А. Эйнштейн - Моцарт: личность, творчество

Книги о Моцарте

Ноты



Ноты, книги и литература о музыке, композиторах

 

ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА

 

 

Есть два пути для рассмотрения инструментального и вокального творчества Моцарта. У каждого из них своп преимущества ir свои недостатки. Можно, не разделяя произведений Моцарта по жанрам, идти вперед в хронологическом порядке от одного произведения к другому, от детских менуэтов к Реквиему. Так можно проследить весь процесс творческого развития, от ростка до древа с тенистой кроной и плодами, ощутить его, как изумительное в своем единстве и цельности явление, невзирая на препятствия, неудачи и провалы, ожидающие нас на данном пути, ибо полного собрания сочинений Моцарта не существует. Однако если пойти этим путем, то исследование творчества Моцарта окажется в чрезмерном подчинении у его биографии. Над ним нависнет опасность рационалистического метода с одной стороны, и сложность всего неисследованного и запутанного — с другой.
Деление на жанры таит в себе другую угрозу: мы делим то, что, по существу, неделимо. Ведь на вокальную музыку часто влияет инструментальная, а на инструментальную — вокальная. У «Волшебной флейты» и пьес для механического органа есть нечто общее в стиле, не говоря уже о произведениях, принадлежащих той же области, но различных по назначению — таких, как «Волшебная флейта» и Реквием. Порой мы вправе сопоставлять произведения очень далекие друг от друга, например — первый зальцбургский струнный квинтет с пятью или шестью шедеврами, созданными в последние годы в Вене. Правда, для этого потребуется некоторое насилие. И все же мы предпочитаем этот второй путь. Ибо творчество Моцарта не только универсально, но и чрезвычайно устойчиво во всех областях. Пусть Моцарт перебрасывается от произведения к произведению, тем не менее он с большой точностью, вернее, все точнее соблюдает различия в жанрах, даже когда сочиняет вещи глубоко индивидуальные, полностью «в своем роде» (sui generis).

Так, в «Милосердии Тита» опера seria становится еще больше seria; в «Так поступают все» опера buffa — еще больше buffa, в «Волшебной флейте» зннгшпиль — еще больше зингшппть, точнее говоря, он становится «немецкой оперой». Еще яснее выступает эта черта в инструментальной музыке Моцарта. Его дивертисмент — это квинтэссенция дивертисмента, квартет — квинтэссенция квартета. В поздние годы Моцарт предпочитает писать дпвертисмент для трех струнных инструментов, а не для четырех, чтобы по составу он не мог быть спутан с настоящим квартетом. Когда Моцарт начал писать инструментальные произведения, область симфонической и камерной музыки находилась в состоянии некоторой неупорядоченности, и Моцарт вначале с этим мирился. Но год от года вкус его становится все изысканнее, чувство жанровой обусловленности и устойчивости все строже.
Ход нашего изложения таким образом определился: прежде всего отделим сочинения Моцарта для клавира и произведения всех тех жанров, в которых участвует клавир, от остальной камерной музыки, которую мы обособим здесь именно потому, что клавир в ней не участвует. Камерная же музыка, естественно, будет отделена от симфонической, в которой духовые инструменты играют все большую роль. Но есть еще музыка, противостоящая камерной. Это серенады п кассации, предназначенные для исполнения на открытом воздухе,— в известной мере они отличаются и от камерных дивертисментов. И тут мы выскажем нечто парадоксальное для XIX и XX столетия, но совершенно естественное для XVIII: камерная музыка, предназначенная для одних струнных, звучит серьезнее, чем камерная музыка, в которой участвует клавир. Развитие струнного квартета протекает в более высокой сфере, чем развитие клавирного трио.

Почему? Ответить можно, только обратившись к истории. И тот, кто поразмыслит и взвесит все обстоятельства, вынужден будет согласиться, что явление это наблюдается не только у Гайдна п Моцарта, а в известной мере и у Бетховена. Но Моцарт начал свой путь как клавирист, и он был бы не Моцарт, если бы не возвел свой инструмент на вершину славы. Камерная музыка, симфонизм, пианизм, все сливается и сплавляется в его клавирном концерте — этой вершине его инструментального творчества. Поэтому мы не совершим ошибки, если начнем исследование с его камерной и симфонической музыки, потом рассмотрим клавирную, то есть произведения, предназначенные для клавира соло и в сочетании с другими инструментами, и в заключение посвятим особую главу их синтезу — клавирному концерту.