Е. Овчинников - История джаза

Джаз



Ноты, пособия, учебники по джазу

 

 

ВОКАЛИСТЫ

 

 

Внимание к вокалу, постоянное включение в свои записи различных пьес с пением стало характерным явлением в джазе 30-х годов, Это в равной мере относится как к белым, так и к негритянским биг-бэндам. Либо вокалисты входили в их состав, либо оркестры приглашались специально для аккомпанемента певцам. Так, во многом именно благодаря искусству вокалистов Боба Эберли и Элен О'Коннел стал популярным биг-бэнд Дж. Дорси, Певцы использовали оригинальный прием совместного исполнения: в то время как Эберли (баритон) пел куплет в обычном темпе, его партнерша исполняла другой, в два раза быстрее, чем достигался эффект контрастирования двух партий в одновременности.

Брату Дж. Дорси — Томми удалось открыть ряд молодых дарований, среди которых впоследствии всеми признанный лидер коммерческого шлягера, популярный среди джазовых музыкантов, известный киноактер и певец Фрэнк Синатра. В оркестре Т. Дорси выступала и популярная солистка коммерческого джаза Джо Стаффорд, сестры Кларк, вокальная группа «Пайд Пайперс» (из нее и вышла Стаффорд). Добавим еще имена певицы Эдит Райт и вокалиста Джека Леонарда, обладателя характерного мягкого, даже сладковатого тембра голоса. Он в известной мере подготовил появление на сцене Синатры. С использованием микрофона в моду все больше входит манера пения в духе «крунинга»— тихого, интимного пения, рассчитанного на звукоусиление. Другие исполнители, в том числе связанные с блюзом и близкими ему жанрами, использовали и прием шаут-пения.
Вокальное исполнение разнообразило репертуар многих других оркестров. В свое время популярный певец Бинт Кросби и его трио участвовали в выступлениях свит-бэнда Пола Уайтмена. Там же выдвинулась Милдред Бейли, считающаяся одной из лучших джазовых вокалисток. С Гудменом работала певица Хелен Уорд.
В 1936 году с биг-бэндом А. Шоу пела Пег Ла Сентра, исполнительская манера которой напоминала стиль М. Бейли, с присущими ей аккуратностью во фразировке, мягкостью, некоторой томностью звучания голоса. Руководитель оркестра приглашал к себе негритянских исполнителей. В частности, одно время с его оркестром выступала известная певица Билли Холидей. Манера пения вокалистов тяготела то к джазу, то к эстрадной сфере, хотя порой очень трудно провести между ними четкую границу. И те и другие признаки нередко сочетались в стиле одного исполнителя, в зависимости от конкретной художественной задачи, социального заказа, слушательской аудитории.

Собственно джазовая манера пения вплоть до конца 20-х годов связана с блюзом и с чисто негритянским стилем его интерпретации. Исключение — Луи Армстронг и Этель Уотерс, исполнявшие «джазово» даже шлягеры. С появлением М. Бейли была наглядно продемонстрирована возможность «один к одному» копировать типично негритянскую манеру (в духе Бесси Смит). В стиле Бейли органично сливались элементы интонирования, идущие от блюза, спиричуэле с типично песенным популярным репертуаром. В 1930 году записался на пластинку Джек Тигарден с его техасским акцентом и, как пишет Фезер, не всегда вполне разборчивым текстом — некий аналог приемов Армстронга.
И среди негров не было ярких вокалистов (за отдельными исключениями) вплоть до середины 30-х годов, когда появились первые записи Билли Холидей и Эллы Фитцджералд. Холидей выступала с Тедди Уилсоном, Каунтом Бейси, Арти Шоу; Фитцджералд — с Чиком Уэббом. «Леди Дей» (прозвище Билли) обладала характерным хрипловатым, очень эмоциональным тембром, фразировкой в духе Армстронга. Тон ее исполнения был пропитан сарказмом и горечью. Напротив, Элла Фитцджералд, по словам Фезера, является не голосом мрака, как Билли, а света, с присущими ей мажорностью, оптимизмом, необыкновенным чувством свинга. После смерти Уэбба, с 1939 по 1942 год она сама руководила оркестром. Фитцджералд обладает уникальным по тембру и широким по диапазону голосом, подчас превращая в подлинные шедевры даже, казалось бы, непритязательные песенки. Позднее она в совершенстве овладела и техникой «скэта» — пения на слогах. В ее исполнении восхищают естественность, легкость, музыкальность, безукоризненный вкус, чувство формы, совершенство интерпретации. Все эти свойства Б. Уланов называет примером «интуитивного вокала» (73). Даже самые выдающиеся мастера джазового вокала попадали в русло коммерческой эстрадной музыки, но обычно и здесь им все же удавалось создать свой стиль, яркий и неповторимый, становившийся образцом для многих исполнителей.
В начале 40-х годов возникает еще одна джазовая вокальная школа, с типичной для нее манерой интонирования, фразировкой и с тонкими связями с традициями исполнения в духе Б. Холидей. Яркой представительницей этого направления в оркестре Джина Крупа стала Анита О'Дэй. Ее последовательница Джюн Кристи выступала со Стеком Кентоном в 1945 году. Особой манерой пения обладала замечательная вокалистка Сара Воан. Исследователи ставят ее в один ряд с Диззи Гиллеспи и Чарли Паркером — основоположниками и ярчайшими представителями стиля бибоп, с которыми она выступала в 1943 году в составе оркестра Эрла Хайнса. Исполнению Воан присущи особая тонкость, плавность фразировки, ярче всего заметная в медленных пьесах, чистота и некоторая «прохладность» тембра, свободное владение высоким регистром.
После дебюта в 1942 году в Карнеги-холле с Бенни Гудменом быстро прославилась Лина Хорн, обладавшая не только голосом, но и блестящей внешностью, что позволило ей сняться в главных ролях в нескольких кинофильмах. В ее пении покоряли равновесие, сбалансированность внутреннего переживания с внешней сдержанностью — качества, позволившие певице не выходить за рамки хорошего тона. Мэри Энн Мак-Колл, много лет выступавшую преимущественно с оркестром Вуди Германа, в подходе к исполнительству многое сближает с Эллой Фитцджералд. Мак-Колл обращает внимание в первую очередь на мелодию, а не на текст песен, обладает способностью к импровизации и варьированию материала, сочетает р своем исполнении открытую страстность с очарованием своеобразной детской наивности.

Большой популярностью пользовалась Ли Уайли, выступавшая, в частности, с музыкантами — приверженцами традиционного стиля, например, с оркестром Боба Кросби. Она возро/щла к жизни многие песни Дж, Керна, Дж. Гершвина, К. Портера, Р. Роджерса и других композиторов. К ее имени можно добавить имена Дайны Шор, Джо Стаффорд, Мэгги Уайтинг, чье исполнение нередко становилось хитом, но складывалось под воздействием джазового начала. Шлягеры и блюзы великолепно исполняла Пегги Ли. Из мужчин-вокалистов следует назвать Дика Хаймса, выступавшего вместе с Т. Дорси и Гарри Джеймсом; Перри Комо, известного еще до «эры свинга», умеющего найти контакт с аудиторией; наконец самого популярного певца — Фрэнка Синатру, появившегося в 1939 году с оркестром Гарри Джеймса, а в следующем записавшегося уже с Т. Дорси. Синатра сочетал в себе высокое вокальное мастерство с демократизмом стиля, что еще более способствовало его успеху у широкой публики. Синатру можно назвать создателем вокального стиля, использующего джазовые идиомы (73).
Подавляющее большинство певцов и певиц в стилистическом отношении находились где-то между собственно джазом и эстрадной коммерческой популярной музыкой. Количество таких исполнителей исчисляется сотнями.