А.Алексеев - История фортепианного искусства - учебник

Музыкальная литература


Автор учебника впервые в советском и мировом музыкознании рассматривает развитие фортепианного искусства от истоков до современности в синтезе его важнейших компонентов — композиторского творчества, исполнительского искусства и педагогики. Первое издание выпущено в 1962 г. (ч 1) и в 1967 (ч 2) годах.
Предназначается для студентов музыкальных вузов Может быть использован учащимися и педагогами музыкальных училищ

 

 

книга
А.Д. Алексеев

История фортепианного искусства
Часть 1 и 2
"Музыка", 1988г.
Только описание!!!

Содержание:

 

ОТ АВТОРА
Этот учебник возник в процессе моей многолетней исследовательской и педагогической работы. Предназначенный служить основным руководством для студентов музыкальных вузов по курсу истории фортепианного искусства, он является вместе с тем и научным трудом, освещающим развитие этого искусства от истоков до современности в синтезе деятельности композиторов, исполнителей и педагогов.
Идея такого синтеза, при выявлении ведущего значения в нем творчества композиторов, должна пронизывать и лекционный курс. Раскрытие ее следует вести на разных уровнях. Это и проявление в рассматриваемой области инструментализма основополагающих закономерностей музыкальных стилей, и функционирование искусства, его крупнейших мастеров в общественной жизни, и, наконец, интерпретация отдельных произведений.

Проблема интерпретации—центральная в курсе. Ее необходимо рассматривать в историческом и теоретическом аспектах, конкретизируя на материале прослушиваемых записей исполнения пианистов прошлого и ныне живущих. Многие из таких записей анализируются на страницах учебника. Ими, однако, нельзя ограничиваться. Важно, чтобы студент систематически знакомился и с новыми, наиболее интересными интерпретациями, и не только на классных занятиях, но и посещая с этой целью концерты и прослушивая записи дома по радио и телевидению.
Чтение курса целесообразно скоординировать с параллельным изучением студентами учебника. При таком методе оказывается возможным многое оставить на долю их самостоятельной работы (ее надо, однако, направлять и систематически проверять). Высвободившееся на занятиях время окажется возможным посвятить более глубокому освещению узловых проблем курса, прослушиванию большего количества записей, вовлечению студентов в обсуждение затронутых вопросов. Все это значительно повышает эффективность педагогической работы и способствует быстрейшему творческому развитию студентов.


ЧАСТЬ I

ЧАСТЬ II

 

А.Д. Алексеев
История фортепианного искусства
Часть 3
"Музыка", 1982г.
Только описание!!!

Содержание:

 

ОТ АВТОРА


Эта книга — третья, заключительная часть учебника для студентов-пианистов музыкальных вузов по курсу истории фортепианного искусства (материал книги может быть использован и на семинарах по современной музыке, где творчество композиторов XX века изучается более подробно). Все три части учебника в целом являются первым опытом рассмотрения фортепианного искусства от истоков до современности в синтезе его важнейших компонентов — музыки, исполнительства и педагогики. Основное внимание, как и в предшествующих частях, уделено творчеству крупнейших композиторов и вопросам его интерпретации.
Ввиду исключительной сложности и еще недостаточной изученности искусства XX века эта часть потребовала значительной исследовательской работы, особенно в области фортепианной стилистики и интерпретации музыкальных произведений разными исполнителями. Сложной задачей было также нахождение оптимального распределения материала, обеспечивающего ясное прослеживание основных линий развития композиторского творчества, исполнительства и педагогики.
В книге рассматриваются важнейшие явления истории фортепианного искусства с конца XIX до середины XX века. Последующее развитие фортепианного искусства в соответствии с программой курса намечено лишь контурно, в заключительном разделе.

Изучение курса предполагает не только слушание лекций, но и активную самостоятельную работу студентов. Направить ее и помочь в ней призван прилагаемый список музыковедческих трудов. Некоторые проблемы оставлены как бы открытыми — специально с целью заинтересовать студента самостоятельной работой над источниками (педагог, ведущий курс, может, естественно, по своему усмотрению выдвигать для самостоятельного изучения и другие темы). Важно непрерывно пополнять курс новыми материалами, в особенности грамзаписями наиболее интересных интерпретаций музыки композиторов XX века. Изучение интерпретаций, анализируемых в учебнике, предполагает достаточно хорошее знание студентами исполняемого произведения и прослушивание его в соответствующей записи.
Автор приносит сердечную благодарность коллегам по ВНИИ искусствознания, участникам обсуждения рукописи, в первую очередь — Л. 3. Корабельниковой, Е. М. Левашову, О. Е. Левашовой, И. В. Нестьеву, М. Е. Тараканову и рецензентам — И. 3. Зетелю, Л. М. Кокоревой, А. В. Малинковской, Г. М. Цыпину за ценные советы.