Б. Дунаевский - Брат песни

Романсы



Книга о романсах и композиторах
Ноты для голоса, фортепиано, гитары, тексты

 

ИХ НАЗЫВАЛИ ДИЛЕТАНТАМИ

 

 

Ты, конечно, знаешь, что. дилетантом называют человека, работающего в какой-либо

области науки, техники, искусства, но не специалиста, а, как говорят, любителя.
Дилетантом-композитором в начале XIX века называли Александра Александровича Алябьева.
А наш музыковед академик Б. В. Асафьев назвал Алябьева первым выдающимся русским лириком.
Пользуюсь случаем, чтобы сказать тебе: советское музыкознание вообще решительно пересмотрело вопрос о «дилетантизме» трех композиторов, которые вошли в историю русской музыки под названием «дилетанты». Речь идет об А. А. Алябьеве (1787—1842), А. Е. Варламове (1801 — 1842) и А.Л. Гурилеве (1803—1858). Все они в конце концов заняли достойное место среди композиторов, отличившихся своим романсным творчеством в доглинкинский период. Все они подготовили ту почву, па которой впоследствии вырос гений Глинки. А плоды их вокального творчества создали необходимые предпосылки для расцвета русского классического романса.
Расскажу тебе подробно об Александре Александровиче Алябьеве.
Представь себе, что в одном лице соединились композитор, пианист, певец, дирижер, педагог, богато одаренный музыкант; одержимый страстью к музыке, — и ты получишь почти исчерпывающий портрет Алябьева. С неиссякаемой энергией и поразительной продуктивностью прошел он сорокалетний творческий путь в условиях сложной, порой драматически складывавшейся жизни.
Значительную и наиболее ценную часть творчества Алябьева составляют русские песни, песни-романсы и романсы.

Первое сообщение о выходе из печати романса Алябьева относится к маю 1810 года.
Уже в начале XIX века, в годы, предшествовавшие Отечественной войне 1812 года, москвичи стали усиленно интересоваться народной русской музыкой, песнями и танцами. Это привело к созданию и постепенному укреплению новой, национальной школы русской музыки.
Одним из ранних представителей этой школы был Алябьев. Его романсное творчество (и я прошу тебя иметь это в виду, знакомясь с его вокальными произведениями) разнообразно по своему характеру и настроению.
Алябьев — участник Отечественной войны 1812— 1814 годов, товарищ Дениса Давыдова по военным походам — не мог пренебречь военной тематикой. Поэтому так естественны отзвуки песен и маршей военных лет в ряде произведений, написанных им вскоре после окончания войны.
Это легко обнаруживается в таких сочинениях, как романс «Прощание гусара», в военных песнях «Застольная гусарская», «Песня солдат в Грузии», три «Песни Баяна», «Песня старика», «Песня инвалида»-В них отражены и военно-патриотическая тема и гражданская направленность романтической лирики Алябьева.
Говоря о патриотическом характере его творчества, не могу не упомянуть застольных хоровых песен, написанных позже, в 1839 году. Не сомневаюсь, что одну из них ты слышал. Это песня на слова Языкова «Из страны, страны далекой». Она стала популярной студенческой песней.
Немалую дань отдал Алябьев любовно-лирической тематике. Это песни на стихи Дельвига, романсы на стихи Пушкина («Что в имени тебе моем», «Я вас любил», «Старый муж, грозный муж»). Среди романсов, написанных на пушкинские тексты, рекомендую тебе послушать и элегию «Мечты, мечты». Вообще Алябьев очень часто обращался- к поэзии Пушкина.
В начале 40-х годов в творчестве Алябьева появляется тема одиночества, разочарования, появляются произведения, рисующие печальную судьбу изгнанника (романсы «Уныние», «Песня несчастного», «Вечерний звон»).
С большой, чуткостью воспринял Алябьев перемены, которые внесли в литературу и искусство 40-е годы прошлого века. Композитор откликнулся на эти перемены сочинением песен-романсов на тексты Огарева «Изба», «Деревенский сторож» и «Кабак». В них затронуты бытовые деревенские сюжеты. Особенно интересен «Деревенский сторож», сюжет которого позволил Длябьеву отразить любимую им тему одиночества и грусти на фоне сумрачной природы: «Ночь темна, на небе тута».
Демократическая устремленность Алябьева, несомненно, сказалась й в обращении композитора к поэзии Беранже.
Этот замечательный французский поэт-песенник прославился своими сатирическими произведениями, в которых он осмеивал наполеоновский режим. Немало песен Беранже посвятил простым людям, говоря об их судьбах тепло и сочувственно.
На стихи Беранже Алябьев написал волнующую, пронизанную глубоким гуманизмом песню «Нищая», В ней композитор с нескрываемым сочувствием рисует образ обездоленной женщины, когда-то знаменитой певицы, ставшей из-за превратностей судьбы нищей старухой.
Интересны восточные романсы Алябьева. В них ты найдешь колоритные образы Кавказа, хорошо знакомого композитору (песни «Черкесская», «Грузинская», «Кабардинская»).
Прошу тебя обратить особенное внимание на «Кабардинскую» песню, написанную на текст поэта-декабриста А. Бестужева. И текст и музыка здесь отмечены яркой образностью, а обращение композитора к элементам подлинной народной песни делает это произведение наиболее интересным изо всех восточных романсов Алябьева.
Есть в его романсном творчестве еще одна тема, которую можно назвать «соловьиной». Соловей — «герой» нескольких песен-романсов Алябьева: «Соловей», «Прощание с соловьем», «Прощание с соловьем на севере», «Что поешь, краса девица».

Конечно, центральным произведением в этом «соловьином» цикле является романс «Соловей» — шедевр русской песенной лирики, созданной Алябьевым на основе русской народной песни «Соловей мой, соловей, соловушко молодой».
Романс этот приобрел невиданную популярность и распространение не только в России, но и за рубежом. «Соловья» исполняли русские певцы и иностранные гастролеры. По свидетельству современников, «Соловей» Алябьева «наделал много шуму» и начиная с 30-х годов прошлого века стал «любимым и неизбежным номером в составе каждого концерта». В виде вставного номера «Соловей» исполнялся в сцене урока в опере Россини «Севильский цирюльник».
«Соловей» дважды встречается среди творческих работ Глинки: он написал вариации на мелодию алябьевского романса для фортепьяно, а затем переложил эту мелодию для голоса с малым симфоническим оркестром. Лист, будучи в Петербурге, создал две транскрипции на тему «Соловья». Известны также переложения для скрипки, флейты, виолончели. Большое количество обработок сделано для вокального исполнения: для разных голосов, для дуэта, хора.
Словом, можно предположить, что ни одно произведение русских композиторов конца 20-х годов XIX века не подвергалось столь многочисленным и разнообразным переложениям и обработкам, как «Соловей» Алябьева.
П. И. Чайковский в одиннадцатилетнем возрасте в письме родителям вспоминает, как пели «Соловья» у них в семье, утверждая, что это всегда была их любимая вещь. Неизменным осталось отношение Чайковского к этому романсу и в более поздние годы. В одном из своих писем он признается; «Я не могу без слез слышать «Соловья» Алябьева!»
Выдающаяся русская певица А. В. Нежданова, вспоминая свою встречу с Горьким в 1913 году в Италии, пишет: «Во время пения, взглядывая на Алексея Максимовича, я замечала его взволнованное лицо и слезы на глазах. В особенности понравились ему русские песни, а алябьевского «Соловья» он даже попросил повторить».
«Соловей», написанный (предположительно) в 1826 году, совершил победный «перелет» в наш век и продолжает звучать в современных концертных программах. Обязательно проследи за афишами государственной филармонии! И если найдешь среди них объявление о концерте певицы Аллы Соленковой (обладательницы колоратурного сопрано), непременно посети этот концерт. В его программе ты услышишь неувядающего, овеянного вековой славой «Соловья».
.В одно время с Алябьевым жили и творили еще два композитора из группы так называемых дилетантов: Александр Львович Гурилев и Александр Егорович Варламов.
Алябьев был уже прославленным автором «Соловья», когда Варламов только начинал свою композиторскую деятельность.
Долгие годы Варламов был певцом-исполнителем. Хорошо зная особенности певческого голоса, он составил «Полную школу пения», которая сравнительно недавно была переиздана. Исполнительская и педагогическая деятельность немало способствовала творчеству талантливого композитора-мелодиста.
Творческое наследие Варламова в значительной степени состоит из «русских песен». Многие его произведения связаны с народными песнями протяжного характера. Самый популярный из романсов Варламова — «Красный сарафан» на слова Цыганова.
Приведу тебе слова Николая Алексеевича Титова, композитора-романсиста того времени: «Варламов написал свой «Красный сарафан», который произвел фурор и пелся везде и всеми — словом, сделался общей песнею. Он был певаем всеми сословиями — ив гости-пой вельможи и в курной избе мужика».
Не сомневаюсь, что ты слышал этот романс. Слышал ты, конечно, и «Белеет парус одинокий» (на стихи Лермонтова), и песню «Вдоль по улице метелица метет», ставшую народной.
Варламов написал около 150 вокальных произведений. Многие из них устарели, но некоторые романсы я рекомендую тебе послушать. Например — «Оседлаю коня», «Пловцы», «Челнок», «На заре ты ее не буди», «Горные>вершины».
Лучшие образцы вокального творчества Варламова сохранили свою ценность до наших дней. Они звучат в программах концертов, посвященных композиторам доглинкинского периода.
Самым молодым композитором из триады «дилетантов» был Александр Львович Гурилев.
Он родился в 1803 году в семье крепостного музыканта Льва Степановича Гурилева, дирижировавшего крепостнвш оркестром графа В. Г. Орлова. У своего отца — композитора и педагога — Александр Гурилев и учился музыке.
Из. 55 лет жизни 28 лет Гурилев был крепостным.
Он стал свободным лишь в 1831 году, когда отец, получив, наконец, вольную, поселился с семьей в Москве.
Александр Гурилев написал около 200 романсов, В большинстве своем это русские песни; немало среди них и подлинно народных песен, искусно обработанных композитором.
Тяготение Гурилева к народному песенному творчеству вполне естественно: композитор с детства был близок к народной песне, знал и любил ее.
Песенное творчество Гурилева ярко лирично и довольно разнообразно.
Но, будучи современником Варламова, трудно было не попасть под влияние популярного «Сарафана», Об этом говорит песня Гурилева «Матушка-голубушка». Послушай и сравни обе эти песий: ты обнаружишь общность и сюжета и жанра.
Удачно сочинял Гурилев русские песни драматизированного типа. Таковы интересные по своей мелодии песни «Вьется ласточка», «Домик-крошечка», дуэт «Не шуми ты, рожь».
Много песен Гурилев создал на стихи Кольцова, поэта, особенно ему близкого по духу. Советую тебе послушать одно из наиболее интересных произведений Гурилева, написанных на тексты Кольцова, — романс «Разлука».
В заключение хочу сказать об одной песне Гурилева, очень популярной, пережившей свою эпоху и буквально ставшей народной. Я имею в виду песню «Однозвучно гремит колокольчик» (слова Макарова). Замечательная мелодика песни, простая и искренняя, точно соответствует картинам русской природы, нарисованным в тексте.

Мое письмо о «дилетантах» подходит к концу.
Многие песни и романсы Алябьева, Варламова и Гурилева дожили до наших дней, пользуются заслуженным успехом и продолжают волновать слушателя.
Творчество этих композиторов оставило яркий след в истории русского классического романса и подготовило приход в русскую музыку Глинки и Даргомыжского.