Подборка нот к песне для музыкальных инструментов
Вечер на рейде
Музыка В.Соловьева-Седого, слова А. Чуркина
ноты для голоса в сопровождении фортепиано, баяна, гитары
Аккомпанемент - гитара:
Аккомпанемент - фортепиано (баян):
"МУЗГИЗ", 1948г.
номер м17613г
Аккомпанемент - баян:
Партитура в инструментовке И. Герауса Популярные песни в сопровождении ансамбля русских народных инструментов
Партитура для ансамбля инструментовка Н.Истратова (домры, два баяна, ударные, солист, хор, балалайки) Из репертуара Краснознаменного имени ансамбля песни и пляски Советской Армии
Инструментовка А.Куликова для эстрадного квинтета (кларнет, аккордеон, гиата, котрабас, ударные)
Текст песни:
Споёмте, друзья, ведь завтра в поход
Уйдём в предрассветный туман
Споём веселей пусть нам подпоёт
Седой боевой капитан.
Припев:
Прощай любимый город!
Уходим завтра в море,
И ранней порой
Мелькнёт за кормой
Знакомый платок голубой.
А вечер опять хороший такой,
Что песен не петь нам нельзя.
О дружбе большой, о службе морской
Подтянем дружнее друзья.
Припев:
На рейде большом легла тишина,
А море окутал туман
И берег родной целует волна
И тихо доносит баян.
Припев:
При медленном спокойном движении мелодии исполнительская сложность на баяне (аккордеоне) выражена в больших скачках в партии левой руки. Но именно они создают те неповторимые переходы гармонии, задуманные автором как плавное движение волн на море. Если все же задаться целью упростить гармонию, то в первой полном такте на третью долю нужно вместо «фа» септаккорда взять «ля» минор, а в 3-м такте оставить гармонию «ля» минора на весь такт (это позволит повысить доступность исполнения песни в младших классах музыкальной школы).
Говорят мастера - ВАСИЛИИ СОЛОВЬЕВ-СЕДОЙ
Главное качество (я не говорю сейчас о технологической стороне вопроса), определяющее ценность песни, — это мера совпадения мысли композитора с мыслью человека, который слушает и хочет петь эту песню. Я всегда считал и считаю, что для песни не столь важно, будет ли она сложной или простой, — не это в конце концов делает ее любимой. Песня становится любимой тогда, когда человек находит в ней своего спутника жизни, спутника своих дум, своих настроений.
Всегда существовало и существует много песен, популярность которых бывает не очень длительной. Причина проста — они затрагивают неглубокие мысли, мелкие чувства, которые не могут долго жить в сердце человека. Песня, талантливо написанная, отразившая какую-то большую тему на том или другом этапе жизни людей и понятая этими людьми, — такая песня не умирает. Она передается из поколения в поколение — сыновьям, внукам. Она становится уже как бы народной песней, и народ ее сам «редактирует».
Кстати, о «редакции»: по сравнению с тем, что я сочинил, народ подправил немного мои «Подмосковные вечера». У меня в строке «Если б знали вы.» была синкопа, а народ упростил.— стали петь просто, без синкопы. Но это к слову.
Я хочу еще раз повторить, что если песня несет в себе большое, выраженное и в стихах, и в музыке содержание, тогда она несомненно будет жить долго. Недаром говорят, что по песне мы - узнаем эпоху, когда она была создана.
Песню «Прощай, любимый город» (ее точное название «Вечер на рейде») я написал на стихи А. Чуркина в августе 1941 года в Ленинграде. В апреле 1942 года она прозвучала по Всесоюзному радио и получила широкое распространение. Можно сказать, что с ее созданием осуществилась моя мечта. Я всегда очень любил и сейчас люблю музыку Исаака Осиповича Дунаевского, считаю ее для себя своего рода образцом, и мечтой моей было писать такие популярные песни, какие писал он, — чтобы народ их пел. И вот я наконец почувствовал, что народ поет песню. Впервые я сам исполнил ее на фронте под Ржевом. Певец, разучивший песню, заболел, я должен был сам играть на аккордеоне и петь. И я запел: «Прощай, любимый город.» Бойцы в землянке—их было немного, человек, может быть, 30—40 — слушали. Когда я спел, все молчали, никаких аплодисментов не было и не могло быть, потому что в полутора километрах стояли немцы. Но я почувствовал, что песня понравилась, меня попросили продиктовать слова. Бойцы записали их, говорят: «Давайте вместе споем». Первый раз в жизни ощутил я эту ни с чем не сравнимую радость, когда люди с тобой вместе поют твою песню, которую они раньше никогда не слышали.
Успех песни «Прощай, любимый город» меня многому научил. Я понял, что песня должна нести в себе такие черты, такие интонации, чтобы другим не только хотелось ее петь, а чтобы они чувствовали душевную необходимость в этом.