Молодежная эстрада - Джазовые портреты

Джаз



Звезды отечественного джаза
Ноты для джаза, нотные сборники, литература о джазе

 

 

Арнольд Волынцев

АЛЕКСАНДР ВАРЛАМОВ

 

 

 

Александр Владимирович Варламов — классик отечественного джаза, чья биография достойна пристального изучения. В общих чертах она известна, но многие факты еще предстоит осмыслить, в частности роль, которую в его творчестве сыграла родословная.
Его прадед Александр Егорович Варламов, родившийся в 1801 году, — классик русского бытового романса. «Красный сарафан», «Вдоль по улице метелица метет», «Белеет парус одинокий» и другие его творения поются до сих пор и, думается, еще долго будут жить в нашем быту и на нашей эстраде. Работая в дирекции императорских театров как композитор, он также занимался дирижированием. Правнук эту сторону творчества прадеда достойно продолжил. Александр Егорович был также певцом, вокальным педагогом и автором первого в нашей стране учебника вокального мастерства. Главной задачей вокального исполнения композитор-педагог считал донесение содержания песни, что требует не только певческого, но и драматического таланта.

Младший сын композитора — Константин Александрович Варламов тоже прославил русское искусство, но в области театра. Лучшие из сыгранных им ролей стали явлением отечественного и мирового театрального искусства. Его называли «царем русского смеха». Созданию сценических образов помогала природная общительность артиста. Его дом в Петербурге являлся своего рода филиалом Александринки. Здесь устраивались «капустники», а на Рождество — карнавалы. И джазовая песня «На карнавале» в исполнении семерки Александра Варламова, может быть, опосредованное отражение той карнавальной кутерьмы, которая бывала в доме его двоюродного деда.
Александр Владимирович Варламов родился в 1904 году в Симбирске. Его мать была достаточно известной оперной певицей, отец — адвокатом. Родители заботились о музыкальном воспитании сына — отдали его учиться в музыкальную школу Цетнерских. Над детскими и юными годами будущего композитора витали тени деда и прадеда, и он уехал в Москву, чтобы поступить на актерский факультет ГИТИСа. Его сокурсниками были Эраст Гарин и Николай Охлопков.
Каждый, кто окончил ГИТИС, с трепетом вспоминает Большой актовый зал: долгие часы репетиций, сдача курсовых и дипломных работ. Это и возможность увидеть интересные театрально-музыкальные эксперименты, показываемые в учебных целях. Один из таких экспериментов был показан 77 лет назад — 1 октября 1922 года. Это был первый в нашей стране концерт джазовой музыки. Его организовал поэт, хореограф и музыкант Валентин Парнах.
Александр Варламов был на этом концерте, что и определило его дальнейшую судьбу. Он понял, что джаз — это воплощение его и музыкальных и театральных устремлений. Он покинул ГИТИС и стал студентом композиторского факультета музыкального техникума имени Гнесиных.
Педагогами Варламова в техникуме были М. Гнесин, Р. Глиэр, Д. Рогаль-Левицкий. Последний разделял увлечение своего студента джазом и посоветовал ему посмотреть ревю «Шоколадные ребята» с участием оркестра Сэма Вудинга. Ревю произвело на студента неизгладимое впечатление.
Окончив Гнесинку в 1929 году, Варламов сразу же стал создавать джаз-ансамбль. Это оказалось кропотливым делом, растянувшимся на пять лет. Композитор-дирижер тщательно отбирал музыкантов и репертуар. По зарубежным радиопередачам и грампластинкам он хорошо знал «горячую пятерку» и «горячую семерку» Луи Армстронга, но больше всего его восхищал Дюк Эллингтон.
Афиши оркестра Варламова появились в 1934 году. Вначале он аккомпанировал Целестине Коол, которая некоторое время выступала с оркестром Дюка Эллингтона. (Хотя надо сказать, что в биографиях композитора ее имени нет.) Как известно, негритянский аранжировщик обогатил практику джаза приемом бессловесного пения, когда человеческий голос трактуется как инструмент, как краска в тембровой палитре. Возможно, это сказалось на творчестве Варламова. Во всяком случае, наигрывая пластинки, он не называл себя солистом, считая свой голос лишь оркестровым тембром. Думается, тут Александр Владимирович себя недооценивал. Несмотря на скромные вокальные данные, он вправе был называться певцом. Причем, исполняя песни, он стремился не только точно воспроизвести мелодию, но и донести содержание — следовал принципу своего прадеда.

При всей влюбленности в театр Варламов не стал создавать теа-джаз с его яркой сценичностью и тяготением к шоу. Он развивал джаз инструментальный. Театральность проявлялась опосредованно — в импрессионистичности аранжировок. В пьесе «Луна» фортепиано «рисует» морскую зябь, а саксофон — лунную дорожку на ней. Песню «На карнавале» можно назвать мини-водевилем: достаточно донести ее содержание, как получится театр. Но в дополнение к этому оркестр иллюстрирует возмущение героя, а в конце звучит чуть грустное фортепиано — ведь что-то не сбылось.
«На карнавале» — не единственная запись композитора, дирижера и певца, тяготеющая к водевильности, в чем можно усмотреть влияние деда. Духом водевильности
пронизана и сочиненная Варламовым песня «Юнга Джим», которую в конце 30-х годов записал на пластинку певец Константин Малахов в сопровождении джаз-оркестра Александра Цфасмана.
«Горячая семерка», откристаллизовавшаяся в 1937 году, была ансамблем солистов. Каждый участник мог прокрутить друзьям пластинку и похвастаться своей игрой. В записи пьесы «Свитсу», сделанной в 1938 году, солирует барабанщик Олег Хведкевич, что стало традицией отечественного джаза. Если на концерте звучит «Свит су», зрители ждут соло ударных.
В 30-е годы джазовую музыку воспринимали не все, поэтому среди выступлений варламовской семерки были и неудачные. Однажды ансамбль пригласили выступить в доме отдыха работников милиции, расположенном в Малаховке. В записных книжках Ильи Ильфа содержатся нелестные высказывания об этом выступлении оркестра. Но о самом Варламове знаменитый сатирик отзывается тепло: «Хорош был старик Варламов, проникновенно исполнявший в рупор из синего картона «В маленьком письме вы мне писали, что меня любили». Стариком дирижера прозвали из-за шевелюры, которая с юных лет была седой.
Септет Варламова пользовался огромной популярностью. Во время концертов в театре «Эрмитаж» некоторые смельчаки сидели даже на ветках деревьев. Наверное, этот успех и побудил в 1938 году тогдашнее руководство Комитета по делам искусств предложить музыканту занять пост руководителя оркестра Всесоюзного радиокомитета. Плодотворно проработав с этим коллективом два года, Варламов передал его А. Цфасману, а сам стал руководителем Государственного джаз-оркестра СССР. Вскоре, однако, началась война и большинство музыкантов оркестра были призваны в армию. Композитор, написавший к этому времени музыку к ряду кинофильмов, становится музыкальным руководителем Всесоюзной мастерской эстрадного искусства.
Из музыкантов, освобожденных от воинской службы и вернувшихся в Москву после ранений, дирижер создал «Мелоди-оркестр», необычный по составу: три скрипки, альт, виолончель, саксофон и два фортепиано. Оркестр выступал в «Эрмитаже», играл на танцах в «Метрополе», появлялся в воинских частях и госпиталях.

4 января 1943 года Варламов сдал в Музфонд личные денежные сбережения на постройку танка «Советский композитор». Две недели спустя «Мелоди-оркестр» репетировал в клубе имени Ногина «Рапсодию в стиле блюз» Гершвина, когда за руководителем приехали. Поводом для ареста послужил донос, написанный виолончелистом. В нем утверждалось, что Варламов якобы ждет прихода немцев, мечтает организовать свой магазин-холл, часто слушает заграничные радиопередачи.
И вместо заграничных оркестров музыканту пришлось слушать завывание североуральских метелей. Проработав несколько лет на лесоповале, Варламов организовал оркестр из двенадцати человек, что облегчило жизнь нескольким крупным музыкантам. Основным певцом был Дмитрий Головин, незадолго до этого блиставший на сцене Большого театра. Браньковская пела «Красный сарафан». Игралась и настоящая джазовая музыка. Оркестр гастролировал по всем девяти лагерным пунктам, доставляя его обитателям огромную радость. Уже в конце 80-х на Неделе Совести к музыканту подошла седая женщина и призналась: «Александр Владимирович! Мы же с вами в одном лагере были. Если бы вы знали, сколько радости нам доставлял ваш оркестр. Какая это была отдушина для заключенных».
Отбыв присужденные восемь лет, Варламов надеялся вернуться в Москву. Но оказался в ссылке — в казахских степях. В маленьком городке Караклае работал пианистом в детском саду. Затем его перевели в Караганду, где он сочинял музыку для русского драматического театра, преподавал в музыкальном училище теоретические дисциплины и музыкальную литературу. Его ученики вспоминают, что он так рассказывал историю создания Бетховеном симфоний и сонат, что у них на глазах были слезы.
В Москву Александр Владимирович вернулся лишь в 1956 году после реабилитации и сразу включился в активную творческую жизнь. Он нашел себя в кинематографе, особенно мультипликационном. Сочинял музыку для драматических спектаклей, но большую часть творчества посвящал инструментальной музыке, которая часто звучала по радио. В связи с семидесятипятилетием ему было присвоено звание заслуженного деятеля искусств.
Последняя пластинка Варламова с записями джазовой и симфоджазовой музыки увидела свет в 1990 году незадолго до смерти композитора.