Звезды отечественного джаза
Ноты для джаза, нотные сборники, литература о джазе
Известный композитор, джазовый теоретик, педагог, дирижер, саксофонист, общественный деятель, он не обременен звонкими титулами, но если вы спросите джазовых музыкантов в любом городе нашей страны, знакомо ли им это имя, то непременно услышите утвердительный ответ. И это закономерно, так как уже более 20 лет несколько поколений джазовых музыкантов России изучают гармонию по его учебнику «Гармония в джазе».
Юрий Николаевич широко известен и как автор множества разнообразных инструментальных,
вокальных и оркестровых произведений. Именно в этом кроется секрет его
популярности.
Юрий Николаевич Чугунов родился в Москве в 1938 году. Его отец был музыкантом-универсалом
(композитор, теоретик, дирижер, виолончелист). Родители отдали Юру в детскую
музыкальную школу, где он начал свое музыкальное образование в классе
фортепиано. Однако натура ребенка не выдержала скучных занятий, и ко всеобщему
разочарованию Юра категорически отказался заниматься музыкой.
Через несколько лет, впервые услышав чарующие звуки саксофона, Юра понял,
что это инструмент его мечты. Однако в сталинскую эпоху саксофон считался
чужеродным инструментом, на котором могут играть только «безродные космополиты»,
а не московские пионеры. Тогда по совету знакомых музыкантов Юра вторично
поступает в ДМШ в класс гобоя. Этот инструмент по аппликатуре наиболее
близок к саксофону. Занятия шли успешно, и в 1957 году Ю.
Чугунов поступает на духовой отдел музыкального училища при Московской
консерватории.
И тут на него обрушилась неодолимая страсть — сочинять музыку. Осуществилась
мечта его детства — Юра купил себе огромный старый саксофон-баритон. Теперь
все свое свободное время он наслаждался импровизациями на саксофоне, подражая
игре знаменитого американского баритониста Д. Малигана и сочиняя джазовые
темы.
В 1960 году в Москве, на Раушской набережной начал работать джазовый клуб.
Это стало эпохальным событием для московских джазовых музыкантов, появилась
возможность регулярно репетировать, проводить концерты и фестивали. Юрий
Чугунов стал одним из самых активных участников джаз-клуба. Его оригинальный
ансамбль (Ю. Чугунов — баритон-сакс, С. Березин — альт-сакс, Н. Брызгунов
— труба, Б. Рукинглуз — тромбон) звучал на многих концертах. Репертуар
ансамбля состоял из традиционных джазовых тем в аранжировке Ю. Чугунова
и его авторских пьес. В джаз-клубе судьба свела его с альт-саксофонистом,
архитектором и художником Алексеем Козловым, который оказал на Ю. Чугунова
большое творческое влияние.
В 1965 году Ю. Чугунов принимает участие в первом Всесоюзном джазовом
фестивале в Москве, где его пьесы «Вальс» и «Теперь я спокоен» были отмечены
специальным дипломом.
В 1966 году известный композитор и дирижер Ю. С. Саульский создает в Москве
экспериментальный джазовый оркестр с большой вокальной группой «ВИО-66»,
куда приглашает работать лучших молодых джазовых музыкантов страны и,
конечно, Ю. Чугунова.
Знакомство с Саульским в значительной степени помогло развитию композиторского
творчества Чугунова. В лице Ю. С. Саульского он приобрел опытного, образованного,
доброжелательного друга и учителя. Ю. Чугунов много аранжирует для «ВИО-66»,
создает собственные, все более зрелые оригинальные произведения. Известный
американский джазовед В. Кановер, будучи почетным гостем III Всесоюзного
джазового фестиваля «Джаз-67», высоко оценил оркестровую сюиту Ю. Чугунова
«Путешествие по джазовым ритмам».
Казалось бы, все складывалось самым наилучшим образом. К тридцати годам
Ю. Чугунов получил всеобщее признание как саксофонист, дирижер, аранжировщик
и композитор, однако тщательная самооценка и высочайшая профессиональная
требовательность приводят его к выводу о необходимости получения систематических
и фундаментальных теоретических знаний.
Юрий Николаевич усиленно готовится для поступления на композиторское отделение
Московской консерватории, но не проходит по конкурсу. Тогда ему на помощь
приходят друзья, молодые композиторы А. К. Вустин и Б. И. Тобис, которые
бескорыстно делятся с ним своими знаниями, композиторским опытом, поддерживают
его морально. В этот период Чугунов создает «Сонату для фортепиано», «Сонату
для скрипки и фортепиано», «Квинтет духовых», «Балладу для трубы с оркестром»
и множество миниатюр.
В 1971 году Ю. Чугунов поступает на композиторское отделение Государственного
музыкально-педагогического института им. Гнесиных в класс народного артиста
СССР, профессора А. И. Хачатуряна. За годы учебы в ГМПИ им. Гнесиных Юрий
Николаевич создает ряд масштабных произведений «Симфонию в трех частях»,
кантату «Памяти Пабло Неруды», «Концертино для кларнета», «Вариации для
трубы и фортепиано», «Квартет для струнных инструментов», увертюру «Памяти
Джорджа Гершвина».
Учась в институте, Ю.Чугунов руководит любительским биг-бэндом в ДК «Сетунь»,
который участвует в концертах и конкурсах с неизменным успехом.
В этот же период в джазовой студии ДК «Москворечье» Чугунов организовал
экспериментальный джазовый вокальный ансамбль, для которого создал множество
оригинальных произведений и аранжировок джазовых вокальных «вечнозеленых»
тем. Кстати, именно в этом ансамбле сделала первые профессиональные шаги
ныне известная джазовая певица Ирина Отиева.
В 1974 году в Москве, в музыкальном училище им. Гнесиных открылось отделение
«Музыкальное искусство эстрады», куда Ю. Н. Чугунов был приглашен в качестве
преподавателя джазовой гармонии, аранжировки и дирижера биг-бэнда.
В 1981 году Ю. Н. Чугунов был принят в Союз композиторов. Это событие
придало ему новый импульс творческой энергии, которая материализовалась
в его новых работах: сборниках «Эстрадные оркестры и ансамбли», «Джазовые
пьесы для фортепиано», в которых музыкант представлен в различных ипостасях
(составитель, автор вступительных статей и автор ряда пьес).
Он начинает регулярно сотрудничать с эстрадно-симфоническим оркестром
Всесоюзного радио под управлением Ю. В. Силантьева, для которого создает
оригинальный стиль инструментальных пьес. Сотрудничество с этим оркестром
продолжается и после смерти Силантьева, когда оркестр возглавил А. Петухов,
а затем М. М. Кажлаев. И в авторский компакт-диск, который вышел в 1997
году, вошли наряду с песнями и девять пьес для этого оркестра (дирижер
— Виктор Петров). А камерную джазовую музыку Ю. Чугунова охотно исполняют
и включают в свои пластинки: Алексей Козлов («Болеро»), Игорь Бриль, Александр
Осейчук, Даниил Крамер («Сюита настроений»), Анатолий Кролл («Джазовые
портреты»),
В середине 80-х годов Ю. Н. Чугунов активно обращается к вокальному камерно-джазовому
жанру. Он пишет несколько циклов замечательных песен на стихи известных
поэтов.
Увлечение поэзией постепенно переросло в непреодолимую тягу к самостоятельному
литературному творчеству, которая воплотилась в эссе «Начало», документальной
повести «По Москве пешком и на велосипеде», множестве стихов.
В 1987 году издательство «Музыка» публикует «темник», составленный Ю.
Н. Чугуновым и Ю. С. Саульским «Мелодии советского джаза», который включает
в себя краткую историю отечественного джаза и более 100 джазовых тем.
В конце 80-х годов издательство «Советский композитор» публикует авторские
сборники Ю. Н. Чугунова «Джазовые произведения для саксофона и фортепиано»,
«Джазовые произведения для фортепиано» и ряд его инструментальных пьес.
В последнее время его творческие интересы все чаще обращаются к камерной
и симфонической музыке, он сотрудничает с оркестром Большого театра и
симфоническим оркестром под управлением Вероники Дударовой. За последние
годы им созданы: Симфония «В городе звоны», Симфониетта, цикл «24 прелюдии
для фортепиано», Вторая и Третья фортепианные сонаты и др. В 1997 году
вышел авторский компакт-диск и новое учебное пособие «Эволюция гармонического
языка джаза».
Мы беседуем с Чугуновым в его маленькой квартире в старом московском доме.
На пианино стоит портрет его любимого композитора А. Н. Скрябина. Крепкие
самодельные полки от пола до потолка наполнены нотами, книгами, альбомами,
грампластинками, кассетами. На стенах висят картины и портреты, написанные
Юрием Николаевичем.
А еще в его рабочем кабинете живут — старинная фисгармония, саксофон,
труба (его новое увлечение), велосипед, гантели, штанга. На рабочем столе
лежат новые партитуры, стихи, проза, на мольберте набросок — портрет его
жены.
Работа над созданием самого себя и своего Имени — продолжается.
Бог в помощь!
Посещая джазовые концерты, «джемсешенс», многие
и не задумываются: а что играют музыканты? Важно — кто играет и как. В
мире джаза фигура композитора всегда как бы за занавесом. А ведь джазовую
композицию создают не только трубачи и пианисты. Она пишется профессиональным
композитором. Наш собеседник — композитор и педагог Юрий Чугунов.
«Молодежная эстрада»: Юрий Николаевич, в музыкальных кругах Вы известны
как автор единственного у нас в стране учебника «Гармония в джазе». Вы
преподаете джазовую инструментовку и гармонию в Российской Академии музыки
им. Гнесиных, а также являетесь педагогом Университета культуры. И в то
же время Вы — композитор. Одинаковое ли удовлетворение приносит Вам преподавательская
деятельность и композиторский труд?
Ю. Чугунов: Да, действительно, у многих музыкантов, особенно у студентов
эстрадных отделений, мое имя ассоциируется с вышеупомянутым учебником,
и мало кто знает, что я композитор. Это, впрочем, и не удивительно — я
не пишу популярных песен. В данной ситуации утешает лишь то, что даже
члены одного творческого союза (композиторов) большей частью пребывают
в счастливом неведении о творчестве своих коллег. Конечно же, педагогика
— это работа, служба, а композиторство — моя жизнь. Если бы я мог зарабатывать
на жизнь композиторским трудом, то, наверное, оставил бы педагогику. Я
думаю, многие композиторы находятся в таком же положении, т. е. имеют
постоянное место работы (не обязательно музыкальное училище или институт)
— творчество не всегда кормит. Я уверен, большинство композиторов, если
бы они в состоянии были прожить композиторским трудом, бросили бы работу.
Правда, среди композиторов есть педагоги по призванию. Я себя к таковым
не отношу. Впрочем, если бы из моей жизни ушла преподавательская деятельность,
мне бы, наверное, ее недоставало — привычка. Общение с молодежью необходимо,
иначе можно отстать от жизни, превратиться в консерватора.
А в джазе с его динамичным развитием это особенно заметно: чуть зазевался,
возник новый стиль, появились новые корифеи. И наконец, есть среди студентов
талантливые творческие люди, с которыми приятно иметь дело. Со многими
из них я подружился. Общение наше было полезно, надеюсь, для обеих сторон.
«М. Э» Вас традиционно считают джазменом. Вы начинали как саксофонист
в славные 60-е годы, участвовали в джаз-фестивалях, работали в биг-бэндах,
сами руководили оркестрами. Как изменились с тех пор Ваши вкусы и музыкальные
привязанности, не изменили ли Вы джазу, Ваше отношение к классике. Если
Ваши вкусы менялись, то диктовались ли они соображениями популярности
или этот вопрос для Вас второстепенный?
Ю. Ч.: Классическая музыка сопровождала меня с детства. Мой отец был профессиональным
музыкантом, прекрасно играл на рояле, виолончели, на струнных инструментах.
И меня стал рано учить музыке, за что я ему очень благодарен. Несмотря
на мою нерадивость, базис был все же заложен: я рано научился читать с
листа и с детства переиграл большое количество музыки из богатой нотной
библиотеки отца. Джаз вошел в мою жизнь лет с шестнадцати, и я остаюсь
ему верен по сей день. Но джаз меняется, и я меняюсь вместе с ним.
Джаз и классика сплелись в моей жизни, если можно так выразиться, в контрапункте,
и этот бесконечный контрапункт звучит до сих пор. Иногда тему ведет джаз,
иногда ее подхватывает классика (имею в виду, разумеется, и современную
камерно-симфоническую музыку). Это сказалось и на моем творчестве: работая
над джазовой композицией, всегда ощущаю за спиной этот «классический груз».
Создавая сочинение в академической традиции, никуда не могу деться от
джаза: то начинаю свинговать, то гармония подозрительно джазовая проявится.
Впрочем, основная масса моих сочинений представляет собой именно сплав
джаза и академической музыки — то, что называют «третьим течением». Вообще
же блюстителей чистоты жанра не всегда понимаю. Куда в таком случае девать
массу превосходной музыки Айвза, Гершвина, Бернстайна, Коплэнда, А. Веббера?.
В вопросе о популярности всегда был идеалистом: думал, что если писать
хорошую музыку, то она и будет популярной. Когда дошло, что это далеко
не всегда так. не перестал им быть. Хочу писать не для толпы, а для понимающих.
Так что проблема дешевой популярности меня не волнует.
«М. Э.»: Кто Вы — «лирик,» или «физик»?Вопрос о концептуальной нагруженности
своего творчества.
Ю. Ч.: Безусловно, лирик. В музыке прежде всего ценю импульс, интуицию,
чувство. В конце концов, построение формы тоже чувство — «чувство формы».
Расчет в музыке необходим, но он, по-моему, должен быть вторичным, — направлять,
организовывать эти импульсы. Часто досконально рассчитанное произведение
(например, выполненное в серийной технике) прикрывает композиторскую беспомощность.
О концептуальное™ пусть рассуждают музыковеды —это их хлеб.
«М. Э.»: Ваши идеалы в музыке и подразделяете ли Вы ее на музыку разного
сорта ?
Ю. Ч:. Традиционный вопрос и, наверное, традиционный ответ. Не буду оригинальным,
сказав, что есть музыка плохая и хорошая, талантливая и бездарная. Кстати,
может быть грубая и талантливая и с потугами на изысканность, но пошлая,
то есть плохая, и наоборот. Современную поп-музыку не люблю. Идеалы? Музыка
должна возвышать, уносить в запредельность, приоткрывать краешек завесы
неведомого. Такие задачи, конечно, доступны великой музыке — классике
(в широком смысле слова).
У легкой музыки более простые задачи: греть душу, дарить радость, поднимать
настроение. Вот этого-то современная попса лишена, кроме физиологического
отупляющего «завода». Она зачастую ничего не предлагает. Но ведь бывают
исключения, когда гений прикасается к чему-либо, то поднимает до своего
уровня, — примеров полно: от Моцарта до Шостаковича.
«М. Э.»: Развитие джаза привело к появлению так называемой поп-музыки,
которая сегодня приобрела самостоятельное значение. Ваше отношение к поп-музыке
и каковы Ваши прогнозы относительно дальнейшего развития джаза и поп-музыки,
их дальнейшего взаимодействия.
Ю. Ч.: Сначала попробую ответить на вторую часть вопроса. Пути джаза и
поп-музыки стали быстро расходиться с появлением рока, даже раньше, с
появлением модерн-джаза. Это начало 40-х годов. Джаз все больше становился
элитарным, поп-музыка завоевывала все большую молодежную аудиторию. Это
два разных вида музыки, а когда-то они были почти неразделимы — Армстронг,
Гленн Миллер, Элла Фицдже-ралд, Бенни Гудмен, Каунт Бейси.
Поп-музыка, грубо говоря, возместила недостатки элитарного джаза. Когда
под джаз стало невозможно танцевать, появилась поп-музыка. «Попса» — это
возрастное, она рассчитана на «нижние» энергетические центры человека.
Подростки легко включаются в этот поток (особенно если эстетически неразвиты),
так как в период сексуального созревания они, естественно, резонируют
с этими энергиями.
Чтобы переключить подростков на серьезную музыку, нужно музыкальное (и
не только музыкальное) воспитание. Музыка, которая затрагивает сердце,
— это уже мостик к духовности. Такие исключения в молодежной среде есть.
Я как педагог это наблюдаю. Одни слушают джаз и классику, выбирают соответствующие
инструменты, другие ничего знать не хотят, кроме Майкла Джексона. Некоторые
переходят этот
рубеж, взрослея, но многое зависит от нашей помощи (квалифицированная,
ненавязчивая педагогика).
«М. Э.»: Ваши внемузыкалъные увлечения?
Ю. Ч:. Всю жизнь стремился к тому, чтобы оставалось свободное время на
вещи, которые нравятся. Во первых, на саму музыку. Кроме нее в настоящее
время пишу картины маслом (детское увлечение, забытое на долгие десятилетия).
Лет десять назад увлекся стихами и прозой (до сих пор пишу рассказы-воспоминания).
Люблю велосипед.
«М. Э.»: Какова, по-Вашему, роль джазового композитора и возможно ли вообще
такое понятие в таком сугубо импровизационном роде музыки, как джаз?
Ю. Ч.: Хороший вопрос. Действительно, импровизационносгь джаза — его сила
и его слабость. Поэтому джазу вроде бы и композиторы не нужны: есть великие
мастера импровизации. Сыграли мотив популярной песенки в соответствующей
обработке вначале и — пошло-поехало: на гармонию темы десятки квадратов
импровизаций. К. примеру, если джазовая пьеса длится пятнадцать минут,
тема звучит две-три минуты, остальное — импровизация.
Поэтому понятие «джазовый композитор» сравнительно новое. Раньше джазовая
пьеса создавалась в результате коллективного творчества. Даже в оркестре
великого Дюка Эллингтона существовала такая практика. Но сейчас времена
изменились. Существует большое количество именно джазовых композиций,
особенно для больших оркестров, да и для малых ансамблей («комбо») роль
композитора возросла. Это образованные музыканты, искушенные во всех премудростях
современной музыки. Вспомним хотя бы Чика Кориа! Но, естественно, близкие
к джазу композиторы пишут и другую музыку — кто для кино, кто для симфоджаза.
А вообще, в джазе понятие «композитор» и «исполнитель» — почти всегда
синонимы.
«М. Э.»: Проблемы жизни композитора у нас. Сложности житейские, общество,
человек, композитор.
Ю. Ч.: На это я частично ответил в начале. Если бы мог жить композиторским
трудом, только им бы и занимался. Если бы я задавался вопросом: кому нужна
моя музыка, кто ее купит, где выгодно продать? — надо было бы бросать
это дело.
Есть композиторы, постоянно пишущие по заказу (театр, кино, эстрада, цирк,
даже симфонии). Я не знаю, какой это процент. Наверное, большой. А есть,
пишущие по «внутреннему заказу»: по потребности. А удастся ли продать
— вопрос второй.
У первой категории композиторов может быть счастливое сочетание внешнего
и внутреннего заказа.
Я принадлежу ко второй категории. Писать музыку — моя потребность. Я знаю,
многим она нравится. И это говорит мне о том, что я буду продолжать этим
заниматься, пока рождаются в голове музыкальные идеи. Если бы произведения
российских композиторов охранялись авторским правом, как во всем мире,
многие житейские проблемы были бы сняты. Что-то в этом направлении уже
начали делать. Дай-то Бог. А в остальном те же проблемы, что и у всех.
Всем сейчас трудно, кто не замешан в теневой экономике. Но я счастлив,
что дожил до этого времени — до «великого перелома» в сознании нашего
народа и в жизни. Несколько лет назад мы бы не поверили, что это возможно,
что мы начнем прозревать. Так что я уверен, что в скором времени появится
спрос на другую музыку (она есть и сейчас, но пока она мало кому нужна)
— не роботов, а людей.