Леонид Афанасьев - Портреты советских композиторов

Музыкальная литература

Л. Афанасьев (ноты)



Книга содержит очерк жизни и творчества Леонида Афанасьева. Автор характеризует сочинения, снискавшие популярность и признание широкой слушательской аудитории—песни, музыку к теле- и кинофильмам. Разбираются и произведения крупной формы — симфония «Друзьям-однополчанам», дна скрипичных концерта, симфоническая поэма «Черноморцы», оперетта и др.
Книга предназначена для любителей музыки и профессионалов.

 

 

Скачать книгу

Портреты советских композиторов
Леонид Афанасьев

М. Тероганян
"Советский композитор", 1988г.
(pdf 11.9 Мб)

Содержание:

 

Более 35 лет, с тех пор как, еще будучи студентом Алма-Атинской консерватории, Леонид Афанасьев написал Концерт для скрипки с оркестром, удостоенный Государственной премии СССР, талант его приковывает к себе внимание любителей музыки. Созданные им песни, отмеченные задушевностью, лирической проникновенностью, постоянно звучат с экранов телевидения, но радио, завоевывая признание и любовь широкой слушательской аудитории. Композитором написана музыка к ряду кинофильмов, в числе которых многосерийные картины—«Тени исчезают в полдень» и «Вечный зов», получившие всенародную известность.

Вместе с тем Л. Афанасьев не ограничивается сферой кассовых жанров. Его перу принадлежат и симфония «Друзьям-однополчанам», и симфонические поэмы «Молодежная», «Черноморцы», «Сортавала», и вокально-симфонические произведения (ода-кантата «Залп „Авроры"», «Лирическая поэма-вокализ»). Композитором созданы также Квартет для струнных инструментов, Фортепианный концерт, оперетта «Калифорнийский сувенир», В числе последних сочинений Леонида Афанасьева — Второй концерт для скрипки с оркестром.
Музыка Л. Афанасьева отличается демократизмом, эмоциональным мелодизмом, в котором претворены самобытные черты русской народной песенности.


От автора
23 ноября 1981 года в Москве в Колонном зале Дома союзов состоялся вечер музыки Леонида Викторовича Афанасьева. Торжественный, ослепительно яркий и нарядный зал был полон. Шумные, единодушные аплодисменты сопровождали каждую из прозвучавших песен, каждый хоровой номер или инструментальную пьесу. Всякий раз композитор, взволнованный и, кажется, немного смущенный столь щедрым изъявлением чувств, вставал и раскланивался в знак благодарности. И, конечно же, он был счастлив получить в тот вечер памятную медаль ветеранов Второй воздушной армии, которую ему, ветерану этой армии, публично вручил бывший ее командующий, маршал авиации С. А. Красовский.
В жизни Афанасьева было немало встреч со слушателями, но посвященный 60-летию композитора концерт в Колонном зале стал в некотором роде особым событием. Вероятно, здесь требовался определенный «сценарий», операторы телевидения вели съемку концерта из разных точек зала—для последующей трансляции в эфир. Совершенно очевидно и то, что для такого концерта было крайне сложно отобрать все «самое лучшее» или, по крайней мере, то, что наилучшим образом можно было бы показать именно в этом зале, а отобрав, успеть тщательно прорепетировать. И все-таки усилия всех, кто так или иначе был причастен к авторскому вечеру Афанасьева, увенчались успехом—большим и заслуженным.
Быть может, одним из важнейших итогов авторского концерта было то, что он с особой наглядностью раскрыл демократизм творчества Л. Афанасьева, которое доступно самой широкой слушательской аудитории и находит у неё живейший и сиюминутный отклик. Музыку Афанасьева автор данных строк слышал не раз и знал ее давно, но вот подобный «монографический» концерт, к тому же весьма длительный по времени и вместивший в себя самые различные сочинения композитора, оказался наглядной панорамой его творчества. Эта панорама свидетельствовала о завидной приверженности Афанасьева «обыкновенной» мелодии, которая хорошо прослеживается и в вокальных, и в инструментальных сочинениях.

Такие мелодии легко интонируются, а главное, «усваиваются» теми, кто всего лишь восприимчив к музыке и не имеет профессиональных навыков.
Не стоит гадать по поводу того, кто заполнил Колонный зал Дома союзов в тот памятный для юбиляра вечер—одни ли его друзья и соратники по искусству, которым «полагалось» дружно аплодировать после каждого из номеров программы, или здесь были и самые обыкновенные слушатели концертов, ни в коей мере не музыканты-профессионалы. Надо думать, последних было куда больше, чем первых, то есть как раз тех, кому и посвящена, ставшая, в сущности, хрестоматийной мысль Глинки, что музыка для всех слоев слушателей должна быть «равно докладной». В самом деле, в наш век все усложняющейся интонационной сферы, когда порою приходится ориентироваться словно бы на звукосимволическое начало музыки, а не на ее мелодическую выразительность, Афанасьев всем своим творчеством утверждает верность простому и естественному, пожалуй, даже «старинному» взгляду на мелодию и мелодическую основу композиторского ремесла.

Примечательны и два других наблюдения. Первое— органическая связь творчества Леонида Афанасьева с национальными музыкальными корнями—с русским народным творчеством и классическими традициями русской музыки в целом. Второе— умение композитора всегда идти в ногу со временем: и в пору далекой юности, когда сочинялись Струнный квартет и Первый скрипичный концерт, и сегодня, спустя более чем тридцать лет после их написания, то есть в пору давно наступившей зрелости и всеми признанного мастерства.

Наконец, вольно или невольно, но концерт Леонида Афанасьева стал еще одним напоминанием о том, что вовсе не все—в том числе и его, Афанасьева—композиторские биографии укладываются в привычную схему, согласно которой ко времени завершения среднего образования только еще вступающему в жизнь юному существу «все ясно»: дальше—консерватория, композиторский факультет, иначе говоря, сочинительство музыки как жизненное призвание, как осознанная жизненная цель. Путь в музыку, музыку профессиональную, которая и стала в конце-то концов подлинным жизненным призванием Леонида Афанасьева, был у композитора извилистым, трудным. Об этом пути и о том, что написал он, твердо решив посвятить себя музыке,—настоящая работа.

У этой книги есть некоторая особенность: она написана в том смысле «неровно», что ее сугубо научные разделы (как, например, раздел о Скрипичном концерте соль минор) занимают несколько меньший объем, уступая разделам, посвященным песне и музыке к фильмам. Это произошло не без ведома самого композитора, пожелавшего и даже настаивавшего, чтобы настоящая книга была максимально приближена к массовому читателю. Кроме того, следовало бы объяснить и такой факт, что едва ли не половина раздела книги, посвященного киномузыке, отдана фильму «Вечный зов»: музыка к нему—действительно прекрасная работа композитора, и она более других его работ давала возможность рассказать о нем как о большом мастере искусства того кинематографа, в который музыка входит важнейшим слагаемым художественного целого.

В силу ряда обстоятельств и, прежде всего, потому, что Леонид Викторович Афанасьев по природе своей человек доброжелательный и очень общительный, в орбиту его творческой и общественной деятельности всегда вовлечено множество людей. Готовя эту книгу, автор не мог не встретиться с некоторыми из них. Вот почему он пользуется случаем и искренне благодарит всех, кто нашел время и поделился с ним мыслями о композиторе. Это музыкальный редактор Мосфильма М. Бланк, режиссеры Л. Веледницкая, Т. Лиознова, певица Е. Шаврина, режиссеры В. Краснопольский, Л. Мирский, В. Усков, поэты Л. Куксо, Я. Халецкий и И. Шаферан, скрипач Э. Грач, композиторы и дирижеры А. Москвитин, В. Терлецкий и Э. Хачатурян, певец С. Яковенко. Автор считает своим долгом выразить признательность и сотрудникам двух библиотек Союза композиторов—нотной и книжной, возглавляемых М. Савельевой и Н. Житомирской.

Скачать книгу Скачать книгу