В. Блок - Оркестр русских народных инструментов

Музыкальная литература



Книги, ноты, литература о музыке

 

 

ИМЕНИ НИКОЛАЯ ОСИПОВА

 

 

1919 год. Советская Россия — в огне гражданской войны, она отражает интервенцию стран Антанты. Война несет разруху, нет самого необходимого — хлеба, одежды. Драгоценностью становится, говоря словами Маяковского, «пол-полена березовых дров».
И в это суровое время молодая Республика находит возможность думать о развитии искусства. В ведение государства переходят Московская и Петроградская консерватории, Большой и бывший Мариинский театры, нотные издательства и фабрики музыкальных инструментов. А в 1919 году начал свою работу Первый московский великорусский оркестр.

Его основателями явились петроградские музыканты — известный домрист и дирижер Петр Алексеев, его брат, домрист Сергей Алексеев и выдающийся виртуоз-балалаечник Борис Трояновский. Все трое, как и ряд других музыкантов, переехавших из Петрограда в Москву, в прошлом были участниками знаменитого Великорусского оркестра, основанного Василием Андреевым. 16 августа 1919 года новый оркестр впервые и с большим успехом выступил в Московском саду «Эрмитаж». А первые гастрольные концерты состоялись в освобожденном от белоказаков городе Козлове (ныне Мичуринск). Затем — выступления перед красноармейцами Восточного фронта.

В течение двадцати лет оркестр возглавлял Петр Алексеев, сочетавший в себе таланты дирижера, инструменталиста (в дальнейшем Алексеев явился первым художественным руководителем Оркестра русских народных инструментов Всесоюзного радио). Растет число концертов оркестра, ширится география его выступлений. А с 1924 года оркестр стал участвовать в незадолго до того начавшихся музыкальных передачах молодого советского радиовещания. Отражением этой качественной эволюции художественной жизни коллектива стало его новое (с 1936 года) наименование — Государственный оркестр народных инструментов СССР.
В 1939 году коллектив на короткое время возглавил выдающийся дирижер Николай Голованов. А в следующем году художественным руководителем оркестра стал Николай Осипов. К этому времени он был уже знаменитым исполнителем-балалаечником, лауреатом Всесоюзного конкурса исполнителей на народных инструментах.
В июне — июле 1941 года многие оркестранты были призваны в ряды Красной Армии. Планомерная концертная деятельность на какое-то время прекратилась. Но уже в декабре 1942 года некоторые музыканты были отозваны с фронтов и коллектив вновь вернулся к активной творческой жизни. Его выступления были необходимы в те годы. Дороже самых лестных и высокопрофессиональных рецензий были письма благодарных слушателей: «.После перенесенных на фронте трудностей у нас, людей, не раз встречавшихся с глазу на глаз со смертью, русская народная песня находит особенный отклик в душе. Она показывает богатство творческого дарования народа, за счастье которого стоило перенести все тяжести и невзгоды».
В 1945 году Николая Осипова не стало. Год спустя коллективу было присвоено его имя. В 1945—1953 годах оркестр возглавлял его брат, Дмитрий Осипов, за свою недолгую жизнь проявивший себя ярко и талантливо.
Время выдвигало и новых дирижеров. В оркестр пришел Виктор Смирнов — музыкант большой профессиональной культуры и подлинного энтузиазма. С осиповцами работал Виталий Гнутов, активно расширявший сотрудничество коллектива с мастерами советского вокального искусства (многочисленные обработки народных песен, сделанные Гнутовым, и сегодня занимают, большое место в репертуаре осиповцев). Большой вклад в художественный рост коллектива внес Виктор Дубровский, чья творческая энергия способствовала обогащению концертных программ целым рядом новых интересных сочинений, а также переложениями для русского оркестра произведений Мусоргского, Стравинского, Шостаковича, Свиридова, Щедрина. В разные годы с коллективом эпизодически выступали Николай Аносов, Александр Гаук, Геннадий Рождественский, Лео Гинзбург, Владимир Федосеев, Сергей Колобков, Павел Нечепоренко, В 1969 году Государственному русскому оркестру имени Н. Осипова присвоено звание академического.
Говорят, что музыка — искусство, не знающее границ и расстояний. Москвичи еще раз ощутили это, когда преследуемый у себя на родине за «антиамериканскую деятельность» Поль Робсон, приехав в 1949 году в нашу столицу, пел «Песню о Родине» Дунаевского. Ему аккомпанировали осиповцы. Широко и привольно звучали русские и негритянские песни, мелодии других народов мира.
Неизбывную красоту русской музыки оркестр дарил восторженным слушателям и в своих зарубежных выступлениях. Строки газетных рецензий воспроизводят саму атмосферу этих гастролей, начавшихся в 1948 году. Чехословакия: «Выступление оркестра им. Н. Осипова показало, что каждый из артистов оркестра является выдающимся виртуозом игры на своем инструменте. Овациям не было конца. Концерт превратился в восторженную манифестацию чехословацко-советской дружбы и стал выражением решимости бороться за мир». ГДР: «Первое выступление советского Государственного народного оркестра им. Осипова, состоявшееся в переполненном Государственном оперном театре в Берлине, прошло с небывалым успехом. Оркестр, состоящий в основном из старинных русских инструментов. обнаружил огромные возможности в области тончайшей нюансировки и ритма, которые проявились в самых сложных композиционных формах.» Румыния: «Концерты оркестра им. Осипова вызвали чувство горячей любви й восторга в отношении посланцев советского искусства, в отношении всего советского народа и бурные овации в честь нерушимой Дружбы между румынским народом и великим народом Ленина». Австралия: «Это действительно самый потрясающий вечер русской народной и классической музыки,- который мы когда-либо видели. Основная часть вечера посвящается тому, что можно назвать „балалаечной симфонией"». США: «Русским не надо_ иметь никакого тайного оружия, когда у них есть оркестр имени Н. Осипова». И как во времена Великорусского оркестра, после этих триумфальных поездок в разных уголках земного шара начинают возникать любительские оркестры русских народных инструментов.
Среди ведущих наших коллективов оркестр имени Н. Осипова имеет, вероятно, самую большую традицию выступлений с выдающимися мастерами вокала. Золотыми буквами вписаны в историю оркестра совместные концерты с корифеями вокального искусства — А. В. Неждановой, Н. А. Обуховой, М. П. Максаковой, В. В. Барсовой, М. Д. Михайловым, А. С. Пироговым, С. Я. Лемешевым, А. П. Огнивцевым, И. С. Козловским, с непревзойденной исполнительницей русских песен Лидией Руслановой и замечательным эстонским певцом Георгом Отсом. В активе осиповцев выступления с Борисом Штоколовым и Маргаритой Войтес, Ольгой Воронец и Валентиной Щербининой, с мастерами Большого театра — Ириной Архиповой, Тамарой Синявской, Александром Ведерниковым, Артуром Эйзеном, Валентиной Левко, Альбертом Масленниковым, Александром Ворошило, Кларой Кадинской, Еленой Школьниковой, Владимиром Мальченко. Этот далеко не полный перечень постоянно пополняется все новыми именами талантливых исполнителей. Характерно, что сотрудничество это не ограничивается отдельными совместными выступлениями, но охватывает и развернутые программы, получившие широкое общественное признание. За концертные программы, подготовленные вместе с Осиповнами, С. Я. Лемешев и Ю. А. Гуляев были удостоены Государственной премии СССР, а Л. Г. Зыкиной за тематические программы «Тебе, женщина» и «Старинная русская народная песня» была присуждена Ленинская премия.

В 1979 году во главе коллектива встал Николай Калинин. Его творческая биография довольно необычна. Первоначальное музыкальное воспитание он получил в знаменитом ансамбле песни и пляски Московского Дворца пионеров, возглавлявшемся В. С. Локтевым. Затем, учась еще в музыкальном училище при Московской консерватории, Калинин сплотил вокруг себя сверстников, организовав «свой» оркестр, из которого позднее вырос коллектив, получивший название Московского молодежного оркестра русских народных инструментов, все более активно заявлявший о себе своеобразием исполнительского почерка, инструментария, репертуара. В 1978 году коллектив Московского молодежного оркестра был удостоен премии Московского комсомола, а годом спустя лауреатом премии Ленинском го комсомола стал дирижер Николай Калинин. «Это очень одаренный музыкант, — говорит народная артистка РСФСР Валентина Левко. — У него точное ощущение „пульса" звучащего произведения. Калинин умеет удивительно органично войти в атмосферу исполняемой музыки. Мне приходилось петь с ним и без репетиций, и с чужим для него оркестром. И я знаю: если спокойна за себя, за него можно не волноваться». В 1985 году Н. Калинин был удостоен звания народного артиста РСФСР.
. Творчески интересно и многогранно проявил себя дирижер Валерий Петров. Известный баянист, завоевавший в 1969 году звание лауреата на международном конкурсе «Кубок мира», он и сегодня успешно сочетает дирижирование с сольными выступлениями. В осиповский оркестр он пришел в 1969 году в качестве концертмейстера группы баянов, а в 1976 году впервые встал за дирижерский пульт. О Петрове-дирижере говорит композитор Александр Флярковский: «Валерий. Петров —очень талантливый исполнитель, талантливый музыкант-руководитель, превосходный знаток народного музыкотворчества. Наблюдая его репетиционную работу, я, помимо высокого профессионализма, мог в полной мере оценить его интеллигентность и воспитанность, что, безусловно, влияет на атмосферу всей творческой жизни коллектива». Своими впечатлениями делится народная артистка РСФСР Вера Николаевна Городовская: «Валерий. Петров — музыкант большого дарования, яркого темперамента, широкого творческого диапазона. Когда он пришел к нам в оркестр, он сразу же привлек внимание своим очень ярким, блестящим исполнением на своем инструменте. Будучи концертмейстером, он очень интересно занимался со своей группой. Причем занимался как своеобразный дирижер — он относился.
к группе баянов как к маленькому оркестру. Ас первого появления за дирижерским пультом осиповского оркестра он проявил особую тщательность отработки исполнительских деталей в каждой оркестровой группе.
Он очень хорошо проводит оркестровые аккомпанементы сольных инструментальных и вокальных сочинений.

Когда я пишу для оркестра, я всегда стремлюсь посоветоваться с Валерием Петровым в отношении инструментовки — у него исключительно тонкий внутренний слух. Неизменно доброе внимание Валерия Константиновича к работе коллег».
Репертуар оркестра всегда был достаточно широк.
На протяжении десятилетия звучит в оркестре музыка Николая Будашкина, произведения других композитаров разных поколений — Павла Куликова, Бориса Кравченко, Александра Холминова, Юрия Шишакова, Александра Широкова, Григория Фрида, Маргариты
Кусе, Павла Барчунова, Федора Смехнова» Эмиля Захарова. Звучат и сочинения авторов среднего поколения — Александра Курчёнко, Льва Приеса, Владимира Комарова, Алексея Ларина, Юрия Запарного. Ныне, в большей степени, чем когда-либо, основу репертуара составляют произведения, написанные специально для русского оркестра. Многие из них созданы именно для осиповцев. Обновляется и жанровая палитра репертуара. Впервые в программах оркестра прозвучал концерт
для щипковых гуслей с оркестром Павла Барчунова— первый концерт для этого инструмента. Другая премьера 80-х годов беспрецедентна по своему жанровому синтезу, представляющему собой сочетание классического балета и музыки для русского оркестра. Именно так, в содружестве осиповцев с коллективом Московского камерного балета, руководимым известным хореографом Станиславом Власовым, родился спектакль «Лирико-эпические картины Руси».
Среди русских оркестров, профессиональных и самодеятельных, осиповцы наиболее широко претворяют идеи Василия Андреева, касающиеся совершенствования народных инструментов. Оркестр имени Н. Осипова — единственный профессиональный коллектив, в состав которого входят группа из шести усовершенствованных владимирских рожков, охватывающая инструменты, различные по своему диапазону. Ведется работа по усовершенствованию свирели, брёлки, жалейки,
обогащению их художественных возможностей.
Отрадно, что многим участникам оркестра присущи творческая многогранность. В. Н. Городовская, проработавшая в оркестре более сорока лет, в свое время окончила Московскую консерваторию по классу фортепиано у С. Е. Фейнберга. Посвятив себя гуслям, она явилась создателем нового вида ансамбля — дуэта щипковых и клавишных гуслей. Вера Николаевна является автором многих произведений для русского оркестра.

Целый ряд сочинений создал и высокоталантливый домрист, лауреат Международного конкурса Александр Цыганков, несколько лет проработавший в оркестре. Конечно, сложившийся артист русского оркестра должен уметь передать свой творческий опыт молодежи, стать для нее подлинным наставником. Именно таковы концертмейстер оркестра, заслуженный артист РСФСР Николай Никитушкин; концертмейстер группы балалаек, народный артист РСФСР Александр Тихонов; гуслярша, заслуженная артистка РСФСР Нина Чеканова.
Наряду с расширением репертуара расширяется и география концертных выступлений оркестра. С большим успехом прошли концерты оркестра в Ульяновске на фестивале, посвященном 110-летию со дня рождения Б. И. Ленина. Оркестр выезжал в Южно-Сахалинск; неоднократно выступал перед строителями БАМа. Интересный концерт, посвященный 120-летию со дня рождения основателя Великорусского оркестра Василия Андреева, состоялся на его родине, в городе Бежецке.
Другим важным фактором работы коллектива является создание развернутых тематических программ и концертных циклов. В дни празднования 600-летия
Куликовской битвы оркестр выступал на Куликовом поле. Музыка в исполнении осиповцев звучала во время церемоний открытия и закрытия Московской Олимпиады. В Москве же прошел цикл концертов, посвященный музыке для русского оркестра в ее исторической ретроспективе. С большим успехом выступил оркестр в программах Московского фестиваля молодежи и студентов в 1985 году.