Э. Меркс - Первые уроки джаза

Джаз

Практическое руководство в джазовой импровизации на фортепиано

 

Элизабет Меркс
Первые уроки джаза

перевод с французского С. Белимова
"Композитор", 1996г.
для информации
только описание

Содержание:

 

ПРЕДИСЛОВИЕ
Пособие предназначено для учащихся любого возраста, уже получивших в течение нескольких лет уроки классического фортепиано, но никогда еще не приступавших к джазу. Это означает, что учащиеся должны уметь читать, писать, считать и иметь элементарные навыки сольфеджирования.
Пособие может быть также полезно педагогам классического фортепиано, для того чтобы направить интересы учеников к джазовой импровизации.
Идея создать пособие пришла мне в голову благодаря собственным ученикам, не раз жаловавшимся: "Я бы очень хотел сыграть ту или иную любимую джазовую пьесу, но когда я покупаю ноты этих пьес, то всегда бываю разочарован фортепианным переложением. Оно не соответствует звучанию на пластинке. Они прекрасно чувствуют, что джаз не вмещается в нотный текст, что здесь вторгается иной музыкальный процесс. И поскольку джаз является очень индивидуальной музыкальной формой, чтобы приступить к нему, необходимо начинать обучаться импровизации.
Потребность импровизировать, как всякое творчество, покоится в каждом из нас Она может подчас только дремать, и мы должны дать ей возможность раскрыться.
Язык, использованный мною в пособии, намеренно прост, избавлен от всякого рода музыкально-теоретических сложностей. Я адресуюсь именно к новичкам, если, конечно, они любят джаз и желают приобщиться к нему.
Выражаю благодарность композитору Сергею Белимову: его точные советы помогли мне создать это пособие. Я хочу заверить теперь любителей джаза: каждый из вас может выучиться играть джаз, каждый может импровизировать.

Элизабет Мерке Берлин. 31 марта 1993 года



1. Мелодия
2. Гармония
3. Аккомпанемент
4. Импровизация правой руки
5. Walking-bass
6. Некоторые эффекты характерных джазовых аккордов
7. Роль фортепиано в небольшом джазовом оркестре (ансамбле)

7. РОЛЬ ФОРТЕПИАНО В НЕБОЛЬШОМ ДЖАЗОВОМ ОРКЕСТРЕ (АНСАМБЛЕ)
Представим себе ансамбль, исполняющий "Осенние листья" в таком составе: фортепиано, ударная установка, певица, саксофон, гитара. Какое место займет фортепиано в этом ансамбле, какую роль оно будет в нем выполнять?
Вначале — это хорошо известное правило — у пианиста в такого рода ансамбле работы больше всех (особенно, если рядом нет басиста). Разумеется, именно он начинает пьесу.
а) Например, пианист начинает мелодию и аккомпанемент. При этом ударная установка
может вступить с самого начала или подождать несколько тактов.
б) Как только вступает певица, пианист перестает играть мелодию и заменяет ее достаточно
"мягким" аккомпанементом (например, используя октавы и ломаные аккорды).
в) Певица уступает место саксофонисту, и пианист усиливает активность в аккомпанементе
(октавы в басу, ломаные аккорды, возможны ответные реплики на мелодические фразы саксо-
фониста).
г) В игру вступает резкая, язвительная гитара. Здесь пианист может использовать walking-bass
и эффекты характерных джазовых аккордов.
д) У пианиста наконец тоже наступает возможность свободно поимпровизировать, прежде
чем вновь заявят о себе солирующие инструменты.
Безусловно, порядок вступления солистов может быть и иным. Но поскольку, как правило, план пьесы выстраивается по нарастающей, рекомендуется более громкие инструменты использовать на подступах к кульминации.


ПРИМЕЧАНИЯ
Пианист должен быть чутким по отношению к солистам и щадить их чувствительность. В принципе именно его аккомпанемент цементирует форму всей пьесы. В группе музыкантов пианист является своего рода дирижером. Даже если лично он предпочитает игру саксофониста игре гитариста, он обязан быть беспристрастным и давать равные возможности солировать каждому.
И еще одно: если солисты ошибаются (выходят из ритма и тональности, забывают повторения и т.п.), пианист должен быть готов и способен все это сглаживать. Совершенно бессмысленно метать громы и молнии в сторону солиста, который ошибся, особенно во время концерта. Лучше будет, если пианист постарается мгновенно поправить положение, чтобы публика ничего не успела заметить. Само собой разумеется, что сам пианист не имеет права ошибиться или, заснув за инструментом, с удивлением заметить вдруг, что гитарист уже сменил саксофониста.
Да, у пианиста особая ответственность, но и его работа — направлять исполнение пьесы — очень интересна. И вообще, тот, кто хоть раз испытал удовольствие играть в группе, вместе с другими музыкантами, будет возвращаться к этому занятию вновь и вновь, получая всякий раз больше и больше наслаждения.