Автор учебника впервые в советском
и мировом музыкознании рассматривает развитие фортепианного искусства
от истоков до современности в синтезе его важнейших компонентов — композиторского
творчества, исполнительского искусства и педагогики. Первое издание выпущено
в 1962 г. (ч 1) и в 1967 (ч 2) годах.
Предназначается для студентов музыкальных вузов Может быть использован
учащимися и педагогами музыкальных училищ
А.Д. Алексеев
История фортепианного искусства
Часть 1 и 2
"Музыка", 1988г.
Только описание!!!
Содержание:
ОТ АВТОРА
Этот учебник возник в процессе моей многолетней исследовательской и педагогической
работы. Предназначенный служить основным руководством для студентов музыкальных
вузов по курсу истории фортепианного искусства, он является вместе с тем
и научным трудом, освещающим развитие этого искусства от истоков до современности
в синтезе деятельности композиторов, исполнителей и педагогов.
Идея такого синтеза, при выявлении ведущего значения в нем творчества
композиторов, должна пронизывать и лекционный курс. Раскрытие ее следует
вести на разных уровнях. Это и проявление в рассматриваемой области инструментализма
основополагающих закономерностей музыкальных стилей, и функционирование
искусства, его крупнейших мастеров в общественной жизни, и, наконец, интерпретация
отдельных произведений.
Проблема интерпретации—центральная в курсе. Ее необходимо рассматривать
в историческом и теоретическом аспектах, конкретизируя на материале прослушиваемых
записей исполнения пианистов прошлого и ныне живущих. Многие из таких
записей анализируются на страницах учебника. Ими, однако, нельзя ограничиваться.
Важно, чтобы студент систематически знакомился и с новыми, наиболее интересными
интерпретациями, и не только на классных занятиях, но и посещая с этой
целью концерты и прослушивая записи дома по радио и телевидению.
Чтение курса целесообразно скоординировать с параллельным изучением студентами
учебника. При таком методе оказывается возможным многое оставить на долю
их самостоятельной работы (ее надо, однако, направлять и систематически
проверять). Высвободившееся на занятиях время окажется возможным посвятить
более глубокому освещению узловых проблем курса, прослушиванию большего
количества записей, вовлечению студентов в обсуждение затронутых вопросов.
Все это значительно повышает эффективность педагогической работы и способствует
быстрейшему творческому развитию студентов.
ЧАСТЬ I
ЧАСТЬ II
А.Д. Алексеев
История фортепианного искусства
Часть 3
"Музыка", 1982г.
Только описание!!!
Содержание:
ОТ АВТОРА
Эта книга — третья, заключительная часть учебника для студентов-пианистов
музыкальных вузов по курсу истории фортепианного искусства (материал книги
может быть использован и на семинарах по современной музыке, где творчество
композиторов XX века изучается более подробно). Все три части учебника
в целом являются первым опытом рассмотрения фортепианного искусства от
истоков до современности в синтезе его важнейших компонентов — музыки,
исполнительства и педагогики. Основное внимание, как и в предшествующих
частях, уделено творчеству крупнейших композиторов и вопросам его интерпретации.
Ввиду исключительной сложности и еще недостаточной изученности искусства
XX века эта часть потребовала значительной исследовательской работы, особенно
в области фортепианной стилистики и интерпретации музыкальных произведений
разными исполнителями. Сложной задачей было также нахождение оптимального
распределения материала, обеспечивающего ясное прослеживание основных
линий развития композиторского творчества, исполнительства и педагогики.
В книге рассматриваются важнейшие явления истории фортепианного искусства
с конца XIX до середины XX века. Последующее развитие фортепианного искусства
в соответствии с программой курса намечено лишь контурно, в заключительном
разделе.
Изучение курса предполагает не только слушание лекций, но и активную самостоятельную
работу студентов. Направить ее и помочь в ней призван прилагаемый список
музыковедческих трудов. Некоторые проблемы оставлены как бы открытыми
— специально с целью заинтересовать студента самостоятельной работой над
источниками (педагог, ведущий курс, может, естественно, по своему усмотрению
выдвигать для самостоятельного изучения и другие темы). Важно непрерывно
пополнять курс новыми материалами, в особенности грамзаписями наиболее
интересных интерпретаций музыки композиторов XX века. Изучение интерпретаций,
анализируемых в учебнике, предполагает достаточно хорошее знание студентами
исполняемого произведения и прослушивание его в соответствующей записи.
Автор приносит сердечную благодарность коллегам по ВНИИ искусствознания,
участникам обсуждения рукописи, в первую очередь — Л. 3. Корабельниковой,
Е. М. Левашову, О. Е. Левашовой, И. В. Нестьеву, М. Е. Тараканову и рецензентам
— И. 3. Зетелю, Л. М. Кокоревой, А. В. Малинковской, Г. М. Цыпину за ценные
советы.