ПЕРВЫЙ ПЕРИОД ТВОРЧЕСТВА
Квартеты ор. 18
Л. Бетховен ноты
Книги, литература, ноты для скрипки
Уцелела рукопись партий раннего варианта этого
квартета, которую Бетховен подарил своему другу Карлу Аменде 25 июня 1799
года при отъезде последнего из Вены в Курляндию. На партии первой скрипки
рукою Бетховена написано: «Дорогой Аменда! Прими этот квартет как скромный
знак памяти о нашей дружбе. Всякий раз, когда будешь играть его, вспомни
о тех днях, что мы прожили вместе, и о том, как глубоко тебя любил и всегда
будет любить твой верный и искренний друг Людвиг ван Бетховен» (19, ИЗ).
Через два года, 1 июля 1801 года в письме к нему же Бетховен сообщает:
«Квартет свой никому не давай, так как я основательно его переделал. Лишь
теперь я научился как следует писать квартеты, в чем ты сам убедишься,
когда их получишь» (19, 146). Действительно, переработанный вариант квартета
№ 1 показывает, как быстро совершенствовался стиль молодого Бетховена.
В этом квартете прежде всего привлекает наше внимание высокое мастерство владения фактурой, поистине безупречной. В то же время по стилю первая, третья и четвертая части, несмотря на ряд замечательных находок, еще не вполне оригинальны. Тем более неожиданной предстает вторая часть — Adagio, совершенно самостоятельная по своему содержанию. Здесь перед нами уже не последователь Гайдна и Моцарта, а Бетховен со всеми индивидуальными чертами его стиля. Это Adagio, так же как и Largo е mesto из фортепианной сонаты ор. 10 № 3, выделяется среди камерных произведений конца XVIII века трагической окраской музыкальных образов.
В основу музыки первой части (Allegro con brio, 3/4, J = 54), написанной в сонатной форме, положена короткая тема, построенная на мотивной ячейке, являющейся выписанным группетто:
Этот мотив в первой части проводится 131 раз! При этом активная
тематическая разработка, столь характерная для стиля зрелого Бетховена,
здесь по сути дела отсутствует. Основное интонационное зерно остается
неизменным, меняется лишь его окружение: гармония и фактура.
В музыке первой части проходит разнообразная гамма настроений— от шутливых
до серьезных.
Поистине гениальным предстает перед нами Бетховен во второй части (Adagio
affetuoso ed appassionato, 9/8, J= 138), также написанной в сонатной форме.
Из глубины сердца льется горькая жалоба, передаваемая сначала кантиленой
первой скрипки:
Здесь музыка как будто выражает жажду покоя, избавления
от страданий. Затем мужественное sforzando как бы возвращает ее к новой
жизни.
После проведения мягкой убаюкивающей побочной партии в тональности F-dur
начинается разработка. Она довольно компактна (всего 19 тактов). В разработке
тема главной партии благодаря окружению тридцатьвторых получает характер
более экспрессивный. В конце разработки четыре постепенно затихающих
аккорда и полные напряженного ожидания паузы подводят к несколько сокращенной
и измененной по фактуре репризе. В коде динамическое нарастание в партии
виолончели приводит к секстаккорду второй низкой ступени, после чего
наступают мучительно длинные паузы. Резко звучащий уменьшенный септаккорд,
исполняемый fortissimo с громадным скачком вниз в партии первой скрипки,
звучит как крик смертельно раненного человека (см. пример 3).
Последние пять тактов — скорбный эпилог. Слушая замечательное
Adagio, мы невольно задаемся вопросом, не находился ли композитор под
влиянием какого-нибудь определенного поэтического образа? Ответ на этот
вопрос дают слова самого Бетховена:
Когда я писал это Adagio, — сказал он своему другу Аменде,— я представлял
себе сцену в могильном склепе из Ромео и Джульетты (цит. по: 11, 96).
Отметим, что набросок части имеет авторскую помешу «Последние вздохи».
Третья часть — Скерцо (Scherzo, 3/4, J.= 112), легкое и грациозное (пример
4).
Интересно начало трио, построенное на унисонных октавных скачках (пример 5).
Эти скачки проходят и в дальнейшем изложении трио. В музыке
всего скерцо чувствуются юношеская радость и сила.
Настроение, сложившееся в скерцо, получает дальнейшее развитие в финале
(Allegro, 2/4, J =120), написанном в форме рондо-сонаты. Характерна
тема его главной партии (пример 6).
Вначале ведущая роль поручена первой скрипке, потом все четыре инструмента сливаются в унисоне и вводят в гордую и полную энергии новую тему — начало связующей партии (пример 7).
Затем идет побочная партия, в сопровождающих голосах которой
используются приемы имитационного изложения. Следует первое возвращение
главной партии, большая разработка, реприза и кода.
Элементы тематического развития, очень скупо намеченные в первой части,
получают в финале значительно более широкое и активное воплощение. Финал
полон веселой, увлекательной жизнерадостности.
Продолжительность исполнения квартета 26 минут: I ч. — 8 мин., II ч.
— 7 мин., III ч.—4 мин., IV ч. — 7 мин.