Анатолий Александров - Портрет советского композитора

Ан. Александров

Книга посвящена жизни и творчеству одного из известных советских композиторов Анатолия Николаевича Александрова (1888—1982), автора опер «Бэла», «Левша», «Дикая бара», двух симфоний, большого числа вокальных и фортепианных сочинений.
Для музыкантов-профессионалов и любителей музыки.

 

Скачать книгу
Портреты советских композиторов
Анатолий Александров

В. Кокушкин
"Советский композитор", 1987г.
(pdf 17.5 Мб)

Содержание:

 

Введение

Анатолий Николаевич Александров — композитор редкого обаяния и высокой художественной культуры — принадлежит к числу тех выдающихся музыкантов наших дней, которые своим, творчеством обогатили советское искусство, оставив в нем глубокий след. Современник Танеева и Скрябина, Метнера и Рахманинова, Мясковского и Прокофьева, Шостаковича и Хачатуряна, он прожил долгую жизнь, и всю ее отдал музыке, служа ей искрение, честно, с поистине рыцарским преклонением. «Ни единого дня без музыки» —был его девиз.

С именем Александрова неразрывно связано становление и развитие советской музыкальной культуры. Начав творческую деятельность в 1907 году, он сразу же после Великой Октябрьской социалистической революции принял Советскую власть и активно включился в создание музыки новой эры. В некоторых областях творчества его можно считать первопроходцем: перу композитора принадлежит первая советская фортепианная соната (Вторая соната, 1918), музыка к первому спектаклю Детского театра марионеток, основанному впервые в мире по инициативе Н. Сац («Давид и Голиаф» М. Королькова, 1918), музыка к первому в истории художественному фильму о. Ленине («Ленин в Октябре» М, Ромма, 1937).
Однако не только это определило значение Александрова для советского музыкалы-шого искусства. В сложной творческой атмосфере первых лет Октября он, вместе с Фейнбергом и Мясковским, родственными ему своими художественными устремлениями, встал на путь продолжения традиций и дальнейшего их обогащения современными приемами письма, не вступающими в противоречие с ними. Но не всякое современное письмо и не всякие традиции прошлого были ему по вкусу. Композитора совершенно не прельщали настроения декадентского искусства начала нашего века; ему были чужды «атонализм» А. Мосолова, «конструктивизм» Н. Рославца и «ультрахроматизм» А. Авраамова, зарубежные джаз и урбанизм чуть коснулись его произведений, не оставив глубоких следов. Александровым отбирались интуитивно лишь прогрессивные традиции русской и мировой классики, которые были жизнеспособны в условиях социалистического строя. Не потому ли его творчество стало важным связующим звеном между музыкой дореволюционной России и Советской страны?

Творческое наследие Александрова исключительно широко и разнообразно в жанровом отношении. В нем представлены четыре оперы («Два мира», «Бэла», «Дикая Бара», «Левша»), две симфонии, симфоническая повесть «Память сердца», одиннадцать симфонических сюит, Концерт для фортепиано с оркестром, четырнадцать фортепианных сонат и одна виолончельная, четыре струнных квартета, множество пьес и романсов, а также музыка к драматическим спектаклям, кинофильмам, радиопередачам, редакции ряда сочинений, принадлежащих другим авторам (в частности, С. Танееву, Ю. Слонову), детские фортепианные пьесы и песни. Почти все произведения композитора исполнялись в нашей стране, а отдельные прозвучали за рубежом (Вторая и Шестая сонаты, «Из „Александрийских песен" М. Кузмина», «Классическая сюита» и другие).
Музыка Александрова удивительно искренна, тонка. Для нее в высшей мере показательны благородство, возвышенность эмоций и безупречность вкуса. Сочинения композитора проникнуты чувством современности, в них сказались большая вера в жизнь, в светлые нравственные идеалы и любовь к своему народу.
Вклад Александрова в советское музыкальное искусство определяется не только его творчеством. В течение многих десятилетий он преподавал в Московской консерватории, был одним из ведущих профессоров, воспитавшим несколько поколений высокопрофессиональных композиторов.
Педагогической работе сопутствовали эпизодические выступления на эстраде, где Александров-композитор, превосходно владевший фортепиано, исполнял только собственную музыку (фортепианные пьесы, сонаты и аккомпанементы к романсам). Некоторое представление о его пианизме поздних лет можно составить по пластинке, записанной в 1970 году (в возрасте 82-х лет!), и по двум телевизионным фильмам :.
Композитор, профессор, пианист был к тому же еще и публицистом — чутким, вдумчивым критиком, своеобразным исследователем, одаренным музыкальным писателем. Им написаны интереснейшие воспоминания о Танееве, Скрябине, Станчинском, Метнере, Рахманинове, Шебалине, концертные, нотографические рецензии, ряд статей о собственной музыке и многое другое. Все эти виды деятельности сочетались с общественной работой в музыкально-художественных группах, складывавшихся в 20-е годы, и Союзе советских композиторов.

Творчество Александрова и его многогранный облик не получили еще полного освещения в отечественном музыковедении. Небольшая по объему брошюра В. Беляева и очень ценные статьи обзорного плана, принадлежащие В. Беляеву, И. Жиляеву и Н. Мясковскому, охватывают лишь ранний период; более поздние обзоры Р. Глезер, Г. Крейтнера, С. Фейнберга и других ограничены временем написания; многочисленные нотографические, концертные и театральные рецензии содержат отрывочные сведения. Цельной картины не дают и глубокие моножаировые работы А. Алексеева, В. Васиной-Гроссман, М. Смирнова и анализы отдельных произведений, сделанные М. Егоровой, Е. Макаровым, О. Степановым, А. Хохловкиной, Г. Шантырем, и насыщенные меткими наблюдениями воспоминания об Александрове-педагоге и о творческих встречах с ним.

Отмеченный пробел до некоторой степени заполняет сборник «А. Н. Александров. Воспоминания, статьи, письма», объединяющий наиболее важные материалы (ранее изданные и новые), но и он не снимает необходимости монографического исследования творчества.
Автор первой книги об Александрове ставит перед собой скромную цель: по возможности полно рассказать о художественном облике композитора, выявить основополагающие черты индивидуального стиля на примере различных жанров, проследить его эволюцию на протяжении жизненного пути и попытаться показать, что почти не изученное творчество Александрова — большое и интересное явление советского музыкального искусства. В работе над книгой использованы все известные нам материалы советской печати1, опубликованные и рукописные документы, хранящиеся на квартире композитора и в государственных архивах, многое почерпнуто из личных бесед с Александровым и переписки с ним.
Книга не претендует на всестороннее исследование творчества композитора. Здесь освещены лишь основные жанры, анализы произведений сделаны по-разному: в одних случаях более развернуто, в других — до предела сжато. Учитывалось, естественно, и значение самих сочинений, из которых в первую очередь разбирались более или менее крупные, подчас незаслуженно забытые либо новые в стилистическом отношении. В связи с этим детская музыка, дополняющая творческий портрет, но совершенно не меняющая общую характеристику стиля, лишь упомянута в работе (за небольшим исключением). Да она и не нуждается в популяризации. Если книга повысит интерес к творчеству Александрова для взрослых, ее скромную задачу можно считать выполненной.
Автор выражает искреннюю благодарность профессору Московской консерватории А. А. Николаеву, композитору В. М. Блоку, бывшему сотруднику научной библиотеки им. С. И, Танеева при Московской консерватории О. П. Ламм и другим лицам, ценные советы п указания которых помогли в работе над книгой.

Скачать книгу Скачать книгу