. Здесь избран аспект темы, который, насколько можно судить, в литературе об этом своеобразном искусстве не разрабатывался (а может быть, даже и не формулировался). Именно, исследуется вопрос о том, как неизвестные ранее в Европе, но в высшей степени характерные для США художественные виды подготавливали рождение джаза; как в рамках западной цивилизации развитие музыки пошло по пути, резко отличному от того, который характерен для европейских стран, и тем не менее привело к художественным ценностям всеобщего значения.

Авторская аргументация опирается, с одной стороны, на сопоставление условий существования искусства в Европе и в Америке, с другой — на музыковедческий анализ. Однако центр тяжести и в этом анализе перенесен на раскрытие внутренних, подчас глубоко запрятанных связей между собственно «звуками музыки» и конкретными проявлениями духовной культуры США в более широком плане.
Некоторые факты, использованные здесь, разъяснены более подробно в книге автора «Пути американской музыки» (изд. 2, 1965 г. и изд. 3, 1977 г.), к которой можно отослать заинтересованного читателя.
Я пользуюсь возможностью выразить признательность моим коллегам за поддержку, которую я имела при написании настоящей работы. Это прежде всего покойный Григорий Михайлович Шнеерсон, щедро предоставивший в мое распоряжение ценные книги, ноты и записи музыкальных произведений. Это рецензировавшие рукопись А. А. Аникст и И. В. Нестьев, а также А. Г. Образцова, Л. Б. Переверзев, П. А. Пичугин, Л. В. Полякова, Е. И. Ротенберг, М. Д. Сабинина, М. А. Салонов, В. Ю. Силюнас и А. Д. Чегодаев. Все они помогли мне ценными замечаниями. Наконец, мне хочется с благодарностью отметить атмосферу благожелательности и творческой заинтересованности, господствующую в секторе Классического искусства Запада Института искусствознания, где это исследование было выполнено. Не могу не сказать здесь также, сколь многим я обязана профессору А. Л. Сыркину, чье врачебное искусство и внимание сделали возможным появление этой книги.
Валентина Конен.

 


Глава первая. Два пути поетренессансной музыки
Глава вторая. Европейские истоки менестрелей
Глава третья. Негритянская тема на менестрельной сцене.
Глава четвертая. Музыка менестрельной эстрады
Глава пятая. Регтайм и его истоки
Глава шестая. Музыкально-выразительная систсма регтайма и ее художественная сущность
Глава седьмая. От «классического» регтайма к джазу
Глава восьмая. Рождение блюза
Глава девятая. Музыкально-выразительная система блюза
Глава десятая. Блюз и музыка XX века
Вместо заключения
Приложение
Ссылки на источники
Краткий список музыковедческой литературы
Указатель имен

Скачать ноты Скачать книгу