Ноты, Аккорды - Прощание славянки - марш

Ноты в Finale

Марши

Ноты в картинках jpg, gif, pdf.
Что такое mus ?

 

 

Скачать ноты к мелодии - Прощание славянки
Прощание славянки
Марш
Посвящается всем славянским женщинам
музыка В. Агапкина (слова В. Лазарева)
сопровождение для фортепиано, баяна, гитары, синтезатора

 

 

Аккомпанемент - Гитара:

1. pdf - обработка В.Колосова из Хрестоматия шедевров популярной музыки

 

Аккомпанемент - Фортепиано (баян):

1. jpg - из сборника В свободный час

 

Аккомпанемент - Баян, аккордеон, гармонь:

1. pdf - из сборника В праздники и будни

2. pdf - обработка А.Беляева для домры и баяна из Ностальгия

3. pdf - из Самоучитель игры на аккордеоне М Двилянского

4. pdf - Самоучитель игры на баяне А. Басурманов

5. pdf - переложение В.Бухвостова из Баянисту любителю

6. pdf - переложение А.Абрамова из За праздничным столом

7. pdf - Самоучитель игры на баяне Агафонов Лондонов Соловьев

8. pdf - переложение Д.Двилянского из Музыка советской эстрады

9. pdf - Этих дней не смолкнет слава

10. pdf - переложение Г.Тышкевича для гармони из Пьесы песни и танцы

11. pdf - обработка В.Огурцова для гармони из Самоучитель игры на двухрядной гармонике хромке

12. - переложение А.Марьина Старинные русские марши и вальсы

12. - Библиотека баяниста Выпуск 52

15. - переложение С.Рубинштейна Старинные вальсы и марши для трех баянов

 

Аккомпанемент - Синтезатор:

1. pdf - Простой и понятный самоучитель игры на синтезаторе Тимонин М.Ю.

Партитура для духового оркестра в обработке Л.Дунаева Всегда в строю

Скачать ноты мелодии Скачать ноты к маршу

Текст песни:

Наступает минута прощания,
Ты глядишь мне тревожно в глаза,
И ловлю я родное дыхание,
А вдали уже дышит гроза.

Дрогнул воздух туманный и синий,
И тревога коснулась висков,
И зовет нас на подвиг Россия,
Веет ветром от шага полков.

Прощай, отчий край,
Ты нас вспоминай,
Прощай, милый взгляд,
Прости - прощай, прости - прощай...

Прощай, отчий край,
Ты нас вспоминай,
Прощай, милый взгляд,
Не все из нас придут назад.

Летят, летят года,
Уходят во мглу поезда,
А в них - солдаты.
И в небе темном
Горит солдатская звезда.

А в них - солдаты.
И в небе темном
Горит солдатская звезда.

Лес да степь, да в степи полустанки.
Свет вечерней и новой зари -
Не забудь же прощанье Славянки,
Сокровенно в душе повтори!

Нет, не будет душа безучастна -
Справедливости светят огни...
За любовь, за великое братство
Отдавали мы жизни свои.

Летят, летят года,
А песня - ты с нами всегда:
Тебя мы помним,
И в небе темном
Горит солдатская звезда.

Тебя мы помним,
И в небе темном
Горит солдатская звезда.

Прощай, отчий край,
Ты нас вспоминай,
Прощай, милый взгляд,
Не все из нас придут назад.

 

«Прощание славянки» - русский патриотический марш композитора и дирижера Василия Агапкина, написанный под воздействием начала Первой Балканской войны (1912-1913). Композитор взял за основу старую, сохранившуюся в военной среде народную песню времен русско-японской войны 1904-1905 годов и переработал её. На обложке первого издания была изображена: молодая девушка, прощающаяся с воином, вдали видны балканские скалы, отряд солдат. И текст: «Прощание славянки» - новейший марш к событиям на Балканах. Посвящается всем славянским женщинам. Сочинение Агапкина».

Марш был написан для военного духового оркестра, без слов. Все слова появились позднее. Музыка марша вбирает в себе живительную силу и веру в будущую победу, и осознание горечи неминуемых потерь от грядущих битв. В названии марша отражено одно из тяжелых испытаний, которые возлагают все войны на женщин, - провожать мужчин на войну и верить в их возвращение. Возможно, этот марш звучал на историческом параде в ноябре 1941 года на Красной площади и дирижировал им сам автор. В 1957 году вышел фильм Михаила Калатозова «Летят журавли», посвященный войне, где «Прощание славянки» как нельзя лучше отразило проводы на фронт в первые дни войны.
На музыку этого марша писали многие поэты (например В. Максимов, В. Лазарев, А. Мингалев). Текст А. Федотова посвящен событиям Великой Отечественной войны, хотя и был написан много позже, в 70-е годы XX века.

В. СТЕПАНОВ

ПЕСНЮ ДАРИТ МАРШ

Не позабудутся документальные кадры из киноэпопеи «Великая Отечественная». Победный сорок пятый. Москва встречает героев-фронтовиков. Цветы, объятия, слезы радости. И звучит марш «Прощание славянки».
А в жестоком сорок первом под мелодию его и еще нескольких других маршей полки уходили 7 ноября с Красной площади защищать Москву. Дирижировал сводным духовым оркестром на том легендарном военном параде интендант I ранга (по три шпалы на петлицах) Василий Иванович Агапкин, который и создал осенью 1912 года в Тамбове этот неувядаемый марш.
Сейчас, после долгих поисков, стало известно, какая судьба и когда привела Агапкина в Тамбов, где он жил и написал этот музыкальный шедевр. Эти факты помогли уточнить родные композитора, проживающие в Москве, сотрудники столичных архивов, тамбовские старожилы. Ценные сведения почерпнуты из «Личного дела» полковника В. И. Агапкина.

.Задумчиво шагает он по Дворянской (ныне Интернациональной) улице. На нем — всё солдатское, только погонов нет. Воротник «на рыбьем меху» у его кавалерийской шинели поднят до ушей. После благословенной Грузии, где только что отслужил в полковом оркестре действительную, декабрьский Тамбов показался ему холодным и неприветливым.
Приехал сюда Агапкин с надеждой поступить в музыкальное училище. Но нужны деньги, чтобы учиться. Однако устроиться музыкантом в губернском городе, где было лишь два любительских оркестрика — в вольно-пожарной дружине и мужской гимназии, не смог. Помощи ждать тоже не от кого: он рано осиротел. В 1894 году ему, десятилетнему, случай помог определиться учеником в военный оркестр в Астрахани, и он, усердный и талантливый, стал отличным трубачом. Сейчас ничего другого не оставалось Агапкину, как попробовать поступить на сверхсрочную службу в полк. И надо спешить. В кармане почти пусто, а за спасибо хозяин гостиницы держать не будет.
Мощеная булыжником Дворянская улица привела его к железнодорожному вокзалу, за которым виднелись кирпичные казармы 7-го запасного кавалерийского полка. Тут Агапкину повезло: 31 декабря 1909 года его зачислили штаб-трубачом. Такое место при штабе полка доверялось только лучшему музыканту, умевшему безупречно подавать на трубе любые служебные сигналы.
А годы спешат и спешат. Василию Ивановичу уже двадцать семь. Рослый, статный, лихо подкручены усы — что за музыкант без усов! Ему повстречалась Оля Матюнина, мастерица по швейному делу. Тоже стройная, красотою не обиженная. И сошлись их стежки-дорожки. Вначале жили в казарменной комнатушке, потом перебрались на Гимназическую (теперь Коммунальную) улицу, сняв в доме знакомого командира эскадрона две комнаты.

Теперь Оля шила больше обычного. Она понимала, что мужу очень нужно фортепцано. И Василий Иванович не знал, как выразить свою радость, когда впервые сел за свой рояль, купленный у одной тамбовской артистки. Пусть небольшой и, ясное дело, не новый, но зато пришелся по деньгам да и звучал еще вполне прилично. Покупка была кстати. Агапкин осуществил давнюю мечту — поступил в музыкальное училище, где особенно настойчиво изучал курс композиции, а в свободное от службы в полку и учебы время писал музыку.
Осенью 1912 года Россию всколыхнула весть: началась 1-я Балканская война. Народы Балкан выступили в боевой поход за полное освобождение от турецкой тирании. Россияне радовались ратным успехам братьев-славян, дружба с которыми была скреплена кровью на Шипке и под Плевеном в освободительную войну 1877—1878 годов. Эту радость разделяли и тамбовчане— их пехотный полк сражался три десятилетия назад у стен Плевена. Нарасхват раскупали газету «Тамбовский край», где регулярно печатались военные сводки.
Эти волнующие события захватили полкового штаб-трубача Агапкина. Свои патриотические чувства стремится он выразить в музыке; Трудится много, упорно, даже по ночам. То берет в руки трубу, то садится за рояль. В муках рождаются музыкальные образы. Наконец настал тот звездный час, когда Василий Иванович взмахнул над роялем руками, как вольная птица крыльями, крикнул жене:
— Оля, послушай!
Играл и видел, будто наяву, как балканские славянки провожают на освободительную войну мужей, сыновей, братьев, женихов. Расставание трудное, но священный долг перед Родиной зовет. Свой марш автор так и назвал — «Прощание славянки».

По форме произведение —необычное. Начинается в миноре и звучит нежно-трогательно, заставляя трепетать сердца. Затем мелодия постепенно переходит на мажорный лад, звучит мощно, поднимает в тебе боевой дух. Такая музыка выражала грусть расставания славянок с близкими, уходившими на войну, и в то же время выражала их непреклонное стремление к освобождению от турецкого ига.

Редкая судьба сложилась у марша с самого начала. Через каких-то несколько месяцев после того, как он прозвучал на полковом смотре в Тамбове, вызвав у воинов восторг, его ноты уже печатались в типографиях. Полетела мелодия над Россией!
Оформлялись ноты привлекательно, интересно. Одна нотная книжечка той далекой поры хранится как дорогая реликвия в семье, Агапкиных в Москве. На обложке — незабываемый большой рисунок. На нем изображены горы и отряд воинов, а на переднем плане —красавица славянка прощается с другом. Взгляд у него решителен, рука крепко сжимает эфес шашки. Еще одна минута трогательного расставания, и он уйдет с отрядом в бой.
На рисунке есть пояснительные слова, отпечатанные типографским способом: «„Прощание славянки"— новейший марш к событиям на Балканах. Посвящается всем славянским женщинам».

Раскроем эту нотную книжечку и на внутренней стороне обложки увидим «характеристику», которую спустя полвека, в начале шестидесятых годов, написал своему произведению Агапкин — более подробную, глубоко раскрывающую содержание мелодии. Отпечатал ее на машинке и приклеил листок на обложке. Читаем: «Марш „Прощание славянки'* был мною написан накануне Первой мировой войны, под влиянием событий на Балканах. Марш посвящен женщинам-славянкам, провожающим своих сыновей, мужей и братьев на священную защиту Родины. В мелодии отражено лирическо-мужественное прощание. Я преследовал цель, чтобы она была проста и понятна всем. Марш — патриотический, исполнялся и в гражданскую, и в Великую Отечественную войну. В. Агапкин».
Прозвучав на военном параде в Москве 7 ноября 1941 года, марш стал особенно популярным и повел полки на Берлин. Правда, самому Агапкину шагать в одном строю с маршем не довелось — ему было под шестьдесят, на фронт его не взяли. Зато он был очень нужен в тылу, где ковались командирские кадры Красной Армии и боевая техника. Василия Ивановича направили в Новосибирск капельмейстером военного оркестра, который, выступая на заводах, фабриках, в госпиталях, городском саду, патриотическими мелодиями вдохновлял людей и этим тоже приближал День Победы.

Неувядаем агапкинский марш и в наши дни. По-прежнему издаются его ноты, грампластинки, и тут же они раскупаются. Где только он не звучит! В выдающемся фильме «Летят журавли» и еще примерно в двадцати других, в спектаклях, на народных праздниках.
Редкая судьба сложилась и у его творца Василия Ивановича Агапкина.
Близко к сердцу он принял Великий Октябрь. Летом 1918 года добровольцем вступил в Красную Армию. В составе кавалерийского полка, где был капельмейстером оркестра, защищал от немцев и белополяков Гродно, Барановичи, Минск и другие белорусские города.
После гражданской войны Василий Иванович служил в Москве, дирижировал оркестром в военных учебных заведениях. Его отличный коллектив музыкантов много лет подряд выступал по вечерам в столичном саду «Эрмитаж», популяризируя лучшие, произведения современных композиторов, русской и зарубежной классики. Те бесплатные «агапкинские» концерты под сенью сада до сих пор помнят московские старожилы.

Всего 62 года прослужил в старой армии и в советское время трубач, дирижер, композитор Агапкин. Воспитал много музыкантов, создал десятки маршей, вальсов и других мелодий. Его имя вошло в учебники по военно-дирижерскому искусству. Заслуги В. И. Агапкина Родина отметила орденом Ленина, дважды орденами Красного Знамени и другими наградами.
В 1964 году восьмидесятилетнего полковника в отставке В. И. Агапкина не стало. На мраморном обелиске, установленном на его могиле на столичном Ваганьковском кладбище, начертаны две начальные строки нот марша. «Прощание славянки» и его имя.
Музыкальный шедевр, которым Агапкин воспел героическую славянку, женщину-патриотку, пережил свое время и своего творца. Поныне этому маршу поэты посвящают вдохновенные строки. Стихи хабаровского военного музыканта Аркадия Федотова, написанные на мелодию марша, стали популярной песней. Уже тринадцать лет её великолепно исполняет Ансамбль песни и пляски Московского военного округа. Песне аплодировали за рубежом, где не раз выступал ансамбль, — в Италии, Франции, ГДР, Швейцарии, Тунисе, Японии.
Не увядает марш, и рождаются новые стихи. Только что на его пленительную мелодию написал новый текст московский поэт Владимир Лазарев.

День песни Выпуск 4