Е. Овчинников - История джаза

Джаз



Ноты, пособия, учебники по джазу

 

 

Культовая музыка американских негров

 

 

Жанры религиозной музыки американских негров, характер проведения культовых обрядов, возникавшая в это время атмосфера, приемы исполнения — все это в исторической перспективе имело существенное значение для процесса зарождения, появления и развития джаза в США. Формирование различных видов культовой музыки афроамериканского типа, как видно уже из самого итого термина, протекало при активном участии в нем двух обобщенно понимаемых факторов: бывшего африканского и европейского. Результатом ассимиляции идущих от них признаков явились новые жанры, в которых синтезированы черты, характерные как для негритянской, так и для белой культуры. Учитывая известную сложность всего этого процесса, его роль в судьбе джазовой музыки, а также известную неоднозначность в подходе к данному явлению в целом, к его внутренней классификации и оценке его отдельных сторон, следует хотя бы кратко рассмотреть историю появления и развития культовых разновидностей в музыкальном искусстве американских негров.

Как известно, христианская религия в Америке представлена прежде всего ее двумя основными разновидностями: католицизмом и протестантизмом (плюс всевозможные ответвления и секты). Протестантская церковь контролировала в основном северную часть страны, в то время как католики подчинили своему влиянию южные колонии. В целом негры не противились обращению их в новую веру, так как она давала им определенную, пусть иллюзорную, надежду на освобождение — именно так задавленные трудом, постоянно унижаемые негры трактовали доктрину о спасении души, об избавлении от всех невзгод. Кроме того, лишь в церкви рабы могли получить хоть какую-то возможность для краткого, но все же ухода от реальной, полной неприятностей, страшной жизни. Церковь служила и средством объединения негров, страдающих от постоянных лишений и именно в ее стенах получивших возможность излить вслух свои мысли и чувства, не боясь наказания. «Заземленность» этих переживаний, их бытовой характер были связаны с отсутствием в жизни негров элементарных условий существования.
Приобщение бывших африканцев к христианству приводило к интересному совмещению, слиянию в их сознании черт, идущих от прежних — языческих культов с элементами новой для них религии. Однако такой дуализм в представлениях негров был в разной степени выражен в протестантской и католической среде. Дело в том, что протестанты, тем более — пуритане, подвергавшиеся обычно преследованиям еще у себя на родине, считали себя чуть ли не носителями культуры будущей Америки, хотя при этом их мировоззрение отличалось известной противоречивостью. С одной стороны, тяга к просвещению, открытие университетов, печатание новых книг, с другой — крестовый поход против всего, что могло восприниматься как проявление легкомыслия, отвлекать от основных догматов церкви. Отсюда — проклятья в адрес театра, музыки, особенно в храмах, где разрешалось лишь пение псалмов. Экстатическая, связанная с пением, танцами, с игрой на музыкальных инструментах обстановка культовых отправлений в Африке теперь, в новых условиях, не находила себе эквивалента в протестантской службе. Следует также учесть, что в силу самого характера протестантизма, а также в результате реально сложившихся условий рабовладения, при которых общее число невольников во владении каждого хозяина было сравнительно невелико, возникла возможность для более пристального внимания рабовладельца к образу жизни негра, к ее отдельным деталям (19; 71).
В южных областях страны проживала основная масса рабов, трудившихся на плантациях. Их хозяева — католики (испанцы или французы) уже не могли контролировать частную жизнь каждого невольника. Кроме того, католицизм в целом гораздо терпимее относился к разного рода пережиткам в представлениях негров, включая и чисто религиозные атавизмы африканских культов. Более того, некоторые рабы вообще оказывались порой некрещеными.
Склонные к изобразительной культовой символике, к костюмированной театрализации своих религиозных церемоний, идолопоклонничеству, негры именно в католической церкви, с ее богато украшенным ритуалом, иконами, статуями святых, различными торжественными шествиями с музыкой и пением, нашли и известные аналогии и параллели своим представлениям. Возник своеобразный дуализм святых, которые рассматривались неграми с точки зрения как африканской, так и христианской религии. Например, изображение святого Патрика, изгоняющего змей из Ирландии, легко ассоциировалось с образом африканского бога Дамбаллы — покровителя змей в Дагомее. Одетый в лохмотья святой Антоний вызывал аналогию с дагомейским богом дорог и перекрестков WerfioS архангел Михаил с мечом в руке напоминал Огуна — бога вЬйнщ племени Йоруба и т. л. Вознося свои молитвы, католическим свя тым, негры в результате такой двойственной оценки их роли; и зна чения включали в церемониал соответствующие инструменты t имевшие африканские корни ритмы. Эти исконные традиции по разному проявляются в различных жанрах культовой музыки американских негров.
В самом общем плане христианская церковь призывала рабов i покорности и смирению, стремясь любой ценой защитить устои жестокой эксплуатации — основы социального строя США. Однак( со временем, особенно в последних десятилетиях XVIII века, даже протестанты были вынуждены поддержать угнетенные массы невольников и выступить с осуждением рабства и работорговли. С такой платформы выступали баптисты, пресвитерианцы, методисты, особенно последовательно и резко — квакеры, которые стали ощутимой силой в русле движения аболиционистов — за отмену рабства негров. Со "временем негры стали организовывать собственные общины, первые из которых появились в последней четверти XVIII века.
Ведущими направлениями негритянской церкви стали баптизм и методизм. Они содействовали борьбе негров за освобождение, а их церемониал отличался предельной скромностью атрибутов, что соответствовало социальному уровню неимущих рабов. Кроме того, экстатическое состояние, к которому стремятся верующие, например, во время баптистской службы, как нельзя лучше соответствовало аналогичному по смыслу и эмоциональному уровню церемониалу в языческих африканских культах. Данное обстоятельство способствовало органичному слиянию воедино христианских и негритянских элементов в церкви (71).

Однако стремясь по возможности избежать излишней опеки со стороны белых, обычно присутствовавших на негритянских службах, бывшие африканцы начинают организовывать тайные религиозные секты, общества, конгрегации. На своих собраниях члены всех таких организаций позволяли больше свободы как в идейном смысле, так и в форме выражения, Последние часто принимали характер обряда, тесно связанного с теми или иными элементами исконно африканских культовых церемоний, на которые белые хозяева-католики, как правило, смотрели сквозь пальцы. Синкретизм религиозных представлений в сознании негров привел к образованию новых типов культов, среди которых обычно отмечают культ «вуду» («воду», «водун»), получивший распространение в ряде мест Центральной Америки. Он отразился и в верованиях негров Юга США, в музыкальном оформлении празднеств на площади Конгочжвер в Новом Орлеане. Особая роль в церемонии здесь принадлежит музыкальному инструменту — барабану, который не только сопровождает священные танцы, но и является вместилищем духов, то есть обожествляется. Синкретизм в религии неразрывно связан с синтезом конкретных средств музыкальной выразительности, идущих, с
одной стороны, от европейской, а с другой — от африканской традиций, встретившихся на американской земле и давших в результате их ассимиляции принципиально новые художественные явления