Д. Арутюнов - Сочинения Чайковского

Чайковский(книги, литература)



Литература, пособия, ноты, учебники по музыке

 

ТИПЫ ИЗЛОЖЕНИЯ И ФУНКЦИИ ЧАСТЕЙ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ФОРМЕ

 

 

Композиционные функции и соответствующие им части, разделы предвещания, экспонирования, закрепления, связки, «противоположения», собственно развития и завершения характеризуются и выявляются через определенные типы изложения.

Во вступительных разделах произведений Чайковского применяются различные типы изложения:
— гармонически неустойчивое (на доминантовом органном пункте) изложение темы с ее варьированными повторениями и обширным предыктом (вступление к I части 3-й симфонии);
— гармонически неустойчивое, иногда с постепенным вызреванием главной тональности, фрагментарное изложение тематического материала одной из тем основной части как ее предвещание («Меланхолическая серенада» для скрипки с оркестром, I часть 6-й симфонии, романс «Благословляю вас»);
— проведение темы с последующим длительным развитием, разработкой (вступление к 1-му фортепианному концерту и увертюре-фантазии «Ромео и Джульетта»);
— проведение самостоятельной темы, контрастирующей с последующим (романс «День ли царит», первые части 4-й и 5-й симфоний).

Первоначальный показ темы, ее закрепление (18, 36—38) и реприза характеризуются экспозиционным типом изложения, подразумевающим устойчивость, проявляющуюся в тонально-тематическом единстве и структурной завершенности. В качестве примеров могут быть названы начальные темы I части Большой сонаты, медленной части скрипичного концерта, «Осенней песни» из «Времен года», романса «Средь шумного бала», Andantino 4-й симфонии.
Тематическое противоположение, реализующееся обычно в контрастирующей побочной партии сонатной формы, напоминает экспозиционный тип изложения, но развертывается в побочной тональной сфере. Таковы побочные партии симфоний, концертов, увертюр и других сочинений композитора.
Для связующих и срединных разделов преимущественно характерны тонально-гармоническая неустойчивость, дробность изложения тематического материала, приемы секвенцирования, имитирования, доминантовый предыкт в конце, то есть налицо развивающий тип изложения. Показательны в этом плане связующая партия I части 6-й симфонии, середина фортепианной пьесы «Баба-Яга» из «Детского альбома», средняя часть Элегии из Струнной серенады.
Для код, дополнений характерен заключительный тип изложе-^ ния, в котором преобладает тональная устойчивость, утверждение тоники путем повторных каденций, отклонения в субдоминантовую сферу, тонический органный пункт, гаммообразные, в том числе хроматические, ходы в мелодии, напоминание отдельных интонаций из основной части. Примерами могут служить коды I части 6-й симфоний, фортепианной пьесы «Размышление», II части Большой сонаты, «Осенней песни», романса «Ночи безумные», «Романса» ор. 5 для фортепиано f-moll.

Наряду с соответствием между композиционной функцией части и типом изложения, у Чайковского немало примеров художественно мотивированного расхождения между ними. Примеры несовпадения функций частей формы и типов изложения находим в медленной части 2-го квартета, где изложение главной темы имеет не экспозиционный, а развивающий, точнее, продолжающий тип изложения (показательно начало ее с D2), в то время как средняя часть этой же главной темы на тоническом органном пункте своим устойчивым характером ближе к экспозиционному или заключительному типу изложения. Эти особенности В. Цуккерман связывает с «логикой образного развития: от скорбного и волнующего лиризма к просветлению и временному успокоению» (28, 82). Аналогично обстоит дело в Трио из Скерцо 2-го квартета, где налицо несоответствие между серединной функцией данной части и заключительным типом ее изложения.

Отмеченное несовпадение композиционных функций и типов изложения является следствием взаимопроникновения композиционных функций. Их взаимодополняющее значение обнаруживается на разных уровнях формы. На композиционном уровне с подобным явлением встречаемся у Чайковского, в частности, в динамизированных репризах, выполняющих не только репризно-завершающую, но поначалу и срединно-продолжающую функции, как, например, в первых частях 4-й и особенно 6-й симфоний (подробнее об этом речь будет идти в главе о сонатной форме), во вступлениях, сочетающих функции пролога, собственно вступления и изложения, экспонирования темы или части основного раздела формы, примерами чего могут служить 1-й фортепианный концерт и романс «На нивы желтые».
Художественная значительность, масштабность и композиционная замкнутость трехчастной (с дополнением) интродукции концерта позволяют трактовать ее как I часть двухчастной контрастно-составной формы, образующейся совместно с последующим Allegro.

В романсе «На нивы желтые» вступительный 14-тактовый речитатив на глубоком тоническом органном пункте с интенсивным гармоническим развитием, подводящий к трехчастному монологу, воспринимается одновременно и как I часть сложной двухчастной композиции целого, в котором сопряжены созвучные друг другу образы природы и человека — печально угасающий день, глухие отдаленные звоны и душевная драма героя» настроение трагической безысходности, отчаяния. В. А. Цуккерман, усматривая в этом романсе «четное рондо» (В А С А), считает I часть (В) эпизодом (31, 20).
В периодах повторного строения с динамизированным или просто с расширенным вторым предложением можно встретить сочетание функций и повторения (закрепления), и развития, и завершения. В качестве примеров можно назвать начальные темы фортепианных пьес «У камелька», Баркарола, главную тему I части 6-й симфонии.

Если в теме пьесы «У камелька» во втором предложении периода налицо, повторение начального тематического ядра, переходящее в расширенное кадансирование, то есть сочетаются в последовательности функции повторения и завершения, то во втором предложении тем Баркаролы и 6-й симфонии выявлены в последовательности функции повтора начального тематического ядра, развития (масштабное расширение путем введения новых звеньев секвенции) и завершения периода.
Наконец, наряду с последовательным сочетанием, на синтаксическом уровне проявляет себя и единовременное сочетание функций, например, развития и завершения. Особенно показательны в этом плане первые предложения периода со структурой дробления. В упоминавшейся теме Баркаролы вслед за изложением двутактового ядра следует вычленение и связанное с ним масштабное дробление (1 1) с секвентным перемещением и свободной имитацией мотива. Вместе с явно выявленной функцией развития налицо здесь и функция завершения — весь описанный процесс дан на фоне спада мелодической волны и полного совершенного каданса в главной тональности.