Ноты

Романсы



Книга о романсах и композиторах
Ноты для голоса, фортепиано, гитары, тексты

 

БРАТ ПЕСНИ

 

 

Через неделю после отъезда Виктора пришло от него коротенькое письмецо, в котором он

сообщал, что получил мое письмо и читал с удовольствием.
«Так как мы условились считать Ваши письма и беседы своеобразным лекторием, — писал Виктор, — хочу Вам сказать, что все полученные от Вас материалы я собираюсь штудировать».
Мне, в свою очередь, было очень приятно прочесть эти строки. И я быстро подготовил моему питомцу очередное письмо.


О становлении и развитии русского романса можно говорить долго — тема эта интересна и увлекательна. Но мы ведь условились, что мои письма не будут носить характера исследовательской, музыковедческой работы. И я ограничусь на этот раз коротким письмом, расскажу тебе о первых шагах брата русской народной песни — романса.
Знакомясь с русским романсом, ты вряд ли услышишь произведения тех композиторов, которые прокладывали первые пути этому жанру вокальной музыки: все это стало принадлежностью далекой истории. Но мне думается, что и об этих пионерах-первопроходцах тебе нужно хоть немного узнать.
В XVIII веке еще не было композиторов, которые могли бы стать крупными авторами русского романса. Песенное Творчество, характеризующее ту далекую эпоху, представляет собой искусство, созданное главным образом авторами анонимными. Но песенное наследство, оставленное XVIII веком, огромно, и его значение в истории русского романса трудно переоценить.
Самый термин «романс» не был в те времена в обиходе. Заменяло его наименование «российская песня».
Ты яснее представишь себе прогрессивное значение этого термина — русский романс, — когда узнаешь, что главенствующую роль играл в ту пору французский романс, французская ариетта — вокальные произведения, написанные композиторами (в том числе и русскими!) на французский текст. Эти романсы и ариетты исполнялись в салонах аристократов, преклонявшихся перед иностранщиной и пренебрегавших всем отечественным, русским.

Но музыка, особенно ее вокальный жанр, постепенно переставала быть гостьей только аристократических салонов. Она все глубже проникала в быт широких слоев русского общества. В песне начинали проявляться чувства, думы и настроения этих слоев, которые объединяли и мелкопоместное дворянство, и чиновников, и мещан.
Из авторов конца XVIII века — создателей российских песен — я выберу троих и коротко расскажу тебе о Федоре Дубянском, Осипе Козловском и Алексее Жилине.
Песни Дубянского — композитора-любителя — несложные по своей фактуре, отличались мелодичностью, искренностью и теплотой.
Простая, бесхитростная мелодия звучит в его сентиментальной минорной песне «Стонет сизый голубочек», написанной на стихи Дмитриева: «Стонет сизый голубочек, стонет он и день и ночь, миленький его дружочек отлетел надолго прочь.»
Эта песня приобрела широкую и устойчивую популярность.
Открой, пожалуйста, том Пушкина с поэмой «Домик в Коломне». В ней поэт обессмертил песню Дубянского, рисуя образ героини:
.Она
Читала сочиненья Эмина, Играть умела также на гитаре И пела: Стонет сизый голубок.

Федор Дубянский — певец «нежности сердечной» — ярко проявил себя и в песнях, приближающихся к развитому типу романса. Такова его песня «Бывало, я с прекрасною подругой» — образец ранней русской вокальной лирики.
Козловский — композитор-профессионал. Его творчество, начавшееся в последней четверти XVIII века, продолжалось до 30-х годов XIX века. Осип Козловский, как и Федор Дубянский, был выходцем из дворянской среды. Хотя занятие музыкой тогда считалось несовместимым с достоинством дворянина, Козловский не отступил перед встретившимися па его пути трудностями и занимался композиторским творчеством. Был он также видным музыкальным деятелем и руководил музыкальной частью придворных театров в Петербурге.
С именем Козловского связан значительный этап дальнейшего развития вокальной лирики. В отличие от Дубянского Козловский склонен к высокому пафосу, яркой эмоциональности. Вокальное творчество Козловского характеризуют российские песни мрачно-патетического склада, драматические песни-монологи: «Прежестокая судьбина», «Жизнью я своей скучаю» («Жизнью я своей скучаю, всяк час плачу и грущу, жить спокойно уж не чаю и отрады не ищу.»). Мелодия этих песен, широкая и экспрессивная, пронизана романтической Приподнятостью.
Интересно отметить, что Козловский одним из первых русских композиторов отводит значительную роль фортепьянному сопровождению, а в некоторых случаях прибегает к звукописному аккомпанементу, изображающему, например, грозу: блеск молнии, раскаты грома.
В, российских песнях Козловского явственно проступают черты, характерные для романса в полном смысле этого слова.
Алексей Жилин проявил себя талантливым лириком. Слепой от рождения он был одарен внутренним видением и создал много интересных произведений в разных жанрах музыки, особенно в области вокальной лирики.
Песни Жилина, написанные на тексты Жуковского,
Дмитриева и других поэтов того времени, отличаются глубокой- искренностью, декламационной выразительностью и теплотой.
Назову его сентиментально-патетические песни-романсы: «Малютка, шлем нося, просил», «Прости мне дерзкое роптанье» и задумчивую элегию «Здесь под тенью древ ветвистых».
На этом я закончу короткий рассказ о композиторах — создателях «российских песен».
А в конце XVIII века впервые в русской музыке' появилось название «романс». Слово это обозначает музыкально-поэтическое произведение для голоса с сопровождением фортепьяно или гитары, арфы « т. п. Родина романса—Испания, а к нам он пришел из Франции.
В начале XIX века романсом называли сольную камерную песню с инструментальным сопровождением, написанную на лирический стихотворный текст.
Появление термина «романс» не привело к отмене слова «песня». Оба названия до сих пор сосуществуют рядом. И сосуществование это вызвано тем, что обогащение жанров русской вокальной музыки уже к концу XIX века потребовало выделить в самостоятельную область то, что композиторы писали на тексты лирических поэтов, — в отличие от произведений, возникших как подражание народной песенной лирике с использованием подлинных народных текстов и напевов.
Лирический романс и русская песня — два основных жанра русской вокальной музыки.
В творчестве композиторов первой четверти XIX века преобладают романсы сентиментального, любовно-лирического содержания. Но наряду с этим развиваются и другие вокальные жанры. Среди них отметим элегию, мелодия которой приобретает все более яркую декламационность. Элегии противопоставляется романс-монолог, насыщенный эмоциональностью и драматизмом. Мелодика его отличается ритмической остротой, а фортепьянное сопровождение обогащено за счет разнообразия иллюстрации поэтических образов.
Немалое место в вокальной музыке того времени заняли застольные, заздравные песни и близкие к ним серенады.
В музыке 20-х и 30-х годов XIX века появляется новый жанр романса — баллада. Это вокальное произведение повествовательного склада.
Наконец, нужно упомянуть песни национально-жанрового характера — восточные, итальянские, испанские, польские и др.
Расцвету русской романсовой лирики содействовал необычайный подъем русской поэзии в предпушкинскую эпоху, когда на музыку перекладывались стихи Жуковского, Батюшкова, Баратынского, Дельвига.

Ну, а с приходом Пушкина русский романс получил такую поэтическую основу, которую мог дать только гениальный поэт. Вокальная лирика, обогащенная поэзией Пушкина, приобрела философское и гражданское звучание. Богаче и глубже стало и лирико-психологическое содержание романсов.
Пушкинская поэзия способствовала расцвету романсного творчества популярных в то время композиторов: Н. А. Титова, друга Пушкина М. М. Яковлева, музыканта-любителя М. Ю. Виельгорского, А. Н. Верстовского и, наконец, крупнейшего композитора -романсиста доглинкинской эпохи А. А. Алябьева.
О нем и о его более молодых сверстниках, А. Гурилеве и А. Варламове, мы с тобой поговорим подробнее. Начиная с Алябьева, в программу нашего «лектория» войдут музыкальные иллюстрации, которые позволят тебе систематически знакомиться с романсным творчеством русских композиторов, слушая их произведения в концертных программах или в записи. Это очень ответственный и важный этап па пути твоего приобщения к серьезной музыке. И мы выберем еще время поговорить на одну, тоже очень важную тему: как слушать вокальную музыку, чтобы научиться слышать ее.
Так как, судя по твоим сообщениям, твоя выездная практика затягивается, я продолжу с тобой письменные беседы.