Предисловие
Заслуженный деятель искусств РСФСР И. В. Якушенко (р. 1932) — композитор,
работающий в самых различных жанрах. Ему принадлежат симфонические и камерные
сочинения, произведения для детей и юношества, театральная и киномузыка,
пьесы для оркестра русских народных инструментов, эстрадная и танцевальная.музыка,
песни. Одним из свидетельств широты творческих интересов композитора может
служить то внимание, которое он уделяет работе по созданию концертно-джазового
репертуара. И. В. Якушенко — автор Концерта и Партиты для джаз-оркестра,
ряда джазовых композиций для малых составов.
Фортепианный «Джазовый альбом» для детей и юношества (1982) состоит из
шестнадцати музыкальных картин, рассчитанных на использование в педагогической
практике. В альбом входят пьесы разной трудности (в диапазоне от младших
классов ДМШ до старших курсов музыкальных училищ). Пьесы очень разнообразны
не только в техническом (пианистическом), но и в жанрово-стили-стическом
и образно-характеристическом отношении. Будучи структурно замкнутыми,
самостоятельными композициями, они, тем не менее, могут быть исполнены
и как единый цикл фортепианных миниатюр, занимающий целое концертное отделение.
Называя свой цикл альбомом, автор опирался на существующую в западноевропейской, русской и советской фортепианной музыке традицию детских и юношеских альбомов, составленных из ряда характерных пьес с программными заголовками. Называя этот альбом джазовым, композитор хотел подчеркнуть, что особенностью, отличающей данный цикл от других — классических и современных — альбомов такого рода, является систематическое обращение к джазовой стилистике. Автор «Джазового альбома» моделирует разные стили и жанры джаза, а также тех сфер музыки, которые, строго говоря, не относятся к джазу, но так или иначе к нему примыкают — либо как его предшественники (истоки, либо как его прямые или косвенные «родственники». То есть, создавая этот цикл, композитор виде. свою задачу не только в том, чтобы пополнить концертный и педагогический репертуар музыкальных школ и училищ, но и в том, чтобы познакомить учащихся с типическими чертами некоторых стилей и жанров, характерных для отдельных этапов истории джаза и родственных ему явлений. Однако, несмотря на такую, казалось бы, стилизаторскую направленность замысла, пьесы, включенные в альбом, отражают субъективное, индивидуальное «слышание» этих объективно существующих актуальных пластов музыкальной культуры нашего века; здесь всюду ощущается авторская манера музыкального высказывания.
Эти композиции вовсе не претендуют на то, чтобы служить некими образцами собственно джазового музицирования. Да подобная задача и не могла бы быть поставлена в сборнике фортепианных миниатюр. Ведь джаз, по преимуществу, предполагает ансамблевую игру, в которой важная роль принадлежит искусству импровизации Правда, существует и специфическая сфера сугубо сольного джазового пианизма, не ориентирующаяся на участие партнеров-инструменталистов (но, конечно же. опять-таки предусматривающая большой «удельный вес» импровизационного начала). Однако эта практика музицирования находит в настоящем сборнике фортепианных пьес лишь весьма незначительное отражение. В гораздо большей мере джазовые черты музыкальной ткани проистекают здесь именно из ансамблевых представлений: за фортепианной фактурой многих пьес угадывается звучание инструментального ансамбля (малого состава) либо джазового оркестра.