Маленькая прелюдия Ноты

Ноты в Finale

И.С.Бах



Ноты к маленькой прелюдии композитора И. Баха

 

 

Скачать ноты к песне
Маленькая прелюдия
(для лютни)
И.С. Бах

 

 

 

Аккомпанемент - фортепиано:

Вариант практически везде одинаковый. Выбран лучший по качеству. И с указаниями.

 

И для Баяна

в преложении А.Онегина Маленькие прелюдии и фуги

(может быть это произведение есть еще в других сборниках)

Скачать ноты Скачать ноты к прелюдии

Методические указания

Прелюдия Иоганна Себастьяна Баха
(1685—1750) была первоначально задумана как произведение для лютни — струнного щипкового инструмента, по звучанию напоминающего гитару. Впоследствии Прелюдия вошла в число клавирных Маленьких прелюдий и фуг, созданных Бахом в педагогических целях: по ним он занимался музыкой со своими сыновьями. При этом преследовались две цели: обучение игре на клавишных инструментах (клавесине, чембало, клавикорде) и ознакомление с основами композиции.
В большинстве «детских» сочинений Баха (к ним относятся также двухголосные инвенции и трехголосные симфонии, ряд клавирных сюит) сказалось величие композитора, его умение создать глубокое по содержанию и совершенное по форме произведение из, казалось бы, самого простого, «обыденного» музыкально-тематического материала. «Он хотел написать простые упражнения для обучающихся музыке, а создал творения, содержание и дух которых таковы, что если кто хоть раз сыграл их, уже не может забыть, и к которым, повзрослев, возвращается, находя в них новые восхитительные черты». Так писал о Маленьких прелюдиях и фугах Баха известный исследователь его творчества Альберт Швейцер.

При беглом взгляде на ноты видна простота фактуры Прелюдии, с неизменной арпеджированной формулой, по которой излагается каждый такт. Сыграв первые 7 тактов, Вы заметите, что звуки чередуются в ровном ритме шестнадцатых, образуя одноголосную мелодическую последовательность. Вместе с тем ясно, что звуки каждого такта не что иное, как арпеджированно изложенные аккорды. Таким образом, по фактуре Прелюдия напоминает другое произведение Баха, с которым Вы уже знакомы — Прелюдию № 1 (До мажор) из I части сборника «Хорошо темперированный клавир» (она была помещена в 7-м выпуске нашей серии). И в нашем случае полезно представить себе гармоническое развитие схематично, собрав в аккорды все звуки каждого такта:

Как играть прелюдию

Но играть аккордакми лучше только партию правой руки, не изменяя партию левой:

Ноты к прелюдиям Баха

В 34-м и 42-м тактах гармония меняется, поэтому играть их следует так:

Самостоятельное обучение игре на фортепиано

Поучите Прелюдию в таком изложении. Что даст это Вам? Вы привыкнете заранее охватывать взглядом (и, следовательно, слышать внутренним слухом) весь такт, а это позволит выявить с наибольшей ясностью гармонический план произведения (смысл чередования аккордов). В дальнейшем, когда Вы будете играть Прелюдию так, как она написана композитором, Вам не придется думать о каждой ноте партии правой руки — слух будет заранее диктовать пальцам то или иное расположение над клавишами, направлять их движение. Вам останется лишь сыграть ноты каждого — уже привычного — аккорда по фактурной схеме, постоянной для всего произведения. Более того: как только Вы начнете играть данный такт,
Ваше внимание высвободится для того, чтоб заранее представить себе звучание (гармонию и фактуру) следующего такта и т. д.
Уже в этом упражнении старайтесь верно играть партию левой руки: первая — четвертная нота каждого такта служит гармонической основой аккорда, она должна быть четко взята на I доле такта и столь же четко снята на II доле, когда наступает четвертная пауза. Для выработки этого навыка советую в учебном плане несколько изменить фактуру;

ноты в помощь начинающим

Так Вам легче будет выделить паузу: Вы будете снимать левую руку с клавиш одновременно со взятием аккорда правой рукой на II доле.
Последние две ноты каждого такта партии левой руки вводят в следующий такт, в новую гармонию, направляют развитие музыки. Их следует играть подчеркнуто, марка то, то есть стремясь к звучанию, среднему между легато и стаккато:

Маленькая прелюдия ноты для фортепиано

Обратите внимание на то, что в аккордах появляются неустойчивые, диссонирующие звуки. Они звучат резко, напряженно, требуют перехода в звуки устойчивые, воспринимаемые как разрешение, как естественное успокоение. Усиление и ослабление внутреннего напряжения происходит волнообразно, Чаще всего разрешение неустойчивых гармоний в устойчивые происходит неполно. Например, в 12—13 тактах фа-диез в басу разрешается в соль, а ми -бемоль и до в верхних голосах — соответственно в ре и си-бемоль. Между тем, в третьем голосе сохраняется ля-бекар. В 14-м такте этот звук переходит в соль, образуется устойчивая гармония (соль-минорное трезвучие), но уже в следующем, 15-м такте равновесие нарушается; внезапно появляется диссонирующий, резкий по звучанию интервал септима ми-бемоль — ре. С этого такта начинается последовательность септаккордов, вплоть до 18-го такта, причем ожидаемое разрешение в 19-м такте происходит лишь в верхних голосах, в то время как бас ре продолжает звучать неустойчиво, напряженно. Кстати, органный пункт — выдержанный звук ре в басу способствует накоплению большого заряда энергии вплоть до 33-го такта, где звук ре — доминанта новой тональности — переходит в новую тонику соль. Причем, ввиду длительного подчеркивания доминанты тоническое трезвучие устанавливается не сразу: наступает полоса успокоения, обретения равновесия. Это происходит на тоническом органном пункте в новой тональности Соль мажор. И только последний аккорд представляет собой столь долго ожидаемое тоническое трезвучие.

Произведение оказалось двутональным: оно начинается в тональности до минор и завершается в тональности ее V ступени —Соль мажор. Первые 1.6 тактов проходят в начальной тональности, вторые 16 тактов представляют собой длительную подготовку новой.тоники, а последние 11 тактов — утверждение второй тональности, завершение музыкального развития (ощущение, будто скрытая в музыке энергия иссякла, исчерпала себя).
На все эти детали стоит обратить внимание потому, что на них будет в значительной мере основываться Ваш исполнительский план.
Теперь, когда музыкальный смысл произведения, его гармонический и тональный план прояснился, а партия левой руки практически Вами уже выучена, следует приступить к игре в том виде, в каком Прелюдия записана И. С. Бахом. Мы уже установили, что несмотря на четырехголосную, в основном гармоническую структуру, произведение изложено одноголосно (звуки следуют один за другим, образуя мелодию без гармонических интервалов или аккордов). Но при метрической розности чередования нот в обеих партиях, их роли разные, поэтому на нижнем стане ноты и записаны восьмыми и четвертными длительностями, а не шестнадцатыми. Получается своеобразный диалог. В отличие от партии левой руки, исполняющейся маркато, написанное для исполнения правой рукой должно звучать ровно, легко, легато, причем смысл легато распространяется не только на первые 7 шестнадцатых, а на весь такт:

Скачать ноты Баха

Во время разучивания добивайтесь ровности чередования шестнадцатых. В дальнейшем музыкальный смысл произведения подскажет Вам те или иные отклонения, вызванные взаимоотношениями соседних звуков, их ладовыми тяготениями, той или иной ролью в гармонии каждого такта. Диссонирующие, неожиданные звуки должны быть Вами прочувствованы, осмыслены и переданы убедительно. Подчеркнуть их значение можно либо динамически — небольшим усилением по сравнению с соседними звуками, либо агогически — едва заметным запаздыванием. И наоборот, моменты разрешения диссонансов в консонансы должны звучать плавно, как естественный, ожидаемый переход от одной ноты к другой.

Темп Прелюдии может быть различным. Будет неплохо, если Вы сыграете ее быстро, словно подчеркивая стремительность течения музыки. В этом случае Прелюдия послужит Вам хорошей школой овладения элементами виртуозной игры. Но не будет ошибкой исполнить произведение в умеренном темпе, неторопливо, задумчиво, вслушиваясь в звучание каждой гармонии. Так или иначе, главное — соблюдать осмысленную (а не механическую) ровность, четкую артикуляцию (штрихи) и, в конечном счете, импровизационный характер музыки — ощущение, будто она рождается в Вашем воображении и обретает реальное звучание тут же под пальцами, во время исполнения.

Динамические оттенки композитором не проставлены. В основу динамического плана можно принять следующие варианты:
1) I часть (такты 1—16 — тихое начало, характерное для прелюдирования, импровизации на лютне; II часть — усиление в тактах 17—24 и затухание в тактах 25—32; наконец, III часть (такты 33— 43) — дальнейшее затухание звучности, успокоение;
2) постепенное нарастание звучности от начального р до конечного f или даже ff
Советую попробовать и другие художественно обоснованные варианты динамического плана, выбрать тот, который кажется Вам наиболее удачным и оправданным, и закрепить его неоднократным повторением.

В час досуга любителя игры на фортепиано