Молодежная эстрада - Джазовые портреты

Молодежная эстрада

Джаз



Звезды отечественного джаза
Ноты, нотные сборники, литература о джазе
Выпуск журнала Молодежная эстрада

 

 

Скачать ноты
Джазовые портреты

Молодежная эстрада №5 1999г.
статьи, ноты для фортепиано
(pdf 8.46 Мб)

Содержание:

 

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
Настоящий выпуск альманаха «Молодежная эстрада» создавался с мыслью отразить, хотя бы частично, панораму отечественного джаза, его прошлого и настоящего. Нотные образцы представляют в основном фортепианный джаз как в оригинальном авторском варианте, так и в обработках московских музыкантов.
В статьях об авторах, в их собственных высказываниях, а также в очерках А. Медведева и А. Петрова о становлении российского джаза читатель найдет немало интересных сведений, оригинальных, порой острых суждений. Хотелось бы остановиться на проблемах современного отечественного джаза, волнующих российских джазовых музыкантов сегодня, поразмышлять о том, к чему джаз в России пришел, каковы его тенденции и перспективы.

В какой-то мере в России джаз проделал тот же путь, что и на своей родине, в США, с тем, естественно, решающим различием, что музыка эта возникла не на российской почве. Таким образом, российский джаз явился как бы отражением, подчас весьма искаженным, джаза американского. Причина такой искаженности крылась, особенно в первые четыре десятилетия развития отечественного джаза, не только в том, что джаз являлся американской музыкой, возникшей в среде американских негров, но и в изолированности русской и американской культур.
Эта изолированность касалась (в музыке) в первую очередь джаза, надолго получившего ярлык «буржуазной, упаднической» музыки. Гастроли зарубежных, особенно американских джазовых музыкантов были настолько редки, что принимать всерьез их влияние было бы заблуждением. Фактически с американскими джазменами российская публика не встречалась с 1926 года — с гастролей негритянского ансамбля «Короли джаза», и вплоть до 1960-го, когда в период так называемой «хрущевской оттепели», приоткрывшей «железный занавес», в Советский Союз стали приезжать американские джазовые коллективы.
Первым был оркестр Бенни Гудмена. И все-таки большую часть информации о джазе мы получали в основном из «вторых рук». Некоторым советским музыкантам удавалось вырваться в Штаты, что-то послушать, чему-то поучиться, привезти какие-то ноты и пластинки.
Таким образом, развитие советского джаза шло очень сложным, извилистым путем, принимая иногда даже уродливые формы. Отсюда эта вечная путаница в определениях джаза, ложные понятия о нем. Широкая публика считала джазом (а многие и до сих пор считают) музыку, имеющую к нему весьма далекое отношение, а иной раз и вообще им не являющуюся.
Так что на российской почве джаз вплоть до 70-х годов развивался не «благодаря», а «вопреки».
Повлияло ли такое в некотором смысле ущербное развитие нашего джаза (до того времени, когда джаз у нас официально «разрешили») на его качество?
Вопрос не так уж прост, как кажется на первый взгляд. И все-таки ответ на него, наверное, будет отрицательным. Искусство создают личности. И хотя джаз считается музыкой, в которой преобладает коллективное творчество, талант отдельных его выдающихся представителей в конечном итоге имеет решающее значение. Вот почему мы с благоговением произносим такие имена, как Луи Армстронг, Дюк Эллингтон, Фэтс Уоллер, Лестер Янг, Чарли Паркер и др.

С не меньшим пиететом вспоминаем наших джазовых корифеев, которые в трудное для джаза (и не только для джаза) время достигли вершин мастерства: Александра Варламова, Александра Цфасмана, Эдди Рознера, Олега Лундстрема. А немного позже Николая Капустина, Георгия Гараняна, Константина Бахолдина, Бориса Рычкова, Алексея Зубова, Алексея Козлова, Германа Лукьянова. Многие из выдающихся наших джазменов пришли в джаз из научно-технической среды и практически были самоучками. Тем более удивительны их успехи на музыкальном поприще. Уровень большинства наших джазменов 60 — 70-х годов до сих пор поражает своим классом и остается ныне у нас непревзойденным.
Что же касается массовости, общего уровня мастерства, то здесь, конечно же, мы сильно отставали и отстаем от запада и, надо признаться, отстаем и до сих пор в каких-то областях, хотя времена изменились.
Переломным моментом в истории российского джаза, на мой взгляд, была полная отмена запрета на джаз в нашей многострадальной стране и, как следствие; признание необходимости профессионального образования в этой области. Открытие в 1974 году эстрадно-джазовых отделений в 25 училищах СССР положило начало систематической подготовке молодых специалистов джазового искусства (отделения, хотя и назывались «эстрадно-джазовыми», были, по сути дела, чисто джазовыми, за исключением вокального профиля).
Изменилась ли картина на отечественном джазовом фронте благодаря такому повороту событий? Несомненно. Наши молодые джазовые музыканты стали профессионалами. Успела вырасти новая смена педагогических кадров, которые приняли эстафету у своих старших товарищей — зачинателей этого движения. Хороших музыкантов, играющих джаз, стало больше. Они, как правило, имеют блестящую технику, хорошо осведомлены о современных джазовых течениях.
Но стало ли больше «звезд»? Думаю, что ненамного. Мы, педагоги, сегодня также ставим в пример молодым тех же: Лукьянова, Товмасяна, Носова, Гусейнова, Гольштейна, Козлова, Осейчука, Назарова, Бриля, Чижика, Садыхова, Капустина, Двоскина, Соболева, Григорьева, Данилина.
Кстати, проблема «звезд» не только наша, российская, но и мировая. И*весьма непростая. Джаз как искусство развивающееся, динамичное сегодня представляет собой очень сложное явление. Он не может быть изолирован от самых разных влияний музыкальных культур, композиторских техник и прочее. Разумеется,.многое приобретая, он что-то и теряет: свою первозданность, наивность, выстраданность, жизнерадостность, человечность. Уже, наверное, никогда не появятся Армстронг, Уоллер, Фицджералд, Паркер, Дэвис, Брубек.

Кто идет им на смену? В самой Америке, на родине джаза, крайне редко появляются личности такого масштаба. А что же говорить о нас, постоянно находящихся в роли «догоняющих»? Иногда я задаю себе вопрос и даже делюсь им со своими студентами: «А хорошо ли, что сегодня они имеют все условия?» И записи, и ноты, и пособия, и «минусовые» кассеты, и фирменные инструменты. А раньше ничего этого не было! «Снимали» импровизации с допотопных «Спалисов» и «Днепров» и.играли на рухляди. Но как играли! Такие мысли обычно приходят, когда сталкиваешься с нерадивыми студентами, которые поступают в училище или вуз лишь затем, чтобы получить «корочку».
Наверное, все-таки это прекрасно, что мы чуть-чуть приблизились к мировым стандартам в области джаза, что налажена система образования, появляются джазовые компакт-диски, видеофильмы, пособия и ноты. А что звезды зажигаются не часто — это не беда. Они и не должны появляться часто. Это «штучный товар». А то, что наши молодые выпускники «на равных» работают в американских джаз-оркестрах и ансамблях, говорит о многом.
Жаль только, что повальная пропаганда «попсы» средствами массовой информации почти не оставляет места для джаза, несмотря на усилия таких подвижников, как Ю. С. Саульский, В. Б. Фейертаг, А. С. Козлов, А. Н. Баташев. То, что они делают для отечественного джаза, опять-таки получается «вопреки», а не «благодаря». Как в 50-е годы, приходится продираться сквозь препоны, пусть и другого порядка.
Но «джазовая публика» по-прежнему существует наряду с убеленными сединами «шестидесятниками». Все больше мы. видим на джазовых концертах молодежь — серьезных, увлеченных джазом ребят. Они так же, как и в 60-х, самозабвенно окунаются в джазовую жизнь: играют на джем-сешн, сидят в лучших биг-бэндах, создают комбо.
Обидно, правда, что бэндов стало мало. Опять-таки, вспоминая 60-е, можно было со счета сбиться, перечисляя советские биг-бэнды. А сколько их было самодеятельных! А сегодня пальцев одной руки будет много, чтобы пересчитать московские, например, бэнды — раз, два. и обчелся (правда, не учитывая учебные бэнды, существующие на джазовых отделениях школ, училищ и институтов).
Хотелось бы закончит* эту затянувшуюся преамбулу оптимистически. Джаз в нашей стране живет, и интерес к нему сегодня достаточно большой. Я сужу по полным залам на концертах биг-бэндов Анатолия Кролла и Олега Лундстрема, полный зал собрал Игорь Бутман, живущий в Штатах, но не теряющий связи с Родиной. Он привез из Нью-Йорка выдающегося контрабасиста Эдди Гомеса, пригласил из Петербурга талантливого пианиста Андрея Кондакова.
Большие джазовые концерты на площадках типа Дома кино, Дома журналиста проходят регулярно каждый месяц. Их организатор — замечательный композитор, пропагандист джаза, народный артист России Юрий Сергеевич Саульский, который является генеральным директором Московской джазовой ассоциации. Часто выходят на сцену Зала им. Чайковского Игорь Бриль, Даниил Крамер, Алексей Кузнецов. Проводит регулярные джазовые концерты в ЦДРИ Алексей Баташев, а в Доме культуры «Каучук» т- Алексей Козлов. Иногда у экранов телевизоров собирают многочисленных любителей джаза с интереснейшими передачами о великих джазменах XX века Баташев и Козлов. Хотелось бы, конечно, чтобы это происходило чаще, но теперь палки в колеса вставляет пресловутая коммерция.
А весной 1997 года Первый Московский джазовый фестиваль детей и юношества порадовал публику яркими молодыми дарованиями.
Все чаще наши джазовые музыканты создают собственные композиции, не довольствуясь исполнением американских джазовых «стандартов». Недавно известный московский пианист и композитор Юрий Маркин сделал оригинальные обработки русской классики. В двойной альбом СД вошли наиболее популярные произведения Глинки, Рахманинова, Чайковского, Мусоргского, Скрябина, Прокофьева, Шостаковича. В ближайшее время альбом увидит свет. Запись осуществил замечательный биг-бэнд под управлением Анатолия Кролла.
Все это вселяет оптимизм и дает право надеяться, что у российского джаза впереди много неожиданных и ценных открытий.
Дорогие читатели! При подготовке рукописи данной книги ряд статей о джазовых музыкантах был взят из изданий, вышедших в прошлые годы. Поэтому в них не вошли сведения о их жизни и творческой деятельности в 80-е и 90-е годы.
Часть литературного материала представляет собой интервью с современными джазовыми музыкантами, которым были заданы примерно одинаковые вопросы.
ЮРИЙ ЧУГУНОВ

НОТНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

На карнавале. Музыка А. Варламова, обработка Ю. Чугунова
Уходит Вечер. Музыка А. Варламова
Песенка лисы. Из мультфильма "Лиса строитель". Музыка А. Варламова
С добрым утром. Фокстрот. Музыка А. Варламова
RITZ. Музыка А. Варламова
Моя любовь. Музыка И. Дунаевского, обработка В. Киселева
Савой-блюз. Музыка А. Цфасмана.
Сахара. Аранжировка А. Цфасмана
Романс. Музыка А. Цфасмана, обработка Ю. Чугунова
Веселый вечер. Музыка А. Цфасмана
Радостный день. Музыка А. Цфасмана
Старый фокстрот. Музыка А. Эшпая
Зачем смеяться? Музыка Э. Рознера, слова Ю. Цейтлина
Парень-паренек. Музыка Э. Рознера, слова Н. Лабковского
Prelude. Музыка А. Эшпая
Форест. Чарльстон. Музыка М. Блантера
Для влюбленных. Музыка Н. Минха, обработка Ю. Чугунова
Простое и сложное. Музыка А. Кролла, обработка Ю. Чугунова
Золотые руки Сильвера. Музыка Г. Лукьянова, обработка Ю. Чугунова
Игра в жмурки. Музыка Л. Чижика
Рассвет. Музыка Н. Капустина
Blues march (Блюз марш). Музыка G. Fine
Баллада. Музыка И. Бриля
Когда-нибудь. Музыка Ю. Чугунова, слова Д. Самойлова
Отражения. Музыка Ю. Чугунова
Зеркало. Музыка Ю. Саульского, слова Н. Денисова
В раздумье. Музыка Ю. Саульского
Моя душа. Музыка В. Аралова
Самба. Музыка В. Данилина
Посвящение Махавишну. Музыка А. Козлова
Баллада. Музыка Ю. Маркина
Замкнутый круг. Музыка Ю. Маркина

Скачать ноты Скачать журнал