Б. Асафьев - О симфонической и камерной музыке

Б. Асафьев (книги)



Литература о композиторах, музыке, ноты, сборники

 


Аренский

 

 

К числу композиторов, работавших в направлении, данном Чайковским, и по летам близких к Танееву, принадлежит Антон Степанович Аренский (родился 30 нюня 1861 года в Новгороде, а скончался 12 февраля 1906 года в Финляндии). Кончил курс он в Петербургской консерватории у Римского-Корсакова, в 1882 году был приглашен преподавателем в Московскую консерваторию. С 1895 по 1901 год занимал в Петербурге должность управляющего Придворной певческой капеллой (теперь; Народная хоровая академия). Сочинения Аренского: оперы («Сон на Волге», «Наль и Дамаянти», «Рафаэль»), две симфонии, три сюиты, два струнных квартета, очень распространенное и известное Трио для фортепиано, скрипки и виолончели, Фортепианный квинтет, концерты для фортепиано с оркестром и для скрипки с оркестром, множество пьес для фортепиано и романсов. Талант Аренского неяркий и неглубокий. Путей, открытых Чайковским, он не нашел, а наоборот, пребывая в области настроений, близких переживаниям, раз навсегда запечатленным силой громадного дарования Чайковского и потому запретным, закрытым для других. Именно то личное, что дал Чайковский, неповторимо, но оно-то и заражало больше всего, и влекло к себе. Тем не менее, основывая свой творческий мир на родственных музыке Чайковского звучаниях, Аренский обладал присущим лично ему дарованием облекать свои чувства в оболочку нежных, искренних своеобразных гармонических и мелодических оборотов. Оригинального и выдающегося в них искать не приходится, но вместе с ними его музыка, будучи овеяна теплом, лаской и мягкой легковейной грустью, не захватывая и не поражая, приковывает к себе. Зыбучесть и как бы талость и туманность звучаний Аренского сродни грусти, рождаемой унылым видом болотистых равнин и окутанных туманом сумеречных далей его родины — северо-западной полосы Новгородской губернии. Оркестр — не его призвание. Уютная прелесть музыки Аренского яснее всего дает себя знать в многочисленных романсах, в пьесах для фортепиано и камерных произведениях для струнных инструментов.

«Сон на Волге» — лучшая из опер Аренского. В пей скрещиваются влияния русского стиля Римского-Корсакова с откликами грусти Чайковского под углом зрения вполне овладевшего мастерством и воспринявшего характер музыки учителей юного композитора (эта опера написана Аренским в 1888—1889 годах). Моменты, требующие подъема творческой воли и широты замысла, не удавались Аренскому, но зато там, где царит кроткий лиризм, где господствует не действие, а чувство, он убеждает и покоряет. Увертюра к этой опере — яркий образец и характерный пример тех сочинений Аренского, которых он является мастером, завершающим и объединяющим предшествовавшие ему достижения, и композитором, наложившим неуловимый отпечаток своего направления, своего духа на звучания, отзвучавшие в прошлом. Его творчество всегда теплится, но не воспламеняется и не пышет ярким пламенем. Тихий свет струится от его музыки. И как человек он был нежный, кроткий, изысканно мягкий и вежливый, но нервно-чуткий и неуравновешенный, со слабой волей и неустойчивым характером.