Б. Асафьев - Об опере

Н. РИМСКИЙ-КОРСАКОВ

Б. Асафьев (книги)



Книги, литература, ноты

 


МАЙСКАЯ НОЧЬ

 

 

Для первого оперного спектакля в театре Таврического сада возобновлена была юная и нежно-весення украинская сказка Римского-Корсакова «Майская ночь». Выбор можно лишь приветствовать а на выполнение задания, крайнее сложного и требующего осторожного и чуткого прикосновения, необходимо остановится: этого требует хорошее и светлое впечатление, вызванное спектаклем. Недочетов в нем много: и несрепетованность оркестра и не совсем твердо установленные и усвоенные темпы, случайный подбор декораций, спешность всей сценической работы

Но вот что странно: примечая и учитывая все это, ибо при паутинной нежности звуковой ткани и весенней зыбкости настроения, овевающего сказку-повесть, нельзя не заметить грубых прорывов и промахов - все-таки хочется, не сопротивляясь, отдаться безотчетно радостному и восторженному ощущению, охватившему большую часть публики, присутствовавшей на спектакле. Случилось на нем что-то необъяснимое и неосознаваемое, что порой нежданно и негаданно свершается в театре и что составляет наибольшую ценность театра, оживляет и одухотворяет его. Бывают постановки, к которым долго, усиленно и вдумчиво готовятся, нескончаемо и нерешительно взвешивая каждую мелочную деталь и серьезно обсуждая каждую детальную мелочь. Наступает спектакль. Все предусмотрено, все взвешено, а между тем от исполнения и хода действия веет холодной, отталкивающей скукой и рассудочным схематизмом: в результате иссушившего всех анализа элементы действа раскалываются, рассыпаются, расщепляются, так что не остается той живой силы, которая объединила бы их в едином волевом порыве. И многие опытные театральные деятели, особенно режиссеры и дирижеры, учитывают это и знают, что нескончаемая детализация опаснее иной неслаженности. Есть у них особое чутье хорошей и плохой неслаженности и несрепетованности. Конечно, обе они опасны, но зато во всяком искусстве, а тем более в театральном риск — великое дело. Невидимо тлеющее пламя живого творчества, непосредственность, искренность и душу волнующая искристая импровизация вдруг вспыхивают, ослепляют, опьяняют и завораживают.
Такое чудодейство и совершилось в минувшую субботу в скромном дощатом и не слишком уютном театре Таврического сада. Не знаю, что именно послужило импульсом: то ли что артисты впервые после зимней работы в тягостных условиях скинули с себя оковы мертвящей односторонности и томительного однообразия академической сумеречной работы или то что выступление в новых непривычных условиях заставляло всех быть на чеку - но одушевление и ощущение молодого восторга и задора почувствовалось сразу с первого же выступления хора (А мы просо сеяли) и даже еще раньше - с allegro увертюры Думается, что значительную роль в этом сыграла сама опера давно не исполняемая и забытая. Нежно любовный, застенчевый искренний лиризм композитора отражается в музыке “Майской ночи”, музыке приветливой и напоенной ласковой кроткой «тихостью» русской весенней природы.

Как всегда, так и здесь Римский-Корсаков как бы боясь упрека в расплывчатой чувствительности или, еще того хуже, в чувственной обнаженности, заковывает красивый свежий материал в броню видимой суровой формальной планомерное и холодного педантичного ремесла: в этом кроется тайна и обаяние внушаемого им и вызываемой порой досады на привкус старчества даже в самых весенних и юных его замыслах. Но стоит только приблизиться к его сочинениям с искренним, молодости озаренным и любовным чувством, как музыка согревается светится, пленяет и ласково врачует истомленную душу.
Весенняя нега чувствуется в «Майской ночи», в нежной ночной истоме валторн третьего акта, в трепете и шелесте струпных в увертюре, в прозрачных переливах духовых инструментов в первой песне Левко; а задор и молодечество брызжут в веселой песне хлопцев, во вступительном хоре-игре и, наконец, в солнечных заключительных хорах-славлениях. Надо отдать справедливость молодому хору «Таврической оперы», что он отлично подготовлен и с радостным подъемом справляется с нелегкой задачей. Великолепно пел Пиотровский: партия Левко, безусловно, одна из лучших у него. Восхищало ли его самого юное воодушевление или музыка, но впечатление, произведенное им в этот вечер, неизгладимо. Приятно отметить тонкое исполнение ансамблей комических персонажей оперы: Винокура (Калинин), Писаря (Курзнер), Головы (Шуванов), свояченицы (Чайковская), а также юмористические выступления Каленика (Шаронов), партия Панночки находилась в опытных руках высокомузыкальной и чуткой артистки Коваленко, а партия Ганны поручена Самариной, красиво ее воплотившей. Остается отметить и приветствовать молодого дирижера оперы Дранишникова, развернувшего в этом спектакле свои музыкальные данные и выказавшего тонкий вкус, чутье и находчивость в тех случаях, когда воодушевление и волнение исполнителей колыхало ритм или когда нетвердо интонировал оркестр. Будем надеяться, что дальнейшие спектакли «Майской ночи» станут более слаженными, но останутся столь же праздничными и что первый весенний вечер открытия «Таврической оперы» сулит ей и в дальнейшем преуспеяние и удачу. Только бы исполнители почаще вспоминали о музыке и имели бы ее в душе, а не те выгоды, с которыми сопряжено служение «Халтуре».

 

«СНЕГУРОЧКА» В БОЛЬШОМ ТЕАТРЕ

 

 

Хорошо исполнять «Снегурочку» - невероятно трудно. И всегда, когда случается знакомиться с той или иной еще не виданной, но слышанной театральной интерпретацией ее, возникает вопрос: когда и в каком театре суждено будет исполнителям рассказать
эту прелестную весеннюю сказку с такой же творческой силой и упоением жизнью, как рассказали Островский и Римский-Корсаков. «Снегурочка» - откровение, и как литературное и как музыкальное произведение.

Это — синтез народных седых языческих воззрении па природу но синтез, идущий не только от любования, от эстетического гурманства, а от захвата, даже порабощения всего существа поэта и композитора стихийной мощью и одухотворенной красотой народного творчества. В «Снегурочке» человек еще не противопоставляет себя природе, как одухотворенное существо, и не противополагает ее механичным бездушным законам свою отвлеченную от плоти духовную мораль. В этой весенней сказке веления живой природы освящены религией, и потому зло идет от неповиновения им, а добро от следования им. Сама же природа, происхождение которой — от Бога пли от Дьявола?— долго смущала и смущает людей, вне добра и зла. Чтобы воплотить в стройном поэтическом произведении это цельное, ясное и светлое миросозерцание, надо в жизни своей испытать, пережить непосредственное, наивное сближение, слияние с природой и притом так, чтобы в этот период уйти совершенно из-под власти бесплотности и бестелесности христианских воззрений. Римский-Корсаков пережил это. Надо думать, что пережил и Островский. Но композитор гениально досказал в своей музыке то, о чем с талантом поведал писатель: что язычество живо и что Пан не умер и не умрет, пока существует на земле человек! Здесь залог долгой жизненности «Снегурочки», неисчерпаемости для каждого поколения ее содержания, и вместе с тем трудность ее воплощения в сценических образах. И только тогда мы увидали бы и услыхали бы «Снегурочку», если бы появился равный по таланту композитору дирижер, который сумел бы заразить своим одушевлением и верой окружающих и влил бы в них чувство священного восторга. И тогда нелицемерно, а радостно — искренне прозвучал бы могучий гимн:
Свет и сила, Бог Ярило,
Красное солнце наше,
Нет тебя в мире краше!

А до той поры все будут лишь приближения к той «Снегурочке», которая создана силой слова и музыки, но не воплощена в сценических образах.

Оперой дирижировал Сук. Достигнута была четкая, пластична звучность оркестра. Ни воплей, ни всхлипываний, ни судорожностей, ни резких подчеркиваний - словом, вне плоских эффектов для публики!
Каждая инструментальная фраза округлена, как бы вылеплена и отполирована. Заметно, что над оперой работал добросовестны, уравновешенный строгий и суровый капельмейстер. Певцы тоже держались в этой рамке благонравия, почтительности и уважительности к произведению. Темпы - метрономы, но со склонностью к затягиванию (свадебный обряд, ночная сцена в лесу). Конечно, такое толкование лучше дешевое драматизирование петроградского кумира Коутса. («Китеж» и «Салтан») пли бездушное издевательство над Снегурочкой Похитонова, но все же оно бесконечно далеко от поэзии весенней сказки. Хладная «объективность» Сука, не навязывая слушателю скверных и дешевых дирижерских измышлений, не препятствует его воображению творить и идеализиоровать «Снегурочку». Это - уже ценно, если вспомнить о повадках иных дирижеров, не воспитанных на уважении к композитору и к музыке вообще. Но все-таки хочется искренне крикнуть- не то не то! Хочется больше жизни, света! Неправда, что Римский-Корсаков сухой, холодный, объективный описатель красот природы уравновешенный стилист, суровый профессор, заботливо охраняющий границы своего позитивного миросозерцания! Его творчество глубже, глубиннее и далеко еще не охвачено современниками. Воспринимать во всей полноте Римского-Корсакова еще не умеют, а потому ради легкости восприятия приняли в его музыке приемы и свойства письма за сущность, за суть. И потому, что мы не вместили его творчества, нет и соталантливых его музыке исполнителей. Везде и всюду лишь приближения, порой очень и очень легкомысленные.
Так и здесь. Нежданова прекрасно пела, но облик девушки-Снегурочки ей бесконечно чужд. Правда, пока Снегурочка — лесной зверек, исполнение было привлекательно; пока Снегурочка — дитя, инстинктивно стремящееся уяснить себе тайну влечения к Лелю, исполнение не лишено было задушевности и искренности (напр. ариетта: «Как больно здесь»); но когда в Снегурочке проснулась женщина, познавшая любовь, исполнение поблекло и побледнело.

Остальные артисты не создали ничего яркого, разве только Эрнст (Бобыль—Бакула) и Павловский (Мизгирь). Первый выказал свой вкус, не внося в свой комизм пошлых приемов, а на исполнении второго лежала печать благородства и строгой вдумчивости. Сцена в лесу со Снегурочкой проведена прекрасно. Держинская (Купава) и Правдина (Лель) только не вызывают нареканий, но не увлекают. Павлова (Весна-Красна) - оперно-шаблонна; Богданович точно выпевал своп речитативы, а они так хороши, что облик царя Берендея выявлялся без освоенных стараний со стороны исполнителя. Хор звучал хорошо (особенно сцена проводов масленицы и финал I действия). Декорации Коровина еще говорят о том периоде творчества художника, когда он подлинно красками и красочно мыслил, а не просто со спешностью исполнял казенные заказы. Мне лично понравились открытые сени дворца Берендея (2-й акт) и озеро Ярилиной долины (4-й акт).
Режиссерская часть (Лосскин) - в хороших руках. Ни лишней суеты, ни желания потешить публику в народных сценах - не заметно.
Отлично выходит и в сценическом и музыкальном отношении «клич бирючей». И вообще все сцены 2-го акта планируются свежо и интересно, благодаря тому, что открытые сени берендеева дворца не заполняют всей сцены, а составляют лишь основную часть общего ансамбля («площадь» перед дворцом, с выходящими на нее улицами слободы). Наименее интересная отрасль постановки - танцы, особенно пляс скоморохов, совершенно не соответствующий яркости и увлекательности музыки: что-то сумбурное, неоформленное, какая-то смесь балетном классики со стереотипными приемами так называемого русского стиля.

 


«СНЕГУРОЧКА»

(Академический театр оперы и балета)

 

 

Хорошее исполнение «Снегурочки» — труднейшее дело для оперного театра, ибо кристальная прозрачность звучности и ажурное плетение голосов требуют тщательной отделки и точности в передаче. Такое простое, казалось бы, дело для исполнителей, как верное чтение музыкального текста, приобретает в «Снегурочке» значение важнейшего задания. Римский-Корсаков всегда необычайно тщателен в записи своих мыслей и потому-то его текст труден для исполнения. Как это ни парадоксально и как ни странно, но прочитать и выполнить его музыку так, как она записана — наисложнейший, а не простой акт, необходимо дойти до преодоления себя, выйти за пределы своего я, своей «самости» и при этом обладать гибкой техникой воспроизведения, чтобы понять простоту, мудрость и величие корсаковской звукописи с ее основным принципом экономии распределения сил: ничего лишнего, но каждая точка — знамя выразительности, каждый звук — запечатленный миг красивого сплетения созвучий!
На стремлении к идеальному постижению сложнейшей в своей простоте звукописи построено исполнение «Снегурочки» Купером. Предельной опорой его желаний было - воплотить слово мудрого композитора. На этом пути раскрылось многое неведомое и до сих пор неслыханное среди оркестровых и вокальных красот оперы Когда-то, по-видимому, «Снегурочка» была выучена в манере, несколько чуждой ее нежной ткани, и целый ряд тончайших замыслов автора исчез под натиском нивелирующей общеевропейской опрености. Потом исполнение мало-помалу выцветало, обезличивалось, приобретало черты традиционного обветшания и скучного выполнения, скучной повинности. Изредка были праздники: помнится несколько ярких исполнений «Снегурочки» Феликсом Блуменфельдом, в особенности в год кончины автора! Но дальше шло все хуже и хуже. Возродить и реставрировать эту оперу оказалось делом не легким, но в итоге можно считать цель достигнутой и поздравить театр с несомненным наличием в нем художественной дисциплины и неугасшего стремления к артистичности.


Оркестровое исполнение за все три минувшие спектакля стояло на высоком уровне, и за редкими исключениями, вызванными, вероятно, некоторой дозой невнимания заслуживает признания как образцовое. Звучность хора - редкая но полновесности, напряженности и подъему. Проводы Масленицы и заключи тельный гимн солнцу - примеры радующего слух по стройности пополнения ансамблей. Самый план воспроизведения этих моментов надо считать за выдающееся достижение. Впрочем, не только данные два эпизода, но и многие другие — причитания Купавы с изумительным рокотом литавр, пьянящий и одурманивающий хор весенних цветов, оркестровое пение тем Весны, во вступлении и в 4 акте, пляска птиц и пляска скоморохов, впервые великолепно прозвучавшая песня Деда-Мороза — заслуживают быть отмеченными как счастливейшие удачные художественные открытия Купера. С первых же тактов вступления к опере в передаче его ощущается властная воля, вызывающая в памяти образ: «Мороз-воевода дозором обходит владенья свои».
Из исполнителей отдельных партий, по впечатлению моему, я прежде всего выделяю Кабанова (Берендей). На редкость цельно и выдержанно, без старческой слезливости и сентиментальной вычурности проводит он всю роль сказочного царя-пастыря и жреца; пение знаменитой «ландышевой» каватины глубоко захватывает слушателя.
Снегурочка — Коломийцева, создавая нежный трогательный облик (в особенности в передаче двух «скорбных» ариозо), владея красивым свежим голосом, понижает впечатление от своей передачи роковым, но, будем надеяться, исправимым недостатком: почти сплошь неустойчивой интонацией! Лель — Мшанская: красивый голос, благородство фразировки и чистота интонации. При всей робости передачи этп качества и привлекают и радуют. Лель — Крылова менее устойчива и в интонации и в ритме (первая песня Леля выдает эти недостатки очень рельефно). Купава Кобзарева, обладая прекрасным голосом, легко, свободно и красиво фразирует всю партию; но иногда излишне полагаясь па свое собственное чувство ритма, она избегает указании дирижера и тотчас теряет ритмическую стойкость. Отличный Мизгирь - Селях. Мне нравится даже несколько приподнятый пафос в его облике «молодца с печатью «обреченности во во взоре и на челе»: облик этот очень гармонирует с несколько заглушенным матовым тембром его красивого голоса и русской «надрывной» и «истомной» манерой пения. Весны - Самарина и Тарнолвская. Партия эта очень трудная и скорее инструментальная, чем вокальная. У Тарновской она звучит лучше; чеканка слов - выразительнее, а пение - томнее и изнеженнее, особенно в сцене опьянения. Снегурочки дурманом весенних цветов и трав. Тепло, которым, помнится, чаровала Самарина в передаче партии Ганы минувшим летом, здесь словно застыло и затуманилось. Не от волнения ли?

Все остальные исполнители строго и стройно выполняли предназначенное, содействуя но мере сил своих и способностей целостному «складному» созиданию оперы. Яркой новостью было исполнение балетными артистами «скоморошьего действа» в третьем акте в постановке балетмейстера Лопухова. Эта постановка настолько талантлива, самобытна, свежа и музыкально-вдумчива и находчива, что остается только радоваться п приветствовать молодое дарование. Судя по данному выступлению Лопухова, предстоящая порученная ему постановка «Жар-птицы» обещает много затейливого и незаурядного.
Сценически «Снегурочка» отчасти выиграла от введения целого ряда обрядных сцен и бытовых черт, но, строго говоря, эта система — система опасная: сколько бы ни загромождать действие красивыми «точными» изысканиями из области фольклора, из них не родится действие, планомерно развивающееся, основанное на вдумчивом толковании музыкального языка и выявлении всей ритмической и мелодической структуры сочинения. В особенности опасно разлагать стиль музыки Римского-Корсакова на отдельные миги и моменты. Она сама такова, и ее при сценическом воспроизведении необходимо сплавлять и сковывать крепкой цепью ритмически стройного контрапункта сценического действия и жеста. В частности, укажу на весьма странный с музыкальной точки зрения прием: играть дивное вступление к первому акту при открытом занавесе, причем на сцене фигурирует в числе прочих приманок для зрителей, не умеющих слушать музыки, мальчишка, уподобляющий бревно коню. Это весело, но при чем же тут музыкальный смысл вступления, то есть музыки, подготовляющей определенное настроение и раскрывающей смысл предстоящего действия?