Часть III
Фрагменты работ, посвященные музыке устной традиции разных народов
Б. Асафьев (книги)
Книги, ноты, литература о музыке
Самое значительное для моего слухового развития событие заключалось в
живом творческом познавании пентатоники, до того времени остававшейся
для меня мертвым звукорядом, вернее, зашифрованным звукорядом в облике
так называемой «китайской гаммы». Я приучил слух свой строго различать
ступени этого звукоряда, и для меня вскоре стало интонационно не безразличным,
с какой из его ступеней начинается гамма, качественно не безразличными
стали интервалы и их взаимосвязи внутри гамм. Словом, за механизированным
рядом «пяти тонов» я почувствовал жизнь звукоряда: то, что было трудно
наблюдать в европейских, с детства механизированных «заштукатуренных»
пальцами, а потому и омертвелых для слуха гаммах. Слышание творчески,
а не механически интонируемой — благодаря моим упорным устным упражнениям
в течение дальних прогулок — пентатонной гаммы и вызывание из нее мелоса
и полифонности вскоре привело слух мой к ряду открытий «интонационной
динамики» в других звукорядах, а также к иному ощущению процессов образования
и кристаллизации в сознании тетрахордности «без вводнотонности» при наличии
полутона и т. д., — словом, к слуховым наблюдениям за неслышимыми или
недифференцировавшимися в моем сознании интонационными «тонкостями». А
может быть, века были необходимы человеку на их различение среди хаоса
glissando и шумов и их приручение к слуху, их организацию и их закрепление
«общественным ухом». Я понял, например, что существует различие между
интонационным ощущением интервалов увеличенной кварты и уменьшенной квинты.
(.) Пресловутую пятитонную гамму в различных ее стадиях. можно наблюдать
не как замкнутую сферу, а как полный жизни выразительный звукоряд. В нем
далеко интонационно не безразличны ни расположение элементов (например,
место малой терции), ни способы заполнения мелодических скачков, ни восполнение
пентатоники полутоном, который отнюдь не является вводным тоном и не сразу
образует самостоятельный интервал — кварту, а всего лишь прилегает к терции.