Е. Овчинников - История джаза

Джаз



Ноты, пособия, учебники по джазу

 

 

Распространение и рост популярности джаза и близких ему жанров

 

 

Еще с прошлого века ряд жанров афроамериканской музыки начинает привлекать внимание широкой публики. Более старые уходили, сменяясь новыми, но в целом и джаз, и родственные ему виды все глубже проникали в сферу легкой, и не только легкой музыки. Вначале это были представления американских менестрелей, отпочковавшиеся от них кэкуок и рэгтайм, превратившийся в самостоятельную область творчества и исполнительства, повлиявший на стилистику раннего джаза и надолго определивший музыкальный и пластический облик целой серии модных танцев. На рубеже веков все большее значение приобретает блюз, также отражающийся в джазе, в его репертуаре, особенностях интонирования, форме. На первых порах новое искусство, связанное с негритянской традицией, довольно мирно уживалось с продолжавшими функционировать более старыми видами — опереттой, сентиментальной англокельтской балладой и другими жанрами (42, 26), Но постепенно многие из них теряли свою прежнюю актуальность, вытеснялись новыми, модными. Кроме названных, популярными стали танцы танго, максикс, «индюшачий шаг», «медведь-гризли», «объятия кролика», «хромая уточка», «верблюжий шаг», фокстрот, шимми, чарльстон и др. В начале второго десятилетия нашего века стихия танца буквально захлестнула США, перекинулась и в Европу, что стимулировало появление новых джазовых ансамблей и оркестров, заимствовавших у «подлинного» джаза некоторые, чаще внешние признаки но в сущности остававшихся в рамках коммерческого искусства! На этой почве возникла и известная путаница в определении того, что относилось собственно к джазу, а что являлось лишь модной подделкой. Дансинги открывались повсеместно, танцы разрешались даже в ресторанах, и все это потребовало значительного увеличения числа музыкантов, среди которых находились и игравшие только по слуху (13, 73), «Вся страна. была буквально наводнена джаз-бэндами» (42, 183). Джаз и близкие ему жанры распространялись, таким образом, в живом звучании, хотя при этом и коммерциализировались.
Со временем мощным средством популяризации джаза стала звукозапись. Граммофоны, сменившие фонограф, и механическое фортепиано начали появляться в личном пользовании и в местах общественных развлечений. Выпуск грампластинок, в первую очередь с модными танцами, за 1914—1921 годы вырос с 27 миллионов до 100 (14, 75). В 1917 году вышла первая джазовая грампластинка с записью исполнения белых музыкантов, в начале 20-х годов появились записи цветных джазменов. Выпуск грампластинок джазовой музыки, блюзов, спиричуэле и других родственных им жанров быстро увеличивался. Джаз пришел в кино. 1927 год отмечен выходом фильма «Певец джаза» с участием актера, вокалиста в стиле свит Эла Джолсоиа.

Джаз все чаще звучит по радио. Первая передача состоялась 14 сентября 1920 года. Если в то время существовала лишь одна крупная радиостанция в Питтсбурге, то через десять лет число их равнялось тысяче. Американцы владели к концу 20-х годов семью миллионами радиоприемников. Из каждых 357 часов передач 259 отводилось легкой музыке. К 1928 году до 30 миллионов американцев знакомились с «синкопированной» музыкой (73, Н0), хотя далеко не все, что при этом считалось джазом, являлось им на самом деле. Однако распространение джаза и популярность близких ему форм музыкального искусства достигли столь внушительных масштабов, что 20-е годы с легкой руки писателя Ф. С. Фитцджералда вошли в историю как «джазовый век». Само слово «джаз» превратилось в некий символ, характеризовавший все «истинно американское» — независимо от того, был ли это театр, живопись, просто стиль жизни. Ему находили аналогии даже в областях отнюдь не музыкальных, например, в итальянском футуризме, некоторых литературных течениях (73, 10),
Широкому увлечению джазом помогло распространение философии представителей послевоенного «потерянного поколения». Она отразилась в ряде художественных концепций- Для нее типичны полное разочарование в идеалах, демократии, этических нормах, жизненных перспективах. Их сменили внутренняя опустошенность, безверие, глубокий и всепроникающий скептицизм, ставшие массовым явлением. Назовем литературные произведения Ш. Андерсона, Гиббса, Ф. С. Фитцджералда, Ю. О'Нила, Г. Менкена. Пуританская мораль, романтика жизни отошли на задний план. Истинно ценным казалась лишь «свобода удовольствий» (14, 72).
Молодежь приветствовала в искусстве все необычное, экстравагантное, эпатирующее. Джаз для нее стал эквивалентом духа бунтарства, раскрепощенности, новаторства. Чикагский стиль, в котором видится отражение беспокойства «шумных двадцатых» (58,14), возник отчасти как вызов буржуазной среде. Обновляющее начало почувствовали в джазе и некоторые композиторы-академисты, пытавшиеся отразить его в своих сочинениях.
Особое значение в процессе популяризации и распространения джаза сыграла музыкальная жизнь, сложившаяся в нью-йоркском Гарлеме — негритянском районе, который после официального закрытия властями новоорлеанского Сторивилля стал местом сосредоточения новых жанров и форм афроамериканской музыки, хотя необходимо подчеркнуть и роль других мест США и прежде всего Чикаго — города, лежавшего на пути продвижения джазового искусства по стране.
В Чикаго джаз становится музыкой, предназначенной для широкого ее исполнения. Все ярче проявляется его значение не только как прикладного, но и как концертного искусства, в отличие от нью-орлеанского периода, где он бытовал преимущественно в рамках городского фольклора и сфера его влияния была ограничена определенной средой.

В Гарлеме джаз выходит за пределы ограниченного контингента слушателей и постепенно превращается в предмет увлечения самых различных в социальном и национальном отношении кругов.
Негритянское население Гарлема образовалось довольно рано, приблизительно с 1643 года, когда голландцы, основавшие когда-то Нью-Йорк, отвели эту территорию неграм для поселения. К 1910 году Гарлем значительно расширился. Здесь даже выпускалась своя газета, шла довольно интенсивная культурная жизнь.
По своему происхождению население Гарлема было разнообразно. Наряду с несколькими поколениями традиционно живших здесь людей оно состояло из выходцев из Южных штатов — обычно беглых рабов» а также из недавних жителей Африки, прибывавших в США и способствовавших притоку свежей «информации», в том числе — чисто культурного плана. Для сохранения и поддержания собственных традиций важное значение имела и вынужденная расовая несоответственно, социальная и художественная изоляция негров этого гетто от жизни остальной части Нью-Йорка. Это был фактически «город внутри города». Здесь сложилась своя система взаимоотношений, имелись собственные представители зажиточных кругов, буржуазия и пролетариат. Довольно рано появились в Гарлеме и различные учреждения культуры, в том числе школы, консерватории, где негритянская молодежь обучалась музыке.
Еще в самом начале XX века в Гарлем стекались многочисленные исполнители модного тогда рэгтайма. Его развитие в этом районе можно считать одной из последних ярких страниц в истории ; жанра, фактически последней кульминационной точкой. Здесь часто устраивались специальные состязания на лучшее исполнение рэгтайма, конкурсы танца, например, кэкуока с награждением победителей. Популярностью пользовались разного рода шоу и ревю, в которых важную роль играла музыка в духе рэгтайма, в том числе -и представления типа менестрельных спектаклей в их поздней разновидности. Таким образом, афроамериканские жанры были представлены в Гарлеме очень богато и разнообразно.
Гарлем не раз оказывался той фокусирующей точкой, из которой как лучи, распространялись новые идеи, стили и направления джаза! Это относится и к блюзу, и к формам сольной, ансамблевой и оркестровой музыки, в том числе развившемуся на основе постепенно сходившего со сцены рэгтайма, интенсивного и перспективного в стилистическом отношении клавирного страйд-пиано, называющемуся также гарлемским фортепианным стилем, и более позднему стилю джамп.
Косвенно популяризации джаза способствовало движение, известное под названием «негритянское возрождение» («негритянский ренессанс»), Оно связано с модернистскими тенденциями в негритянском искусстве, «столицей» которого вновь стал Гарлем. С ним ассоциируется представление о «негритянском небе» в одноименной книге известного писателя, критика К. ван Вехтена. Афроамериканская культура пропагандируется теперь в русле нового художественно-эстетического явления. Его представители — образованные негры-интеллектуалы, выходцы из простой среды, но хорошо знакомые с новейшими течениями в европейской литературе и искусстве. «Дикая, экзотическая, еще не тронутая цивилизацией, видевшаяся только в мечтах французских сюрреалистов жизнь казалась ожившей здесь, в Гарлеме» (65, 88). Процветал также и джаз, и связанные с ним танцы, а в 1926 году открылся специально предназначенный для них и для концертов зал «Савой», В белой среде стало признаком хорошего тона безмерно восхищаться необычайной талантливостью негров и. даже просто проехаться по Гарлему в автомобиле! Появились первые известные негритянские комедии, в рамках которых возникли интересные музыкальные и танцевальные формы. Рождаются сценические танцы, например, степ. Легкую музыку пишет целая плеяда композиторов -г- Ю. Блейк и Н. Сиссл, Э. Берлин и В..Юманс, Дж. Мак-Хью и Дж. Керн, Дж. М. Коэн и другие.

В джазе развивалось одновременно несколько линий. В Чикаго наступает расцвет фортепианного буги-вуги, в Гарлеме — гарлемский страйд-стиль. Близок в своей кульминационной фазе жанр блюза. Пока еще «живет» рэгтайм в его поздней разновидности. В новых условиях функционируют, таким образом, несколько стилей джазовой музыки как в более ранних, так и в новых ее стилистических формах. Традиции «альма-матер» джаза продолжают развивать нью-орлеанско-чикагский и чикагский стили. Постепенно складываются предпосылки для появления первых образцов свинга
20-х годов, на который оказала известное влияние и практика исполнения так называемой свит-музыки.
Развитие джаза в Чикаго и других городах США после его выхода за пределы Юга в 20-е годы получило название переходного периода. Нью-орлеанско-чикагский стиль в иных социальных условиях продолжил традиции классического раннего джаза, сложившиеся еще на его «родине», Чикагский стиль возник как результат творческой деятельности исполнителей «белого» направления, использовавших достижения нью-орлеанского стиля и диксиленда. Важной можно считать тенденцию к обновлению и расширению численного состава ансамблей, но — и это главное — к образованию новых принципов коллективной игры, приведших к возникновению первых негритянских биг-бэндов. Прямая линия от них ведет к стилистике не только 30-х, но и 40-х годов. И в этом смысле 20-е годы стали для джаза переходными.
Несмотря на раннее употребление, в том числе — и в отношении музыки, термин джаз окончательно вошел в обиход лишь к 20-м годам. До этого времени он фигурировал, под другими названиями, в том числе именовался «диксилендовой музыкой», рэгтаймом и т. п. Как существительное или в образованных от него глагольной и прилагательной формах слово джаз имело несколько разных смыслов или смысловых оттенков: возбуждение, экстаз, преувеличение, лицемерие, нелепость, ускорение, причудливость и т. д. (57, 9). Существуют и другие значения этого слова, часто не вполне пристойные, что послужило, очевидно, главной причиной резко отрицательного отношения к попыткам некоторых музыкантов применить этот термин к музыке со стороны представителей «респектабельных» кругов и печати. Так, М- Стерне отмечает, что в середине 1910-х годов выражение «джаз» имело хождение в Чикаго, но при этом обладало неприличным смыслом. Известен в связи с двусмысленностью данного слова факт «откровения», принадлежащего Джонни Сент-Сиру — известному музыканту классического периода, сообщившего, что Джелли Ролл Мортон «делал „хороший джаз" с женщинами» (57, 9).

В целом ряде работ сообщается, что несмотря на невыясненность точного источника происхождения слова джаз, есть несколько версий и предположений, ни одно из которых, правда, не имеет явного преимущества перед другими: 1) от английского chase — преследовать, гнаться; 2) от французского jaser — сплетничать, болтать, произносить скороговоркой; 3) от африканского jaiza — далекий барабанный бой; 4) от арабского jazib — совратитель, соблазнитель; 5) от предполагаемых имен собственных, типа Джесс, Джазбо (Браун) и других; 6) от английского жаргонного jas или jass, что означало фривольное поведение; 7) от изображения своеобразного жужжания особых африканских медных тарелок (24; 31; 57).
По словам Дж. Коллиера, ранний джаз, кроме того, назывался «playing hot», то есть «горячее исполнение», и лишь в более позднее время появилось обозначение jazzing it up, обычно относившееся к энергичному, с подъемом, исполнению и при этом содержавшее определенный элемент фривольности (14, 68). Можно добавить что и само написание теперешнего слова jazz возникло не сразу и ранее употреблялись другие варианты — jass, jaz, jas, jasm, gism (57, 14, 31, 24 и др.).