Л. Бетховен - Лунная соната

С.Хентова - Мелодии великого времени

Бетховен - ноты

Бетховен - книги

Лунная соната



Произведения композитора, творчество, биография, ноты

 

 

Лунная соната Бетховена
Библиотека музыкального самообразования
С. Хентова
Рассказ о «Лунной сонате»
"МУЗГИЗ", 1961г.
(pdf 3 Мб)

содержание:

 

Жизнь музыкального произведения — в его исполнении.
Академик Б. Асафьев


Буря, разразившаяся над Веной в весенний день 1827 года, когда умирал Бетховен, прошла. Выглянуло тусклое мартовское солнце.
Мертвый Бетховен лежал в сумрачной комнате своего последнего жилища с символическим названием Schwarzspanierhaus — «дом с траурным флагом». Три близких Бетховену человека — его брат Иоганн и друзья Стефан Брейнинг и Антон Швидлер — осматривали бумаги умершего: искали банковские билеты — единственную денежную ценность, завещанную племяннику.
Искали долго, безуспешно, не доверяя друг другу, пока наконец случайно обнаружили маленький тайник, о котором Бетховен никогда никому не говорил. В тайнике хранилось то, что было памятью чувств: письмо и два женских портрета.


Из глубины страдающего сердца мечтавший о счастье молодой Бетховен писал своей «бессмертной возлюбленной»:
«...К чему эта глубокая печаль перед неизбежным? Ведь любовь наша не может существовать без жертв и без самопожертвования; разве ты можешь изменить обстоятельства, вследствие которых ты не вся принадлежишь мне и не весь я твой?. Господи! Взгляни на чудную природу и успокой свое сердце. Любовь требует всего и имеет на то право. Не забывай, что я должен жить для себя и для тебя.».


Бетховен верил, надеялся: «...Мы устроим с тобой жизнь неразлучную. Какую жизнь!! Да!!!.Я плачу
 При мысли, что ты, вероятно, только в субботу получишь мою первую весточку. Как бы ты ни любила меня, все же я люблю тебя сильнее. Лишь проснусь, мысли мои уже стремятся к тебе, моя бессмертная возлюбленная; в каком настроении и где бы я ни был, постоянно жду (решения судьбы. Или мы должны быть неразлучны, или я готов умереть...».

Адреса и точной даты в письме не было. Его содержание, словно зашифрованное от постороннего глаза, не указывало, кому же писал Бетховен. Один из портретов, хранившихся в тайнике, изображал прелестную девушку из семьи венских друзей композитора — юную Джульетту Гвиччарди. Тридцатилетний Бетховен любил ее. «Я был любим ею.»,— вспоминал он года за четыре до смерти.

Джульетте Гвиччарди в ту короткую пору, когда Бетховен надеялся на счастье, он посвятил одно из самых вдохновенных своих творений — Сонату соч. 27 № 2 до-диез минор, впоследствии названную «Лунной».

Композитор Бетховен
Бетховен. Рис. Л. Пастернаку

Прошли многие годы. Письмо к «бессмертной возлюбленной», портрет и соната оказались связанными в тесный узел предположений, розысков. Антон Шиндлер первым назвал Джульетту «бессмертной возлюбленной» Бетховена. Были высказаны и другие догадки. Возникли споры. Легенды окружили сонату. А она продолжала свой путь, завоевывая сердца, и каждое поколение находило в ней нечто новое, прекрасное и возвышенное.
Соната входила в репертуар крупнейших пианистов прошлого. Ее играл как свое самое любимое сочинение Ференц Лист. Интерпретаторами «Лунной» были Фридерик Шопен, Антон Рубинштейн, Ганс Бюлов, Артур Шнабель, Эгон Петри. Ее играет в настоящее время большинство выдающихся советских пианистов — А. Гольденвейзер, Г. Нейгауз, Э. Гилельс, Л. Оборин, М. Юдина, П. Серебряков, Н. Перельман, В. Мержанов, Г. Гинзбург, М. Гринберг, а также молодые исполнители— Л. Власенко, Г. Аксельрод, Ю. Муравлев, А. Ихарев, Г. Федорова.
В различные эпохи соната по-разному трактовалась исполнителями и воспринималась слушателями. Богатой и интересной оказалась судьба этого популярнейшего сочинения.
 
Осмыслить некоторые ее моменты — цель этого очерка. Читатель найдет в нем, следовательно, не столько анализ сонаты, изложенный в исследованиях, сколько рассказ о ее исполнении и исполнителях.3 С этой точки зрения автор стремился удовлетворить интерес к «Лунной сонате» Бетховена музыкантов и любителей музыки.

 

Скачать сборник Скачать книгу