Б. Асафьев - О народной музыке

Часть III
Фрагменты работ, посвященные музыке устной традиции разных народов

Б. Асафьев (книги)



Книги, ноты, литература о музыке

 

ЦЫГАНСКАЯ МУЗЫКА

 

 

Цыганская музыка, музыка устной традиции кочующего племени со всеми присущими ей особенностями: ее ткань состоит преимущественно из излюбленных, издавна хранимых памятью ритмических и мелодических «попевок», своего рода «формул», соединяемых друг с другом и многообразно варьируемых. Эмоционально возбужденная, ритмически динамизированная музыка цыган обладает силой острого физиологического воздействия. По-видимому, в ней цыгане донесли до современной индустриальной цивилизации глубокие инстинкты и чувствования, отвечающие примитивным социальным навыкам. Даже в созерцательных «степных» напевах цыган сохраняются черты экзальтации и быстрой возбудимости. Переходы от постепенного медлительного «раскачивания» ритма и напева к неистовому плясовому движению указывают на те первобытные стадии музыкального искусства, когда служители культов пользовались им в качестве возбудителя своего рода «массового гипноза». В цыганской музыке эти свойства, как можно полагать, связаны с эротическими корнями культа и быта номадов. Музыкальная чуткость и восприимчивость цыган делает их крайне яркими интерпретаторами окружающей их музыкальной вокальной культуры, элементы которой они приспособляют к своим выразительным «аффектативным» приемам игры и пения. Таким образом можно говорить об испанской цыганской музыке, о русской цыганской музыке и т. д. Поразительное сходство основных признаков и свойств цыганской музыки с венгерской (своеобразный звукоряд с двумя полуторатонами, капризная и ломкая мелодическая линия с причудливой орнаментикой, упорно синкопированная ритмика, наконец, импровизационный характер форм) создало издавна мнение о тождестве их, вызвав даже очень спорное предположение, что цыганская музыка в сущности и является национальной венгерской музыкой.
Цыганская музыка в старой России имеет давнюю историю, но, к сожалению, до сих пор находящуюся в стадии устной традиции, крайне пестрой и большей частью анекдотической. Уже в XVIII веке так наз. цыганские хоры представляют довольно известное явление. С того же времени начинается ассимиляция цыганами русской крестьянской песни и насыщение ее «степными» аффектированными интонациями, откуда впоследствии образовался особый жанр таборных «русско-цыганских» песен со смешанным русско-цыганским текстом, в свою очередь выродившийся в конце XIX века в чувственно-пошлый, салонный жанр цыганского романса.

Цыганский романс, специфический жанр салонно-эстрадной песни, складывавшийся из своеобразного сочетания элементов цыганской таборной и русской крестьянской песни и городского
«мещанского» романса. Зачатки цыганского романса можно видеть уже в творчестве «дилетантов» начала XIX века. «Песни под гитару» во вкусе Ап. Григорьева, затем, например, романсы Донаурова, с 60-х гг. получившие широкое распространение в купеческой и мещанской среде, обнаруживают переходную стадию к так наз. «цыганщине» — остро чувственному, пошло экстатическому жанру, завоевавшему городские салоны и эстрады. Упадочное содержание «цыганщины» с ее проповедью гедонистического самозабвения (характерные переходы от мрачно пассивной безысходности — к буйному эротическому экстазу; «надрывные» интонации; резко акцентированная ломаная линия мелодии; притупляюще однообразный ритмический рисунок) оказало большое влияние не только на музыкальную лирику (напр., Чайковский: «Песнь цыганки», «Ночи безумные»), но и на поэтическую (Апухтин, Блок). Цыганский романс (как и «цыганщина») в его современном виде с цыганской музыкой ничего общего не имеет. Из исполнительниц цыганского романса в свое время большой популярностью пользовались Вяльце-ва, В. Панина и др.