Е. Овчинников - История джаза

Джаз



Ноты, пособия, учебники по джазу

 

 

Рэгтайм

 

 

Ragtime и его синонимы: rag, ragging a tune, rag piano playing, rag music и другие — характеризует специфическую манеру музицирования и сложившийся в афроамериканской музыке целостный жанр.
Буквально рэгтайм означает «рваное» или «разорванное время», В музыке это связано с особенна ярким, сразу же хорошо ощутимым на слух использованием синкопированного ритма в мелодической линии, в то время как в сопровождении идет ровное, метрономически точное движение четвертями или восьмыми (от ragged rhythm — рваный ритм).
Развитие рэгтайма шло одновременно в нескольких плоскостях. Еще до его появления как самостоятельного жанра в афроамериканской фольклорной музыке был широко известен прием синкопирования, получивший название dragging a tune», что приблизительно можно перевести как рэгтаймирование, рэггирование. Харак-терные синкопы встречались и в музыке менестрельного театра, в частности — в кэкуоке, который в некоторых случаях по манере исполнения ничем не отличается от раннего рэгтайма. Известны путаница в точном определении того, что же есть рэгтайм на самом деле, как раз и возникла из-за многозначности применения термина, причем применительно к разным по сути явлениям.
Черты рэгтайма присутствуют и в стиле наиболее раннего архаического джаза — и оркестрового, и ансамблевого, и клавирного j (так называемая музыка хонки-тонк или баррел-хаус). В этих, первых видах джаза еще отсутствовала упругая, пружинистая метроритмическая пульсация, возникающая при появлении свинга как качества, свойства исполнения. Но музыка эта сплошь была построена на синкопах, причем во всех пластах фактуры совпадали все сильные и слабые доли, что напоминало обычный характер четкого марша. Эта ранняя джазовая музыка именовалась рэгтаймом (рэггайм-бэнд),
Однако при всем большом значении приема синкопирования в разных жанрах собственно рэгтаймом в узко стилистическом, жанровом значении слова стала называться фортепианная музыка определенного типа, появившаяся в американской провинции, но с молниеносной быстротой получившая неслыханную популярность, Со временем сложились основные школы рэгтайма. Он претерпел некоторые изменения в своем развитии, появились его собственные ответвления.
Для негритянских жанров в целом и для рэгтайма в частности, если он попадал в репертуар музыканта-непрофессионала, естественно, становились типичными импровизационность, вариационное развитие, опора на «блюзовые» ноты, «грязные» звучания и т. п. Но классический рэгтайм в его отточенной форме был музыкой не импровизационной, а напротив, четко зафиксированной в нотной записи. Сочиняли рэгтаймы композиторы, владевшие навыками европейской фортепианной техники, гармонии, фактуры, хотя при этом они создавали нечто отличное от академических жанров. Напомним, что к концу прошлого века, когда возник жанр рэгтайма, в полном расцвете был романтический фортепианный стиль, давший миру целую плеяду замечательных композиторов и исполнителей. Но в рэгтайме, несмотря на всю виртуозность и встречающиеся сложные технические приемы, есть и элементы как бы «аити-пианистичности»— с точки зрения сугубо европейских, классических канонов. Например, в исполнении рэгтаймов одним из самых известных композиторов и. интерпретаторов С. Джоплином обращает на себя внимание полное отсутствие какой бы то ни было нюансировки, грубоватое, «ударного» типа, стучащее звукоизвлечение, близкое афроамериканским «идеалам», обилие стаккато, акцентов, придающих музыке одновременно «подпрыгивающий» и тяжеловесный характер. Впрочем, последнее качество вовсе не обязательно. Многие рэгтаймы звучат легко и необычайно виртуозно. В партии левой руки часто акцентировалась не сильная доля — бас, а слабая — аккорд,— типично негритянская черта, проявляющаяся в самых разных стилях и жанрах.

Одна из причин распространения рэгтайма, по-видимому, кроется в необычайной популярности фортепиано в США второй половины прошлого века. Оно было в каждом «порядочном» доме, со временем появились и особые механические пианино, по стране разъезжали многочисленные странствующие пианисты (itinerant pianist), исполнявшие мгновенно вошедший в моду рэгтайм, С появлением фонографа это новое техническое достижение сразу же было подключено к распространению рэгтайма. Вобрав характерные свойства афроамериканской музыки, достигнув чистоты стиля в своей классической разновидности, от которой пошли и другие концертные формы виртуозного рэгтайма, данный жанр в короткое время оказал и обратное воздействие на всю сферу бытовой народной, массовой музыки Америки, а затем и Европы, проник в джаз — как стиль и как часть репертуара. Его воздействие было настолько велико, что первые годы нашего столетия порой называют «веком рэгтайма», породившего даже особый тип мироощущения, психологии, поведения.
Впервые слово рэгтайм появилось в печати в 1893 году в названии пьесы «Ма Ragtime ВаЬу» (F. Stone). По мнению исследователей (19), более или менее откристаллизовавшиеся рэгтаймы возникли где-то в середине 1880-х годов. Они явились продуктом осознания и претворения в творчестве композиторов характерных признаков американского фольклора, который теперь, в этой новой для него интерпретации поднялся на уровень «образованной», записанной и исполнявшейся грамотными музыкантами области искусства. К 20-м годам нашего столетия, когда рэгтайм фактически уже
потерял свою популярность, возник так называемый страйд. стиль, или гарлемский стиль игры на фортепиано, вобравщ в себя некоторые особенности своего предшественника. (В 70-хщ. дах вновь входит в моду рэгтайм, переживший своего рода возрождение.)
Истоки стиля рэгтайма восходят к кун-сонгс и кэкуоку (57). Кроме того, на формирование жанра повлияла также европейская полька, от которой, в частности, идут двудольность метра, легкость обще, го движения, отдельные обороты в мелодии. На фортепиано переносились некоторые принципы исполнения на банджо (от фольклор, ного кэкуока), от марша шли метроритмическая основа и, по-видимому, форма.

Помимо чисто танцевальных оборотов в мелодике рэгтайма встречаются интонации, идущие от жанров, типичных для шоу менестрелей, мотивного развития в марше. При явной жесткости, «колючести» ритмической основы рэгтайма (как и более раннего кэкуока), для мелодий характерна не только элементарная, хотя и распространенная, важная для выразительности ритмическая фигура тиш J" J J, но и достаточно изощренные рисунки, демонстрирующие технику офф-бит. Возникновение этого приема зачастую связано также с серией синкопированных рисунков и перенесением акцентов с.традиционно сильных долей на слабые. Это относится и к трак-товке фактуры «бас — аккорд» в партии сопровождения (в лево! руке) —основа. офф-бит и ту-бит техники и в джазе (57, 56):

Джаз - ноты

Скачать ноты

Опора мелодики на перемещающуюся, основанную на сходен ритмического строения мотивов линию представляет собой явно использование моделей и технику типа стомпинг:

Нотные сборники

При тенденции к европейским нормам интонирования, что естественно, способствует темперированный строй фортепиано блюзовые ноты часто принимают завуалированный вид, но порою выступают на поверхность, как в известном «WalI Street Rag», есть и типично негритянские кластеры, и стомпинг, отражающие программность пьесы: попытку передать средствами рэгтайма т чала панику на Уолл-стрит и отчаяние маклеров, затем — возвращение лучших времен. Использованы ритмы настоящего негритянского рэгтайма, которые слышат все маклеры:


Скачать ноты

Здесь сама «вращающегося» типа фигура в партии правой руки-модель, на которой строится риффообразное движение — да пинт. При всей опоре в гармонии на «обычные», европейского щ чания структуры, в верхнем пласте в каждом такте возникав «гроздья» из звуков, где ясно выражена функциональность, Но в живом исполнении подчеркиваются секундовые соотношения. Хроматическая последовательность ре — ре-диез — ми — ре, BCTJK чающаяся в тексте, так же как и звуки ми — ми-диез — фаМ при транспонировании данного отрывка, явно воспроизводят ода из характерных оборотов с участием блюзовых нот (эффект усиливается благодаря тому, что вся последовательность проходит на фоне доминантовой гармонии).
В рэгтаймах нашли отражение черты и некоторых других жанров, например, встречаются обозначения типа мексиканской серенады, марша, есть даже рэгтайм-вальсы, где столь свойственное и другим рэгам синкопирование обычно несколько смягчается благодаря трехдольности и большей плавности, вообще свойственной вальсу :

Джаз - ноты

В других случаях очевидна попытка отразить характерные приемы, связанные не только с самим жанром рэгтайма, но вообще с афроамериканской музыкой и позднее —с джазом. Таков рэгтайм «Stoptime Rag», названный по одному из ярких выразительных средств. Собственно стоптайм и связанное с ним паузирование, когда все развитие временно как бы останавливается, возникают неоднократно, причем иногда в этот момент паузы заполняются отыгрышем в духе обычного брейка (такт 13). Но, пожалуй, самое примечательное: композитор рекомендует исполнителю, чтобы добиться желаемого воздействия от приема стоптайма, регулярно стучать пяткой по полу (на слово. «stamp», выписанное прямо под нотной строкой партии левой руки). Можно предположить, что такое ударное дополнение к исполнению на рояле могло использоваться в практике пианистов стиля баррел-хаус;

Ноты для фортепиано

Приведенные примеры показывают, что несмотря на явное пре> почтение авторов рэгтаймов европейской фортепианной техник тенденцию к воспроизведению в нотах всех необходимых детая исполнения, сами музыканты все же могли играть рэгтаймы в свое индивидуальной манере и, правда, в очень ограниченных предел расцвечивать мелодическую линию какими-либо украшения» несколько разнообразить басовую и вообще аккомпанируют партию левой руки. Таким образом, импровизационное начало к же проникало и в трактовку пьес, записанных в нотах, не гои$ уже о том, что фольклорные музыканты могли, разумеется, обращаться с понравившимися им темами еще свободнее. В ранем джазе на смену механистичному и несколько «плоскому» ритм рэгтайма приходит характерная триольная пунктирность рисун» подчеркнутая акцентуация слабых долей, что уже могло cnocoбствовать появлению свинга. Для сравнения приведем две верее одного произведения (57, 57—58):

Ноты джаза

Многотемная композиция рэгтайма, как правило, была сложнее, чем простая форма в жанрах, типичных для театра менестрелей. Схеме рэгтайма присуща известная калейдоскопичность. В качестве образца строения сочинений этого жанра В. Конен приводит следующую форму: «последование четырех (реже пяти) самостоятельных тем, каждая из которых обязательно укладывается в 16-так-товое построение. Темы непосредственно сопоставлены (переходные структуры, как правило, отсутствуют). Все вместе они организованы в два ясных раздела. Внутри первого господствует элементарная трехчастная репризность по схеме АА ВВ А; второй раздел, по ассоциации с формой военного марша, обычно называется „трио" и звучит в субдоминантовой тональности по отношению к тонике первого раздела. Расположение материала в „трио", как правило, следует схеме СС DD» (19, 167).
Для раннего рэгтайма типична простая схема, укладывавшаяся в форму А — В — С — D или А — В — А — С — D. Такая «сюит-ность», или структурная незамкнутость, из-за отсутствия реприз-ных проведений в некоторых рэгтаймах С. Джоплина развивается до подлинного рондо, как, например, в «Euphonic Sounds»: А — В -г-А — С — D — А. В «Magnetic Rag» схема еще проще: вступление — А—-В — С — D —-А, то есть с обрамлением, при классических тональных и ладовых соотношениях разделов В — g — В — b — В. Встречаются и Другие схемы, например: АА ВВ А СС DD С (пьеса «Хризантема»), вступление — АА ВВ А СС связка DD (форма знаменитого рэгтайма «The Entertainer*, в распространенном русском переводе — «Артист эстрады») (19, 169).

В форме рэгтайма не столь важно наличие или же отсутствц репризности, образование той или иной конкретной схемы, в ть числе встречающейся и в классике, сколько направленность вития в сторону «утрированной упорядоченности и расчлененное (19, 169), В связи с этим отмечается и мозаичность его строенщ и, что немаловажно, «сплошная» квадратность построений-ц протяженных (16 или 8 тактов) до мелких ячеек н 2 или 4 пи По-видимому, преобладание таких четко отграниченных и при эк* именно квадратных структур обусловлено не только механист ностью характера музыки рэгтайма, но и его традиционными щ образами — маршем и танцем, в которых такие построения являются основой изложения и развития материала.
В результате эволюции рэгтайма со временем появились ад усложненные, опирающиеся на виртуозные приемы, варианты-«Advanced» (пьесы повышенной степени трудности) и «NoveIty> (новинка). Здесь разнообразнее гармония, наряду с диссонансам появляются уже и элементы распространившегося к этому времен? блюза («эдванед» относится к середине 10-х годов, а «новинка»-ко времени после первой мировой войны), В целом же возрастаю сложности в поздних рэгтаймах объясняется тем, что как жанр они были предназначены не для широкого круга любителей, а дм профессионалов. Рэгтайм стал виртуозным концертным видом музыки. Дальнейшее обогащение языка этих произведений ведя к использованию не только романтических, но и импрессионистских ладогармонических соотношений, острой хроматизации, к образованию в метроритмической сфере разновеликих и имеющш разную же структуру мотивов: обычно трехдольных на двух- ш четырехдольное по строению сопровождение. Но и в более раннем рэгтайме присутствовал такой прием группировки и акцентуации длительностей, при котором движение потока часто сходню между собой мотивов осуществлялось как бы независимо от тактовой черты, образуя последовательность типа стомпинг (42, 116):

Скачать ноты произведений джаза

Одновременное совмещение двух типов внутренней группировки с возникающим полиритмическим эффектом можно встретить в целом ряде рэгтаймов (42, 120):

Об истории джаза

Известные рэгтаймисты — негры Скотт Джоплин, Томас Тарпен, Юби Блейк, Луи Шовен, Скотт Хейден, Джеймс Скотт, белые исполнители — Джозеф Лэм, Вран Кэмбелл, Чарлз Хантер и другие (19, 178).
Многие рэгтаймы повлияли на ранний джаз и сохранились в репертуаре джазменов до наших дней. В джазовую технику вошли различные приемы, найденные в рэгтайме, особенно связанные с метроритмическими его особенностями, принципами оформления мелодической линии, соотношением «пластов»— партий мелодического голоса и сопровождения и т. д. Развитие рэгтайма привело даже к попыткам создать на его основе крупное по форме оперное сочинение. С. Джоплин написал две оперы — «Почетный гость» и «Тримонишаж Последняя считается первой национальной американской оперой. Поздние разновидности рэгтайма неотделимы от стилистики страйд-пиано. Влияние рэгтайма ощущается в фортепианных джазовых стилях: баррел-хаус, гарлемский, свинг