Рассказ о «Лунной сонате» - С.Хентова
Подборка нот для музыкальных инструментов
Л. Бетховен
Соната №14 соч. 27 № 2
До-диез минор
«Лунная соната»
Sonata No. 14, «Moonlight»
Ludwig van Beethoven
Op. 27, No. 2
ноты для фортепиано, гитары, баяна
Аккомпанемент - гитара:
Аккомпанемент - баян:
Для Арфы:
Beethoven's
Sonata quasi fantasia
(knows as the "Moonlight sonata")
transcribed for the harp by John Thomas
London, 1900
Синтезатор:
Аккомпанемент - фортепиано:
Текст песни:
соната состоит из трех частей - Adagio sostenuto, Allegretto, Presto agitato
Первая часть сонаты № 14 («Лунной») Людвига ван Бетховена (1770—1827) —одна
из самых широко известных страниц творчества великого композитора. Более ста лет назад русский исследователь наследия Бетховена А. Д. Улыбышев
писал о «Лунной сонате» как о произведении, обладающем «самой редкой и самой прекрасной из привилегий — привилегией равно нравиться посвященным и профанам, нравиться до тех пор, пока будут уши, чтобы слышать, и сердца, чтобы любить
и страдать». Любил и страдал, работая над своим творением, и сам 30-летний композитор: он переживал глубокую трагедию в связи с поразившим его недугом — глухотой; печально закончилось и увлечение своей ученицей Юлией Гвиччарди, оказавшейся человеком пустым, недостойным большой любви.
Произведение было создано в 1801 году (опубликовано в 1802 г.) и озаглавлено композитором «Сонатой в характере фантазии», скорее всего из-за необычной формы (сонатный 4-частный цикл словно начинается со второй, медленной части). Впоследствии за сонатой закрепилось название «Лунная», данное ей поэтом Рельштабом, услышавшим и «увидевшим» в первой части гладь озера в тихую лунную ночь.
Яркая образность этого название помогла ему утвердиться в быту и стать неотделимым от сонаты. Все же следует иметь в виду, что произведение вполне может допустить и другие программные толкования, а главное — может быть воспринято вне какой бы то ни было программы, вне литературных или зрительных ассоциаций. Поэтому и вы, при трактовке 1 части, вправе видеть в ней лунный пейзаж или музыкальный монолог, лирическое признание или углубленное философское размышление, где на первый план выступает психологическое или трагедийное начало. И, конечно же, вы вправе понимать и чувствовать здесь одну только музыку— образную, эмоционально насыщенную, но не связанную с тем или иным сюжетом.
14-я соната Бетховена — одно из наиболее вдохновенных произведений композитора, во многом предвосхищающее грядущий романтизм (недаром ее называли первым ноктюрном XIX века). Но сдержанность высказывания, строгость мысли, нерушимая логика развития ставят ее в ряд самых их достижений венской классической школы.
Фактура (изложение) I части представляет собой органичное единство трех элементов: ровных триолей (средний голос), звучащих непрерывно на всем протяжении Адажио; глубоких органно-хоральных басовых октав; наконец — мелодии. В ней короткие попевки (пунктирный ритм начального мотива, характерный для мотивов «судьбы» во многих произведениях Бетховена) сочетается со скорбным, внешне сдержанным, но полным глубокого смысла излиянием души. Это замечательный пример «мужской» лирики композитора.
Сочетание всех трех элементов фактуры (а выступают они как равноправные участники музыки) создает удивительное ощущение «поющей гармонии», способное приковать к себе, заворожить любого слушателя.
Обычно скупой на ремарки Бетховен предпослал I части сонаты важное авторское указание: «Вся эта пьеса должна звучать очень нежно и без глушителей» — то есть с применением правой педали. Поэтому, с первого же прикосновения к этой гениальной музыке, стремитесь к высокой культуре звука, а это достигается, как вам известно, строжайшим слуховым контролем. И если, вырабатывая ровность триолей или преодолевая ритмические трудности, вы будете играть без педали, то в поисках нужного звучания можете пользоваться ею. Лучше всего не нажимать на педаль глубоко во избежание гула, менять ее легким движением ноги. Только при слабой педали вам удастся сохранить «живыми» все три элемента фактуры.
Первые, вступительные такты технических трудностей не представляют. Некоторое неудобство может вызвать игра 1-м пальцем на черных клавишах, но к этому вы быстро приспособитесь, тем более что прием этот сохраняется на всем протяжении пьесы. Помните только, что триоли должны от начала до конца звучать совершенно ровно.
Темп произведения медленный, сдержанный, но, обратите внимание — размер указан С, то есть 2/2. Поэтому, перед началом игры представьте себе мерное спокойное чередование долей и почувствуйте, что на каждую долю, на каждую пульсацию приходится полтакта (а не четверть такта, как это было бы при размере С, то есть 4/4).
Тональность I части до-диез минор утверждается с первых же тактов характерной гармонической последовательностью. В дальнейшем встретятся модуляционные отклонения как в близкие, так и в далекие (считая по квинтовому кругу — см. пр. 97, НК II) тональности, в том числе мажорные, что вносит заметный оттенок просветления, надежды, воли в сумрачный колорит музыки.
Звучание всей I части должно быть очень тихим (sempre РР), хотя возможны небольшие усиления в пределах Р (впрочем, верхний голос можно чуть выделить, если это не нарушает его согласованности с остальными). При этом следует играть без применения левой педали. Вы ведь знаете, что если левая педаль и позволяет легче добиться тихой игры, она все же существенно меняет тембр инструмента, окраску звука. Здесь же надо добиваться густого, богатого в тембровом отношении звучания. Только слух подскажет вам, каково должно быть соотношение силы арпеджио и басовых октав, а затем и мелодии, чтобы звучание было стройным, достойным замечательной музыки.
Басовые октавы — гармонический «фундамент» — следует играть мягко, строго выдерживая звучание каждой до конца, до перехода в следующую октаву.
Раздел сонаты— от 28-го до 41-го такта несколько короче экспозиции (первого раздела, изложения), но партия верхнего голоса обретает черты мелодии широкого дыхания.
В заключительной части навязчиво повторяется ритм «мотива судьбы». Он перенесен в сумрачный нижний регистр, куда постепенно «погружается» и звучание триолей.
Замедление к концу недопустимо. Оно чрезмерно усилило бы ощущение безысходности, что не соответствует замыслу композитора. Кроме того, замедление придало бы музыке характер завершенности. Между тем не следует забывать, что вы играете лишь первую часть сонаты. Она должна прозвучать как своего рода вопрос, сомнение, окончательный утвердительный ответ на которые наступит лишь в финале.