Д. Арутюнов - Сочинения Чайковского

Чайковский (книги, литература)



В книге исследуются вопросы теории музыкальной формы Чайковского, выясняются особенности структуры его сочинений, систематизируются примеры из его произведений. Автор приводит высказывания композитора о формах, жанрах, выразительных средствах музыки.
Предназначается в первую очередь преподавателям и студентам, изучающим курс анализа музыкальных произведений, а также широкому кругу музыкантов

 

 

Скачать книгу
Д. Арутюнов
Сочинения П.И. Чайковского
в курсе анализа музыкальных произведений

песня, оперетта, музыка в театре и кино
"Музыка", 1989г.
(pdf 6.3 Мб)

Содержание:

 

ОТ АВТОРА

В многогранной творческой деятельности П. И. Чайковского важное место занимала педагогическая работа. Как известно, в 1866 году, сразу же после окончания Петербургской консерватории он был приглашен Н. Г. Рубинштейном на должность профессора во вновь открывшуюся Московскую консерваторию, в которой проработал 12 лет.

Первые четыре года П. И. Чайковский вел класс свободного сочинения (так называемый курс «специальной теории»), а также элементарную теорию и гармонию у композиторов и исполнителей. С 1869 года он преподает музыкальную форму, а с 1870 — и инструментовку (вместо элементарной теории). Об интенсивности педагогической работы композитора свидетельствует учебная нагрузка, колеблющаяся от 20 до 27 часов в неделю. Ежегодно у Чайковского обучались по музыкально-теоретическим дисциплинам от 60 до 90 студентов. Таким образом, за годы преподавания в Московской консерватории через руки Чайковского прошло свыше 400 учеников разных специальностей.
Нужды педагогического процесса обусловили обращение композитора к созданию учебно-методической литературы. В 1871 году он пишет первый русский учебник гармонии — «Руководство к практическому изучению гармонии» (изданный. П. И. Эргенсоном в 1872 году). Три года спустя, переработав его, Чайковский издает «Краткий учебник гармонии, приспособленный к чтению духовно-музыкальных сочинений в России».

Еще в 1865 году, занимаясь в классе А. Г. Рубинштейна по композиции и инструментовке, Чайковский по совету своего учителя перевел изданное двумя годами ранее в Париже «Руководство к инструментовке Ф. О. Геварта», добавив к примерам, принадлежащим автору, ряд образцов из музыки Глинки, А в 1868 и 1869 годах он осуществил переводы «Жизненных правил и советов молодым музыкантам» Р. Шумана и «Музыкального катехизиса» И. Лобе. В письме к М. И.Чайковскому от 12'октября 1869 года он сообщает: «Приготавливаю лекции моего нового курса форм» (34,179), из письма же 1880 года к К Ф. фон Мекк узнаем о неосуществленном намерении Чайковского написать учебник истории русской музыки (38, 262).
Все это дает полное основание утверждать, что своими трудами, плодотворной педагогической деятельностью П. И. Чайковский заложил фундамент музыкально-теоретического образования в Московской консерватории и создал композиторскую школу. Судя по многочисленным высказываниям, у него была вполне сложившаяся система взглядов на теоретическое образование музыкантов различных специальностей. Большое значение, которое придавал Чайковский музыкально-теоретическим дисциплинам в формировании музыканта, а также выдающиеся художественные достоинства самой музыки великого мастера с ее редкостным жанровым и композиционным разнообразием подсказали идею создания учебно-методического пособия, которое бы существенно дополняло и систематизировало связанные с музыкальной формой композитора материалы, содержащиеся в различных трудах. И хотя из-за ограниченного объема издания охвачены здесь не все темы курса (например, нет специальных глав о роли гармонии и фактуры, об оперных формах, о соотношении слова и музыки в вокальных сочинениях композитора) и большинство из них изложено сжато, все же книга может дать представление о применении, специфических особенностях и трактовке Чайковским тех или иных музыкальных форм и отдельных средств выразительности.

В контексте проблематики работы представлялось целесообразным использовать из обширного музыкально-критического наследия, писем великого русского композитора некоторые из его высказываний о музыкальных формах и жанрах, выразительных средствах, психологии слушательского восприятия, творческом процессе.
Материалы предлагаемого учебного пособия могут быть рекомендованы для занятий по курсу анализа музыкальных произведений на теоретико-композиторском и исполнительском факультетах консерваторий и училищ.
Автор считает своим приятным долгом выразить благодарность членам кафедры теории музыки Московской консерватории имени П. И. Чайковского докторам искусствоведения, профессорам В. В. Протопопову, Е. В. Назайкинскому, Г. В. Григорьевой, М. С. Скребковой-Филатовой и кандидату искусствоведения, доценту А.Н. Мясоедову за участие в обсуждении текста книги при подготовке ее к изданию.

 

Скачать книгу Скачать книгу