Чайковский(книги, литература)
Литература, пособия, ноты, учебники по музыке
Композиционные функции и соответствующие им части, разделы предвещания, экспонирования, закрепления, связки, «противоположения», собственно развития и завершения характеризуются и выявляются через определенные типы изложения.
Во вступительных разделах произведений Чайковского применяются различные
типы изложения:
— гармонически неустойчивое (на доминантовом органном пункте) изложение
темы с ее варьированными повторениями и обширным предыктом (вступление
к I части 3-й симфонии);
— гармонически неустойчивое, иногда с постепенным вызреванием главной
тональности, фрагментарное изложение тематического материала одной из
тем основной части как ее предвещание («Меланхолическая серенада» для
скрипки с оркестром, I часть 6-й симфонии,
романс «Благословляю вас»);
— проведение темы с последующим длительным развитием, разработкой (вступление
к 1-му фортепианному концерту и увертюре-фантазии «Ромео и Джульетта»);
— проведение самостоятельной темы, контрастирующей с последующим (романс
«День ли царит», первые части 4-й и 5-й симфоний).
Первоначальный показ темы, ее закрепление (18, 36—38) и реприза характеризуются
экспозиционным типом изложения, подразумевающим устойчивость, проявляющуюся
в тонально-тематическом единстве и структурной завершенности. В качестве
примеров могут быть названы начальные темы I части Большой сонаты, медленной
части скрипичного концерта, «Осенней песни» из «Времен года», романса
«Средь шумного бала», Andantino 4-й симфонии.
Тематическое противоположение, реализующееся обычно в контрастирующей
побочной партии сонатной формы, напоминает экспозиционный тип изложения,
но развертывается в побочной тональной сфере. Таковы побочные партии симфоний,
концертов, увертюр и других сочинений композитора.
Для связующих и срединных разделов преимущественно характерны тонально-гармоническая
неустойчивость, дробность изложения тематического материала, приемы секвенцирования,
имитирования, доминантовый предыкт в конце, то есть налицо развивающий
тип изложения. Показательны в этом плане связующая партия I части 6-й
симфонии, середина фортепианной пьесы «Баба-Яга» из «Детского альбома»,
средняя часть Элегии из Струнной серенады.
Для код, дополнений характерен заключительный тип изложе-^ ния, в котором
преобладает тональная устойчивость, утверждение тоники путем повторных
каденций, отклонения в субдоминантовую сферу, тонический органный пункт,
гаммообразные, в том числе хроматические, ходы в мелодии, напоминание
отдельных интонаций из основной части. Примерами могут служить коды I
части 6-й симфоний, фортепианной пьесы «Размышление», II части Большой
сонаты, «Осенней песни», романса «Ночи безумные», «Романса» ор. 5 для
фортепиано f-moll.
Наряду с соответствием между композиционной функцией части и типом изложения, у Чайковского немало примеров художественно мотивированного расхождения между ними. Примеры несовпадения функций частей формы и типов изложения находим в медленной части 2-го квартета, где изложение главной темы имеет не экспозиционный, а развивающий, точнее, продолжающий тип изложения (показательно начало ее с D2), в то время как средняя часть этой же главной темы на тоническом органном пункте своим устойчивым характером ближе к экспозиционному или заключительному типу изложения. Эти особенности В. Цуккерман связывает с «логикой образного развития: от скорбного и волнующего лиризма к просветлению и временному успокоению» (28, 82). Аналогично обстоит дело в Трио из Скерцо 2-го квартета, где налицо несоответствие между серединной функцией данной части и заключительным типом ее изложения.
Отмеченное несовпадение композиционных функций и типов изложения является
следствием взаимопроникновения композиционных функций. Их взаимодополняющее
значение обнаруживается на разных уровнях формы. На композиционном уровне
с подобным явлением встречаемся у Чайковского, в частности, в динамизированных
репризах, выполняющих не только репризно-завершающую, но поначалу и срединно-продолжающую
функции, как, например, в первых частях 4-й и особенно 6-й симфоний (подробнее
об этом речь будет идти в главе о сонатной форме), во вступлениях, сочетающих
функции пролога, собственно вступления и изложения, экспонирования темы
или части основного раздела формы, примерами чего могут служить 1-й фортепианный
концерт и романс «На нивы желтые».
Художественная значительность, масштабность и композиционная замкнутость
трехчастной (с дополнением) интродукции концерта позволяют трактовать
ее как I часть двухчастной контрастно-составной формы, образующейся совместно
с последующим Allegro.
В романсе «На нивы желтые» вступительный 14-тактовый речитатив на глубоком
тоническом органном пункте с интенсивным гармоническим развитием, подводящий
к трехчастному монологу, воспринимается одновременно и как I часть сложной
двухчастной композиции целого, в котором сопряжены созвучные друг другу
образы природы и человека — печально угасающий день, глухие отдаленные
звоны и душевная драма героя» настроение трагической безысходности, отчаяния.
В. А. Цуккерман, усматривая в этом романсе «четное рондо» (В А С А), считает
I часть (В) эпизодом (31, 20).
В периодах повторного строения с динамизированным или просто с расширенным
вторым предложением можно встретить сочетание функций и повторения (закрепления),
и развития, и завершения. В качестве примеров можно назвать начальные
темы фортепианных пьес «У камелька», Баркарола, главную тему I части 6-й
симфонии.
Если в теме пьесы «У камелька» во втором предложении периода налицо, повторение
начального тематического ядра, переходящее в расширенное кадансирование,
то есть сочетаются в последовательности функции повторения и завершения,
то во втором предложении тем Баркаролы и 6-й симфонии выявлены в последовательности
функции повтора начального тематического ядра, развития (масштабное расширение
путем введения новых звеньев секвенции) и завершения периода.
Наконец, наряду с последовательным сочетанием, на синтаксическом уровне
проявляет себя и единовременное сочетание функций, например, развития
и завершения. Особенно показательны в этом плане первые предложения периода
со структурой дробления. В упоминавшейся теме Баркаролы вслед за изложением
двутактового ядра следует вычленение и связанное с ним масштабное дробление
(1 1) с секвентным перемещением и свободной имитацией мотива. Вместе с
явно выявленной функцией развития налицо здесь и функция завершения —
весь описанный процесс дан на фоне спада мелодической волны и полного
совершенного каданса в главной тональности.