Б. Асафьев (книги)
Литература о композиторах, музыке, ноты
Наше время вновь выдвинуло на первый план творчество Франца Шуберта —«поэта среди музыкантов, равного которому еще не было», по выражению Листа. Повышение интереса к его личности и жизни идет рука об руку с возрождением влечений к его музыке, особенно инструментальной. Чуткий и глубокий исполнитель сонат Шуберта пианист Шнабель раскрывает в них еще не ведомые горизонты— мелосом насыщенные миры звучаний. Мелодия и только мелодия рождает пышно расцветающие формы. Плавная и задушевная, чистая, как горный поток, несущийся с далеких вершин, она увлекает людей за собой в музыкально проявленном движении, растворяя в нем все темное и злобное и вызывая в нас светлое чувство жизни. Лирика Шуберта, действительно, оказывается единственным и исключительным примером овладения через песенность человеческой эмоциональной стихией в ее простейших элементарных и в сложнейших, насыщенных сильнейшим драматическим напряжением проявлениях. Без преднамеренности, чутко, непосредственно, просто и задушевно Шуберт в.песенном- восторге передает все, что нас трогает, волнует и что рождает в нас инстинктивное стремление цепляться за жизнь, жаждать и любить ее. Его творчество — сильнейший запас жизненной энергии, но источается она не в грозах и не в героической борьбе, а в прозрачном лирическом потоке. Тяготение современности к Шуберту — пробуждение страстного неудержимого инстинкта жизни.
Шуберт-симфонист известен мало, особенно в его юных опытах, где он нащупывает
свой путь рядом и почти независимо от гиганта Бетховена и его мощных усилий.
Особенно мало кому ведома его красивая лирическая симфония C-dur (№ 6),
и исполняется она редко в отличие от его большой лирико-эпической тоже
C-dur'ной симфонии (№ 7)—постоянной посетительницы программ концертов.
C-dur'ная «маленькая» симфония сочинялась в 1817—1818 годах (октябрь —
февраль) и является последним звеном в цепи юношеских симфоний Шуберта,
возникших между 1814 (Первая симфония) и 1818 годами.
Симфоническое дарование композитора еще не развернулось в них до полной
самобытности и зрелости, как в его двух последних знаменитых симфониях
(неоконченная h-moll и C-dur), но характерные черты шубертовской индивидуальности
мягко прорастают в каждой из шести и пробиваются сквозь знакомые черты
Гайдна и Моцарта, сквозь итальянские влияния и сквозь привычные схемы
венской симфонической школы. Меньше всего чувствуется Бетховен, и, во
всяком случае, даже там, где власть его творчества так или иначе ощущается,
Шуберт инстинктивно ускользает от нее и разрешает каждую новую проблему
симфонизма по-своему. Слышится только толчок от Бетховена, а дальше все
идет по-шубертовски.
В исполняемой Шестой C-dur'ной симфонии такого рода толчок имеется в скерцо,
но оно уже напоено свежестью самобытных шубертовских скерцо, в них так
много чисто венского юмора и остроумия — и предугадывает обольстительные
гармонии и ритмы скерцо Седьмой — гигантской — C-dur'ной симфонии. В остальных
частях Шестой («маленькой») симфонии много моцартовских и особенно гайдновских
приемов и манер,.как в характерных акцептах, так и в мелодических оборотах,
в концовках, в прозрачности инструментальной ткани, в легкой и подвижной
поступи. Всюду видно, как органически и последовательно, словно бы минуя
все те области, которых коснулась могучая мысль Бетховена, развивается
лирико-симфонический гений Шуберта. На основе гайдно-моцартовского оркестра
и уже ставших шаблонными интонационных схем растет и расцветает светлый,
плавный и связный мелоспоток неистощимых, щедро расточаемых мелодий. Радуют
новые нежные инструментальные краски, свежие модуляционные приемы и мягкие
сопоставления тональностей. Жизненно, без театрального пафоса, любовно,
без душной эмоциональности, бодро и импульсивно, без нервной порывистости
— так движется музыка юных симфоний Шуберта, волнуя нас своей наивностью
и лаской, искренностью и простодушием. Именно просто и безбоязненно Шуберт
касался обыденности, и она становилась волшебной сказкой. Просто и с детской
доверчивостью его воображение шло сперва по проторенному венской симфонической
добетховенской школой пути, и путь этот словно бы преображался: легкий
непривычный изгиб мелодии, новый тональный поворот или уклон, красивый
узор, плавный ход аккордов, изящный инструментальный штрих — и вот все
звучит по-иному. По виду незатейливо и как бы мимоходом, шутя, играя богатством
своего воображения и никогда не подчеркивая своих выдумок, юный Шуберт-симфонист
дразнит слушателя и искушает его исключительными возможностями и тотчас
же опять скрывает свои черты под маской добродушного старого шутника Гайдна.
А надо всем господствует власть песенности и пленяет свободная и непринужденная
игра мелодий. Ими насыщены четыре смены симфонического движения (медленное
вступление и прозрачно-подвижное первое Allegro, по-гайдновски развернутое
Andante, прихотливо и контрастно снующая, живая музыка скерцо и, наконец,
добродушная, веселость финала — сдержанное в своей лукавой подвижности
движение, в котором проходит ряд мелодий с неожиданными, инструментальными
«выходками»— например: фанфары! — и сопоставлениями).
Грандиозная Седьмая C-dur'ная симфония Шуберта 35 является великой жизненной
эпопеей, отражением эпохи колоссального размаха — пережитого человечеством
волнения и беспокойства, героических усилий и великой борьбы наций. Особенно
ритмы последней части, идущие на смену красивой игре гениального скерцо,
ритмы встревоженные и стремительные захватывают дыхание своим титаническим
напряжением. Светлая скорбь знаменитого Andante (вторая часть) представляется
мне отголоском античных «плачей» —величественных сцен оплакивания павших
героев множеством людей: мелкого личного горя не слышно в этой спокойно-прекрасной
лирике. Вся симфония в целом поражает своей монументальностью. Это фресковое
письмо величественных планов и широкого охвата. Трудно поверить, что симфония,
полная энергии и насыщенная жизненной бодростью, написана Шубертом в год
смерти, почти накануне ее. Если далее допустить, что пометка на первой
странице рукописи партитуры «март 1828» говорит об окончании симфонии
— что очень сомнительно, то и тогда до дня смерти Шуберта 19 ноября 1828
года оставалось не так уж много времени, чтобы не удивляться расточительности
и силе его творчества вплоть до последних месяцев жизни. Симфония была
найдена Шуманом зимой 1838 года у брата Шуберта и исполнена в первый раз
в Лейпциге под управлением Мендельсона-Бартольди.21 марта 1839 года. Одиннадцать
лет это гениальное сочинение оставалось никому не ведомым и лежало в бумагах
покойного композитора: так велик был интерес к нему у его современников!
И все-таки судьба ее счастливее, чем судьба не менее замечательной лирической
неоконченной симфонии, написанной в 1822 году и остававшейся в неизвестности
до 1865 года! Путь Шуберта-симфониста — великий путь: просто и с детской
доверчивостью его воображение шло сперва по дороге, проторенной венской
добетховенской школой, только намечая свое, свой красивый узор, свой поворот
мелодии или гармонии, свой изящный инструментальный штрих, — и вдруг творчество
расцвело, окрепло, широко распространилось и завершилось гигантским эпическим
охватом жизни, не уступающим бетховенскому.